Слайд 1Новые информационные технологии в лингвистике
Харламов
Александр Александрович
© 2013 МГЛУ
Ин.
яз. им. М. Тореза
Слайд 2Новые информационные технологии в лингвистике
Лекция № 2. Представление знаний
Слайд 3Знания
В настоящее время нет общепризнанного формального определения понятия Знание
Воспользуемся переходом
от данных к знаниям чтобы попытаться понять, что такое Знание
Знания обладают рядом специфических признаков, позволяющих отличать понятия «Знание» и «База знаний» от понятий «Данные» и «База данных»
Несомненно, что данные – составная часть знаний
3
Слайд 4Представление знаний
Свойства знаний
- внутренняя интерпретируемость (система имен)
- рекурсивная
структурированность
- связность (взаимосвязь единиц)
- представление в виде семантических
пространств с метрикой (расстояние между ними)
- активность (первичность процедур)
- функциональная целостность (комплексность, время, средства получения, средства анализа достаточности полученного результата)
Первые два признака, являются справедливыми и для традиционно организованных структур данных
3
Слайд 5Внутренняя интерпретируемость
Предусматривает возможность установки для элемента знаний (и данных) связанной
с ним системы имен
В том числе:
- индивидуальное имя присваивается информационной
единице
- последовательность имен присваивается множествам (классам), в которые она входит
Наличие системы имен позволяет знать, что хранится в базе знаний, и уметь отвечать на вопросы о содержимом базы знаний
3
Слайд 6Рекурсивная структурированность
Определяет свойство декомпозиции для информационной единицы
При необходимости информационная единица
может быть расчленена на более мелкие единицы, или, наоборот, объединена
в более крупные системы
Предусматриваются отношения принадлежности элементов к классу, и родо-видовые отношения между ними типа часть – целое, род – вид
3
Слайд 7Связность
Характеризует возможность установления между информационными единицами отношений, которые определяют семантику
и прагматику связей явлений и фактов
В отличие от структурированности, характеризующей
структуру знаний, система взаимосвязей определяет закономерности явлений, процессов, фактов, причинно-следственные отношения между ними
3
Слайд 8Представление в виде семантических пространств с метрикой
Семантические пространства с метрикой
характеризуют смысловую близость-удаленность информационных единиц
Знания должны быть взаимосвязанными и взаимозависимыми
в некотором общем для них когнитивном семантическом пространстве
3
Слайд 9Активность
Это принципиальное отличие знаний от данных
Активность базы знаний позволяет формировать
мотивы, ставить цели и строить процедуры их решения
3
Слайд 10
С самого начала программирование опиралось на первичность процедур и вторичность
данных. Процедурам отводилась роль активизирующего начала, они отражали способ решения
задачи, активизировали необходимые данные, пассивно лежащие в памяти системы
3
Слайд 11Функциональная целостность
Отражает возможность комплексного выбора желаемого результата, времени его
получения, средств получения результата, средств анализа достаточности полученного результата
3
Слайд 12Представление знаний
Элементы знаний
Отличие знаний от данных
Отношения и классы
отношений
3
Слайд 13Представление знаний
Элементы знаний – это
особым образом организованные информационные
структуры, которые имеют свое содержание, структуру, возможные связи, и процедуры
принятия решений
3
Слайд 14Представление знаний
Отличие знаний от данных
Основное отличие уровня знаний от
уровня данных заключается в том, что уровень знаний является концептуальной
моделью предметной области, в то время как уровень данных не выполняет моделирующей функции, хотя и структурирует семантику предметной области
Семантика предметной области остается эксплицированной в голове эксперта
3
Слайд 15Представление знаний
Отношения и классы отношений
Отношения определяют и фиксируют форму
связи между понятиями, (следовательно, и именами), но также между другими
функциональными группами внутреннего языка представления знаний
3
Слайд 16Представление знаний
Отношения могут задаваться не только с помощью лексики
языка, но и с помощью грамматических связей, выражаемых средствами языка
Основным
критерием качества представления знаний, является правильность установления отношений
