Слайд 1
Н.В. Фирсова,
ведущий научный сотрудник
НИЦ ЛОИРО, к.ист.наук
Современные педагогические технологии
Федерального
государственного образовательного стандарта
Слайд 2«Слово «проект», быть может, самый последний посетитель,
стучащийся
в двери педагогической терминологии.
Стоит ли впустить этого незнакомца?»
У.Х. Кильпатрик,
1918
Проект – (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий), т.е то чего пока не существует, то что задумывается или планируется).
Проект – система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей и решения конкретных задач за определенный период времени.
Проект - это специальная деятельность (уникальная последовательность действий), имеющая начало и конец во времени, направленная на получение заранее определённого результата (достижения определённой, цели, создание продукта, услуги, целенаправленное улучшение ситуации), при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.
Метод проектов
Слайд 31) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Слайд 4Регулятивные универсальные учебные действия
Слайд 5Проект – 8 стадий
Подготовка к работе
Выбор проблемы
Сбор информации
Разработка варианта решения
Реализация
плана действий
Подготовка к защите
Презентация проекта
Рефлексия
Социальное проектирование
как педагогическая технология
Слайд 6Проект – это 6 «П»
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
Intel
ОБУЧЕНИЕ для
БУДУЩЕГО
Слайд 8Типология проектов
по методу, доминирующему в проекте (ведущему виду деятельности);
по числу
участников;
по предметно- содержательной области;
В рамках учебного курса
В рамках интегрированного курса
В
рамках внеурочной деятельности
В рамках ОДОД
по продолжительности
Слайд 9ТИПЫ ПРОЕКТОВ
Практико-ориентированный проект
Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком
проекта.
Проектный продукт - учебные пособия, макеты и модели, инструкции,
памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.
Слайд 10Информационный проект
Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или
явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его
усмотрению.
Проектный продукт - оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Слайд 11Творческий проект
Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта,
потребность в самовыражении. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к
трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов
Проектный продукт - произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, ролики, видеофильмы и пр.
Слайд 12Игровой или ролевой проект
Цель — представление публике опыта участия
в решении проблемы проекта.
Проектный продукт, как правило, мероприятие (игра,
состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Слайд 13 Социальный проект
Цель — разрешение проблемы, привлечение внимание к
проблеме имеющей социальную значимость.
Проектный продукт - социальная акция, мероприятие
(уборка мусора, спектакль для детей, социальная реклама и др.) где проявляется активная жизненная позиция участников, происходит преобразование окружающей действительности.
Слайд 14Методическое сопровождение проекта
Запуск проекта
проблема и тема – цель
(ожидаемый результат )
Выполнение проекта
проектный продукт – план работы
– реализация плана
Презентация проекта
самооценка – оценка – рефлексия (способа)
Слайд 15
Темы работ
Аспирин друг или враг?
Психологический портрет героев произведения Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Анализ древесной коры
Развитие футбола в Ленинградской области
Современные подходы
к управлению социальными сетями и их влияние на социально-экономическую жизнь человека
Мобильный телефон в школе: этико-правовые аспекты
Обеспечение личной безопасности в криминальной ситуации
Нобелевские лауреаты по биологии и медицине
Слайд 16Проблема, тема, цель
Проблема – это несоответствие между реально существующей
ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.
Проблема – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения.
Проблема – сложный практический или теоретический вопрос, не имеющий решения в настоящий период, или для ответа на который не существует общепринятых методов.
Цель - это отражение проблемы, показывающее итог (результат) проекта, т.е. те изменения проблемной ситуации, которых стремятся достичь в ходе реализации проекта.
Осознанный образ будущего результата на достижение которого направлена деятельность проектировщиков.
Слайд 17Проектный продукт – план работы
Продукт любой, чем меньше возраст тем
более зримый
Обучение планированию (время, ресурсы, ответственные, контрольные точки)
Каркас проекта,
паспорт проекта, портфолио проекта (помогает упорядочить работу над проектом, следовать логике проектирования)
Слайд 20Рабочий лист
Проблема
Цель проекта
Задачи
Результат
Слайд 21Оценка проекта,
необходимые составляющие
Самооценка
Экспертная оценка
Оценка навыков проектной деятельности
Оценка продукта проектной деятельности
Слайд 22Самооценка, оценка, рефлексия
Оценка
Самооценка
Взаимооценка
Экспертная оценка
Самооценка
Эмоциональная
Содержательная
Рефлексия способа (овладение технологией)
Слайд 26Портфолио проекта
Выполнил ли я то, что задумал? (достиг ли я
своей цели)
Что у меня получилось хорошо?
Что у меня не получилось?
Какие
изменения я внесу в свой план?
Как я искал (хранил, передавал) информацию?
Чему я научился в процессе работы над проектом?
Слайд 27Получился ли проект ? (критерии оценки)
Была осуществлена деятельность
Была решена проблема
(собственная, субъективно значимая для учащегося)
В итоге получился продукт
В процессе работы
соблюдалась технология
Учащийся может объяснить, что зачем и в какой последовательности он делал
Работа была выполнена самостоятельно (при
сопровождении учителя)
Слайд 28Учебное исследование
Исследование – изучение, анализ какого-либо явления или предмета. Исследовательская
деятельность связана с решением исследовательской задачи и предполагает наличие основных
этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проблема
Предмет, объект, гипотеза
Цель и задачи
Методы
Исследование (теоретическое и эмпирическое)
Анализ, обобщения, выводы
Слайд 29
Исследовательский проект
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект
выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой
проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов.
Проектный продукт – результат исследования, оформленный установленным способом.
Слайд 306) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания
и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
Метапредметные результаты
Слайд 31Методическое сопровождение исследования
Подготовка к работе
проблема – цель –
гипотеза (предмет, объект)
Выполнение исследования
выбор методов – план действий
– фиксация результатов – соблюдение условий (методология)
Представление результатов
анализ – выводы – описание результатов
Слайд 32Исследование «Вода живая и …?»
Контекст кейса
Что нужно делать?
Подготовка семян
Замачивание семян
Наблюдение
Информационный
поиск
Выводы
Понравился ли тебе кейс?
А.А. Азбель, Л.С. Илюшин
«Тетрадь кейсовых практик:
опыт самостоятельных исследований в 8-9 классах»
СПб, 2014
Слайд 35Особенности проектной деятельности
Слайд 36
Под проектной задачей понимается задача, «…в которой через систему
или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на
получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное изменение группы детей».
А.Б. Воронцов
Проектные задачи
Слайд 38Педагогическая эффективность
Создает условия для учебного сотрудничества
Распределение ролей/выстраивание взаимодействия/умение видеть и
слышать друг друга/ аргументировать свою позицию
Обучает способу проектирования через систему
обучающих заданий
Видеть проблему/удерживать учебную задачу/планировать свою деятельность/моделировать способы решения задач/оценивать свою деятельность
Готовит к решению учебно-практических задач
«перенос» известных предметных способов действий в учебную (модельную) ситуацию/практико-ориентированный контекст/ личностная значимость
Слайд 40Рефлексия
Я понимаю….
Я могу ….
Я буду использовать …..