Слайд 1Нравственные ценности российского народа
землю
родимую,
как мать
любимую»
Слайд 3Обсудим вместе
Почему люди воюют?
Каковы причины того, что одна страна нападает
на другую?
Как можно понять словосочетания
«война освободительная» и «война захватническая»?
Слайд 4
Уже наши предки, жившие в эпоху постоянных войн с чужеземцами,
выработали житейское представление
о патриотизме,
о тех качествах человека,
благодаря
которым формируется
это высокое чувство.
Слайд 5У всех народов России есть множество пословиц и поговорок о
любви к Родине:
«Человек без Родины, что соловей без песни» -
гласит русская пословица,
«Жить – Родине служить, «У чужой еды и вкус чужой» – так говорят на Кавказе,
«На родной стороне даже дым сладок» – утверждает татарская пословица.
Слайд 6В малых фольклорных жанрах представлена позиция человека:
каждый должен любить
и защищать
свою Родину так,
как любят и защищают
самого
близкого человека – мать.
Предать Отчизну, не встать на её защиту
считалось позорным.
Слайд 7В древних преданиях, священных книгах прославлялись
подвиги воинов, защищавших
родную
землю.
Слайд 8Образы былинных богатырей всегда были примером для народа.
Слайд 9 Читая или слушая сказания о героях
– защитниках родной земли,
человек проникался чувством глубокого уважения к
ним.
И ему тоже хотелось поступать так же,
как его далёкие предки,
самому творить добро и противостоять злу.
Так воспитывались нравственные качества человека.
Слайд 12 Жили-были два брата Урал и Шульген.
Урал – смелый, добрый, мужественный,
послушный сын.
Шульген – злой, завистливый, не уважающий своих родителей.
Много подвигов
совершил Урал-батыр во имя своего народа, своей родины. А его жестокий брат день и ночь думал о том, как победить род людской.
Слайд 13
Однажды Шульген решил затопить всю землю водой.
В страхе пришли люди к Урал-батыру, молили они
одолеть эту напасть.
Тогда батыр (богатырь) собрал людей, что жили на земле, и взял их под свою защиту.
Не дам затопить землю! Выпью всю воду, освобожу род людской!- решил Урал-батыр.
Слайд 14 Но плохо стало батыру от той воды,
сила ушла из его тела, не устоял он на ногах,
упал навзничь.
Собрался народ возле смертного ложа Урал-батыра, ждали люди, каким будет его последнее слово.
Слайд 15Приподнялся Урал-батыр, и люди услышали его завет:
Не пейте воду в
одиночку. Я, гордый своим богатырством, не ценил своих помощников, хотел
сам освободить вас от врагов, и вот теперь умираю.
А ещё хочу сказать тебе, народ мой, такие слова: не бери себе в попутчики зло. Пока не станет сердце твоё отважным, не делай ничего, не посоветовавшись с мудрыми людьми.
Слайд 16И вам, сыновья, моё слово.
На этих землях, что я
освободил от врагов, устройте счастье людей.
Чтите старшего по годам,
не пренебрегайте их советами. Чтите молодого за молодость его, не лишайте его своего совета и участия.
Слайд 17
- А всем вам скажу так – пусть добро будет
вашей опорой, вашим спутником в пути. Не сторонитесь добра, не
уступайте дорогу злу!
Сказал так Урал-батыр и умер. Низко-низко склонили свои головы в скорби все люди.
Слайд 18Похоронили Урал-батыра на высокой горе. Ту могилу вода не зальёт,
огонь не сожжёт.
Стала гора именоваться по имени батыра –
Урал-гора. А вскоре и всю горную страну стали называть его именем – Урал.
Слайд 19Что вы запомнили о башкирском герое Урал-батыре?
1.Каким был Урал-батыр по
характеру?
2.Какой подвиг совершил герой?
3.Как отблагодарили его люди?
4.Какие советы Урал-батыра вы
запомнили?
Слайд 21Никита Кожемяка — герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в
нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь
к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига — убиения змея и освобождения царевны — даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.