3
Слайд 17
Классы отношений
- отношения классификации
- признаковые отношения
- количественные отношения
- отношения сравнения
-
отношения принадлежности
- временные отношения
- пространственные отношения
3
Слайд 18
Классы отношений
- каузальные отношения
- инструментальные отношения
- информационные отношения
- порядковые отношения
-
модальные отношения
- модификаторы
- квантификаторы
3
Слайд 19
Отношения классификации
Позволяют классифицировать элементы предметной области, образовывать классы элементов,
устанавливать отношения между классами, а также между классами и отдельными
элементами
3
Слайд 20
Отношения классификации
Важнейшими являются следующие отношения:
- иметь имя
- класс – подкласс
-
элемент – класс
- род – вид
- нижестоящие понятия – вышестоящие понятия
- часть – целое
-
быть эталоном
3
Слайд 21
Признаковые отношения
Приписывают различные качественные признаки понятиям
Могут быть представлены в виде
последовательной композиции двух отношений:
- иметь признак и
- иметь значение
признака
3
Слайд 22
Понятия представляют собой совокупность определяющих их признаков
В понятии сосредоточено
то общее, что объединяет отдельные элементы в один класс, признаковые
отношения являются характеристиками понятий
В некоторых случаях можно считать, что понятие есть некоторый набор определенных атрибутов признаковых отношений
3
Слайд 23
Отношения сравнения составляют три характеристики некоторого понятия или группы понятий
по какому-либо признаковому или количественному отношению:
- быть меньше (хуже)
- быть
больше (лучше)
- быть эквивалентным
3
Слайд 24
Отношения принадлежности (ассоциативные)
Связывают два элемента предметной области не по классификационному
признаку, а по признаку отношения к какой-либо конкретной ситуации
3
Слайд 25
Временные отношения
Определяют динамические характеристики элемента:
- протяженность существования во времени
-
момент возникновения
- дату и другие временные показатели
3
Слайд 26
Временные отношения
К временным отношениям относятся отношения типа:
- быть одновременно
-
быть раньше
- быть позже
- совпадать во времени
- пересекаться во времени
3
Слайд 27
Пространственные отношения
Фиксируют место пребывания некоторого элемента предметной области, или взаимоотношение
элементов между собой в некотором пространстве
3
Слайд 28
Пространственные отношения
В качестве примера можно привести следующие пространственные отношения:
-
совпадать в пространстве
- быть слева
- быть справа
- быть сзади
- быть
между
- касаться
3
Слайд 29
Инструментальные отношения
Отражают прагматический аспект деятельности
Самые важные из них:
- служить для
-
быть средством для
- способствовать
- быть инструментом
- быть вспомогательным средством
3
Слайд 30
Информационные отношения
Образуют группу отношений, которые описывают различные стороны передачи и
получения информации:
- быть отправителем
- быть получателем
- быть источником информации
3
Слайд 31
Порядковые отношения
Описывают соотнесенность элементов предметной области между собой:
- быть следующим
-
быть очередным
- быть ближайшим
3
Слайд 32
Модальность
Модальность – это класс отношений, в котором исследуются высказывания, имеющие
такие истинностные значения, как возможность, необходимость, обязательность
3
Слайд 33
Модальность
Модальность – одно из важнейших свойств суждений, так как в
нем выражается степень существенности того или иного признака для данного
объекта предметной области, отображенного в суждении
3
Слайд 34
Модальность
Модальности делятся на три группы:
- суждения возможности (проблематичности)
- суждения
необходимости
- суждения действительности
3
Слайд 35
Модальность
В суждении возможности отображается вероятность наличия или отсутствия признаков
у объекта
В суждении необходимости отображается такой признак, который имеется у
объекта при всех условиях
В суждении действительности констатируется наличие или отсутствие у объекта того или иного признака
3
Слайд 36
Модальность
Основные отношения модальности:
- необходимо
- желательно
- невозможно
- совершенно невозможно
- возможно
- обязательно
- необязательно
- нежелательно
- совершенно необходимо
3
Слайд 37
Модификаторы
Это класс отношений, устанавливающих признаки элементов
К ним относятся следующие
лексические единицы:
- быстро
- осторожно
- качественно
- сложно
- регулярно и т.п.
3
Слайд 38
Квантификаторы
Особый класс отношений, в котором словосочетания языка образуют так
называемые кванторы, два из них имеют четкий смысл:
- квантор общности
и
- квантор существования
3
Слайд 39
Квантификаторы
Квантор общности распространяет некоторую информацию на все без исключения элементы
рассматриваемого класса
Квантификатор существования содержит утверждение истинности некоторой информации хотя бы
для одного элемента из рассматриваемого класса
3
Слайд 40
Остальные квантификаторы Однозначной семантикой не обладают, т.е. относятся к разряду
нечетких кванторов
В качестве примера можно указать следующие нечеткие квантификаторы:
- много
-
мало
- часто
- близко
- только
- даже
- вскоре и т.п.
3
Слайд 41
Первичные атомарные отношения
- БЫТЬ ЭТАЛОНОМ
- ИМЕТЬ
- БЫТЬ ЭЛЕМЕНТОМ КЛАССА
- БЫТЬ
ПОДКЛАССОМ КЛАССА
- РОД-ВИД
- НИЖЕСТОЯЩЕЕ-ВЫШЕСТОЯЩЕЕ (ПО ИЕРАРХИИ)
- ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ
- ИМЕТЬ ПРИЗНАК
- ПРИЗНАК-ЗНАЧЕНИЕ
-
ПРИЗНАК-МЕРА
- МЕРА-ЗНАЧЕНИЕ
- РАВНО
3
Слайд 42
Первичные атомарные отношения
- СРАВНИМО
- БОЛЬШЕ
- БОЛЬШЕ ИЛИ РАВНО
- МЕНЬШЕ
-
МЕНЬШЕ ИЛИ РАВНО
- НЕСРАВНИМО
- СРАВНИМОСТЬ-МЕРА
- СООТНОСИТЬСЯ
- СООТНЕСЕННОСТЬ-ЗНАЧЕНИЕ
- ОДНОВРЕМЕННО
- БЫТЬ РАНЬШЕ
-
БЫТЬ ПОЗЖЕ
3
Слайд 43
Первичные атомарные отношения
- НАЧИНАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО
- КОНЧАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО
- ПРИМЫКАТЬ ПО
ВРЕМЕНИ СЛЕВА
- ПЕРЕСЕКАТЬСЯ ПО ВРЕМЕНИ
- СОВПАДАТЬ ПО ВРЕМЕНИ
- БЫТЬ ВНУТРИ
(ВО ВРЕМЕНИ)
- СОВПАДАТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ
- БЫТЬ СЛЕВА
- БЫТЬ СПРАВА
- БЫТЬ СПЕРЕДИ
- БЫТЬ СЗАДИ
- БЫТЬ НАИСКОСОК ОТ
3
Слайд 44
Первичные атомарные отношения
- ПЕРЕСЕКАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
- КАСАТЬСЯ
- НАХОДИТЬСЯ НА
-
БЫТЬ СВЕРХУ
- БЫТЬ СНИЗУ
- НАХОДИТЬСЯ В
- ПРИНАДЛЕЖАТЬ
- СЛУЖИТЬ ДЛЯ
- БЫТЬ
СРЕДСТВОМ ДЛЯ
- БЫТЬ ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ
- СПОСОБСТВОВАТЬ
- ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ
- БЫТЬ ЦЕЛЬЮ
3
Слайд 45
Первичные атомарные отношения
- БЫТЬ МОТИВОМ
- БЫТЬ ОТПРАВИТЕЛЕМ
- БЫТЬ ПОЛУЧАТЕЛЕМ
-
БЫТЬ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ
- БЫТЬ СЛЕДУЮЩИМ
- БЫТЬ ОЧЕРЕДНЫМ
- БЫТЬ БЛИЖАЙШИМ
- БЫТЬ
ЗАМЕНЯЮЩИМ
- НАХОДИТЬСЯ В СОСТОЯНИИ
- ИМЕТЬ ИМЯ
- ИМЕТЬ ОЦЕНКУ
3
Слайд 46
Выражение знаний
Практический опыт, заключенный в базе знаний, представляется совокупностью многочисленных
фактов, правил, процедур и эвристик (т.е. эмпирических правил), относящихся к
определенной предметной области
3
Слайд 47
Выражение знаний
Предметную область, представленную моделью «Сущность–Отношение–Атрибут–Значение–Событие» можно характеризовать совокупностью объектов,
количественных и качественных характеристик объектов и связей между объектами
3
Слайд 48
Выражение знаний
Объекты и связи составляют базис для классификации понятий
Объекты подразделяются
на:
- сущности
- события
- значения
связи – на:
- отношения
- атрибуты
3
Слайд 49
Выражение знаний
Сущность – это понятие, воспринимаемое индивидуально, представляющее интерес само
по себе и имеющее определенную протяженность во времени
Событие – это
понятие, воспринимаемое индивидуально, представляющее интерес само по себе и происходящее мгновенно
Значение – это понятие, воспринимаемое индивидуально и представляющее интерес только в связи с некоторой сущностью или с некоторым событием.
3
Слайд 50
Выражение знаний
Отношение – временная или постоянная связь между сущностями и
(или) событиями
Отношение может включать некоторые значения
Атрибут – это временная или
постоянная связь между сущностью (или событием) и значением
3
Слайд 51
Аспекты задачи представления знаний
Необходимо различать два аспекта – идентификацию
понятий и формулировку ограничений
Идентификация понятий предполагает отображение объекта предметной области
в некоторое базисное понятие языка представления знаний
Второй аспект предполагает наложение ограничений на идентифицированное понятие и на его возможные характеристики
3
Слайд 52
Идентификация понятий включает классификацию явлений по разным категориям:
- выделяются объекты
и связи (отношения) между ними
- при этом выделяются индивидуальные и
групповые объекты
- определяются зависимости объектов и связей во времени
3
Слайд 53
Объекты не всегда существуют в любое время, а связи могут
меняться с течением времени
Изменение во времени предполагает существование понятия «состояние»
В
некотором состоянии находятся объекты и связи в отдельные моменты времени
Событие - динамическое явление (переходы из состояния в состояние)
Специфическое обращение к событиям состоит в выделении различных фактов, которые приводят к переходу из состояния в состояние
3
Слайд 54
Наложение ограничений
Допускает различные виды ограничений и способы их выражения
Можно выделить:
-
статические ограничения, которые накладываются на объекты и их связи и
выполняются в любое время
- динамические ограничения на процесс изменения объектов и связей
3
Слайд 55
Системы представления знаний
Модели представления знаний могут быть подразделены на четыре
класса:
- семантические сети
- системы фреймов
- продукционные системы
- логические модели (языки)
3
Слайд 56
Семантические сети
Обозначают класс подходов, для которых общим является использование графических
схем с узлами, соединенными дугами
Семантические сети представляют знания о предметной
области и позволяют осуществить их построение непосредственно из текста
Узлы (вершины сети) представляют некоторые понятия (объекты, события, явления), а дуги – отношения между ними
3
Слайд 57
Структурный нейросетевой подход
к анализу текстовой информации
Семантический уровень
Попарная сочетаемость
корневых основ ключевых слов и словосочетаний
(ассоциативная , или семантическая сеть)
– понятия с их весом и связи с их весом
Семантические представления – сеть для предметной области
Вес понятий – частота встречаемости в тексте
Вес связей – частота попарной встречаемости в фрагментах текста
Слайд 58
Семантические сети
Семантические сети являются объектно-ориентированными структурами и обеспечивают такой признак,
как связность
3
Слайд 59
Семантические сети
В иерархических семантических сетях используются, например, такие типы связей
между объектами:
- множество
- подмножество
- элемент
3
Слайд 60
Семантические сети
Семантические сети, применяемые для описания естественных языков, используют такие
типы связей между объектами:
- агент
- объект
- реципиент
3
Слайд 61
Семантические сети
Характерной особенностью семантических сетей является наличие трех типов
отношений:
- класс — элемент класса
- свойство — значение
- пример элемента
класса
3
Слайд 62
Семантические сети
Ассоциативная навигация
Основная идея моделирования при помощи семантических моделей заключается
в том, что модель представляет данные о реальных объектах и
связях между ними прямым способом
Это существенно облегчает доступ к знаниям: начиная движение от некоторого понятия, по дугам отношений можно достичь других понятий
3
Слайд 63
Семантические сети
Накладывая ограничения на описание вершин и дуг, можно получить
сети различного вида
3
Слайд 64
Семантические сети
Если вершины не имеют собственной внутренней структуры, такие сети
называют простыми
В противном случае они являются иерархическими сетями
В этом случае
сеть может быть разделена на подсети, и отношения могут быть установлены не только между вершинами, но и между пространствами
3
Слайд 65
Семантические сети
Достоинства семантических сетей:
- в семантических сетях существует возможность представлять
знания более естественным и структурированным образом, чем в других формализмах
- семантические сети более других соответствуют современным представлениям об организации долговременной памяти человека
3
Слайд 66
Семантические сети
Недостатки семантических сетей:
- нет специальных средств, позволяющих определить временные
зависимости, поэтому временные значения и события трактуются как обычные понятия
-
сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети
3
Слайд 68
Модель семантической сети
Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической
сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети,
соответствующей поставленному вопросу
3
Слайд 69
Модель семантической сети
Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения:
-
связи типа "часть-целое" ("класс-подкласс", "элемент-множество" и т.п.)
- функциональные связи (определяемые
обычно глаголами "производит", "влияет"...)
- количественные (больше, меньше, равно...)
- пространственные (далеко от, близко от, за, под, над...)
3
Слайд 70
Модель семантической сети
Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения
(продолжение):
- временные (раньше, позже, в течение...)
- aтрибутивные связи
(иметь свойство,иметь значение...)
- логические связи (и, или, не) и др.
3
Слайд 71
Модель семантической сети
Можно ввести несколько классификаций семантических сетей:
- по количеству
типов отношений
- однородные (с единственным типом отношений)
- неоднородные (с различными
типами отношений)
3
Слайд 72
Модель семантической сети
Можно ввести несколько классификаций семантических сетей:
- по типам
отношений:
- бинарные (в которых отношения связывают два объекта);
- непарные (в
которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий)
3
Слайд 73
Модель семантической сети
Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической
сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети,
соответствующей поставленному вопросу
3
Слайд 75
Модель семантической сети
Узлы графа соответствуют понятиям и объектам, а дуги
– отношениям между объектами
Формально сеть можно задать в следующем виде:
– множество информационных единиц
– множество типов связей между информационными единицами
– отображение, задающее конкретные отношения из имеющихся типов между элементами
3
Слайд 76Семантическая сеть
Семантическая сеть представляет знания преимущественно декларативно
3
Слайд 77
Системы фреймов
Фреймы – это фрагменты знания, предназначенные для представления стандартных
ситуаций
Термин «фрейм» (frame – рамка) был предложен М. Минским
3
Слайд 78
Системы фреймов
Например, слово «комната» вызывает у слушающих образ комнаты: «жилое
помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью
6-20 м2»
3
Слайд 79
Фрейм
Фрейм - это минимальное возможное описание сущности какого-либо явления, события, ситуации,
процесса или объекта
Минимальность означает, что при дальнейшем упрощении описания теряется
его полнота
3
Слайд 80
Фрейм
В этом описании есть незаполненные значения некоторых атрибутов
Эти незаполненные значения
атрибутов — количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола
и др.
3
Слайд 81
Фрейм
Фреймы имеют вид структурированных наборов компонентов ситуации, называемых слотами
С каждым
фреймом ассоциируется разнообразная информация (в том числе и процедуры), например,
ожидаемые процедуры ситуации, способы получения информации о слотах, значения, принимаемые по умолчанию, правила вывода
3
Слайд 82
Фрейм
В качестве идентификатора фрейму присваивается имя фрейма. Это имя должно
быть единственным во всей фреймовой системе
3
Слайд 84
Фрейм
Различают фреймы-образцы или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются
для отображения реальных ситуаций на основе поступающих данных
3
Слайд 85
Фрейм
Фрейм-прототип – это наиболее типичный представитель своего класса, с обобщенными, но
вполне конкретными, значениями своих свойств
3
Слайд 86
Фрейм
Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие
знаний о мире через:
- фреймы-структуры, для обозначения объектов и понятий
(заем, залог, вексель)
- фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент)
3
Слайд 87
Фрейм
Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие
знаний о мире через:
- фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин)
- фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства)
3
Слайд 88
Фрейм
Важнейшим свойством теории фреймов является заимствованное из теории семантических сетей
наследование свойств. Наследование происходит по AKO-связям (A-Kind-Of = это). Слот
АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, то есть переносятся, значения аналогичных слотов
3
Слайд 89
Фрейм
Значением слота может быть что угодно: числа, формулы, тексты
на естественном языке или программы, правила вывода или ссылки на
другие слоты данного фрейма или других фреймов. В качестве значения слота может выступать набор слотов более низкого уровня, что позволяет реализовывать во фреймовых представлениях «принцип матрешки»
3
Слайд 90
Формальная структура фрейма имеет следующий вид:
f[,.....],где f – имя фрейма;
пара – i-й слот, Ni – имя слота и
Vi – его значение Значение слота может быть представлено последовательностью
; . . . ; ;; . . . ; , где Ki – имена атрибутов, характерных для данного слота; Li – значения этих атрибутов или множества их значений; Rj – различные ссылки на другие слоты
3
Слайд 91Фрейм
Каждый фрейм как структура хранит знания о предметной области
(фрейм-прототип), а при заполнении слотов значениями превращается в конкретный фрейм
события или явления
3
Слайд 92
Фрейм: Человек
Имя слота: Значение слота
Класс: Животное
Структурный элемент: Голова, шея, руки,
...
Рост: 30 - 220 см
Масса: 1 - 200 кг
Хвост: Нет
Язык:
Русский, английский, ...
Связь: Обезьяна
3
Слайд 94Фрейм
Достоинство фреймового представления заключается в том, что этот тип представления
комбинирует декларативные и процедурные знания
3
Слайд 95Фрейм
Фреймовые модели обеспечивают требования структурированности и связности
Это достигается за счет
свойств наследования и вложенности, которыми обладают фреймы, т.е. в качестве
слотов может выступать система имен слотов более низкого уровня, а также слоты могут быть использованы как вызовы каких-либо процедур для выполнения
3
Слайд 96Фрейм
К недостаткам фреймовых систем относят их относительно высокую сложность, что
проявляется в снижении скорости работы механизма вывода и увеличения трудоемкости
внесения изменений в родо-видовую иерархию
3
Слайд 97Продукционные системы
Продукционная модель - модель, основанная на правилах, позволяющая представить знания
в виде предложений типа: Если (условие), то (действие)
Идея этого метода принадлежит Э. Посту (1943)
При
использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил
Помимо продукционных правил база знаний должна включать простые факты
3
Слайд 98Продукционные системы
Под условием понимается некоторое предложение — образец, по которому
осуществляется поиск в базе знаний, а под действием — действия,
выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия, и терминальными или целевыми, завершающими работу системы)
3
Слайд 99Продукционные системы
При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора
правил. Программа, управляющая перебором правил, называется машиной вывода. Чаще всего
вывод бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения – к данным). Данные — это исходные факты, на основании которых запускается машина вывода
3
Слайд 101Продукционные системы
Продукционная модель привлекает разработчиков своей наглядностью, высокой модульностью, легкостью
внесения дополнений и изменений и простотой механизма логического вывода
3
Слайд 102
Система продукций
Образуется множеством правил продукции. Эти правила формулируют определенные
действия при выполнении некоторых заданных условий
В самом простом виде правила
продукций близки по смыслу импликации «если – то», поэтому для правил продукций эта запись имеет вид:
P1 ^ P2 ^ P3 . . . ^ Pn – B, где Pi (i=1,2, ..., n) – условия применимости, образующие конъюнкцию; В – заключение или действие, которое имеет место при истинности конъюнкции
3
Слайд 103
Система продукций
Удобна для выражения знаний, которые могут принимать форму
переходов между состояниями (ситуация -> действие, посылка -> заключение, причина
-> следствие)
3
Слайд 104
Система продукций
База знаний в этом случае состоит из множества
правил продукций (базы правил)
П={P1, P2, ..., Pm}
и конечного набора фактов
(базы фактов)
A=(a1, a2, ..., an)
Если правило имеет вид Pi=ai1 ai2 ... ais -> am, то это значит, что новый факт am имеет место (т.е. правило Pi применимо) при условии истинности всех фактов ai1...ais, определяющих правило Pi
3
Слайд 105Недостатки системы продукций:
- отсутствие внутренней структуры
- отсутствие зависимости шагов дедуктивного
вывода от стратегии вывода, что делает ее трудно интерпретируемой
3
Слайд 106Достоинства продукционных систем:
- модульность организации знаний
- независимость правил продукций
- легкая
модификация знаний на основе возможного удаления и добавления правил
- возможность
использования различных управляющих стратегий за счет отделения предметных знаний от управляющих
3
Слайд 107Логические модели
Для представления математического знания в математической логике пользуются логическими
формализмами — исчислением высказываний и исчислением предикатов
3
Слайд 108Логические модели
Эти формализмы имеют ясную формальную семантику и для них
разработаны механизмы вывода. Поэтому исчисление предикатов было первым логическим языком,
который применяли для формального описания предметных областей, связанных с решением прикладных задач
3
Слайд 109Логическая модель
В логическом подходе знания представляются посредством формул, которые строятся
из предикатов, логических связок, кванторов и т.п.
Одни логические подходы ограничиваются
классической логикой первого порядка, тогда как в других используется модальная логика, нечеткая логика, логика высших порядков и т.п.
3
Слайд 110Логические модели
Предикатом называется функция, принимающая два значения (истина или ложь)
и предназначенная для выражения свойств объектов или связей между ними
Выражение,
в котором утверждается или отрицается наличие каких-либо свойств у объекта, называется высказыванием
3
Слайд 111Логические модели
Константы служат для именования объектов предметной области Логические предложения
или высказывания образуют атомарные формулы
Интерпретация предиката — это множество всех
допустимых связываний переменных с константами. Связывание представляет собой подстановку констант вместо переменных
3
Слайд 112Логические модели
Пример: «Михаил дал Владимиру книгу»
ДАТЬ (МИХАИЛ, ВЛАДИМИРУ, КНИГУ)
3
Слайд 113Логические модели
Логический вывод осуществляется с помощью силлогизма (если из A
следует B, а из B следует C, то из A
следует C)
3
Слайд 114Логические модели
Преимущество логических моделей представления знаний заключается в возможности непосредственно
запрограммировать механизм вывода синтаксически правильных высказываний
3
Слайд 115Недостатки логической модели:
Логические модели являются наиболее строгим, в математическом смысле,
способом представления знаний
На практике они не получили большого распространения из-за
малой наглядности базы знаний
3
Слайд 116Логическая модель
В основе логических моделей представления знаний лежит понятие формальной
системы в виде четверки:
M = ,
где T – множество
базовых символов теории M (например, буквы алфавита),
P – множество синтаксических правил, посредством которых из базовых символов строятся формулы, A – множество построенных формул, состоящих из аксиом, F – правила вывода, определяющие множество отношений между правильно построенными формулами
3