Слайд 1Общественная миссия журналиста
Презентация подготовлена по материалам лекций курса
«Основы журналистики»
(МГУ им. М.В.Ломоносова, 2011 г.)
Слайд 2Основные журналистские роли
в историческом контексте
Журналист как «пропагандист»
Журналист как «информатор»
________________________________________
Журналист
= профессионал = гражданин?
Слайд 3Метафоры ролей СМИ
Д.МакКуэйл (McQuail D.) выделяет несколько метафор. Среди них:
Окно
Зеркало
Фильтр
Интерпретатор
Распространитель
Собеседник
Слайд 4Функции журналистики
Прохоров Е.П.
«Введение в теорию журналистики»
Коммуникативная. Исходная функция
– общения, налаживания контакта. Журналистика устанавливает контакт с аудиторией и
социальными институтами, «знакомит» их друг с другом и проводит свою информационную политику;
Непосредственно-организаторская. Журналистика - «четвертая власть» в обществе. Контент СМИ может оказать серьезное влияние на общество;
(Задумайтесь – почему из всего потока информации отбираются те или иные новости?)
Идеологическая (социально-ориентирующая). Журналистика занимается информационным обслуживанием массового сознания, формирует общественное мнение, влияет на мировоззренческие основы аудитории;
Культурно-образовательная. Журналистика формирует культурно-поведенческие нормы, этикет, культуру и т д.
Рекламно-справочная. Журналистика удовлетворяет утилитарные запросы, связанные с миром увлечений различных слоев аудитории;
Рекреативная. Развлекательная. Журналистика формирует способ снятия напряжения, развлечения… (Развлечение – не новость, но информация о развлечениях – новость). Инфотейнмент – способ подачи информации в развлекательной манере (радио).
Слайд 5Традиция общественного вещания
Первый генеральный директор Би-Би-Си Лорд Рейт о функциях
общественного радио:
Информировать
Просвещать
Развлекать
Точнее: информировать, развлекать/отвлекать, соединять
-Общественное тв?
(+государственное, коммерческое)
Слайд 6«Сторожевой пес демократии» («Watchdog»)
Демократическая роль журналистики должна заключаться не только
в том, чтобы предоставлять информацию, но и выполнять функцию «сторожевого
пса». То есть заботиться о соблюдении законодательства, а не выполнять функцию «сторожевого пса власти» и др.
Журналист может выполнять функции общественного контроля и критиковать все ветви власти, только если он свободен от давления со стороны властей;
Идея свободы журналистики: действовать в рамках закона, не подвергаться цензуре, служить обществу;
-Сегодня СМИ куда чаще устанавливают порядок приоритетов в обществе, нежели рассказывают нам о нем.
Слайд 7Модель «четвертой власти»
Журналистская корпорация: независимый и сравнительно автономный социальный институт,
вовлечен в управление обществом;
Поскольку такая власть не избирается согласно демократическим
процедурам и никем не контролируется, кроме соответствующего законодательства и потребительского спроса, постольку она действительно является относительно самостоятельным источником властных полномочий, осуществляя прямое или косвенное влияния на состояние общественного мнения при восприятии и оценке этим мнением акций законодательных и исполнительных органов власти, конкретных представителей власти, а также воздействуя на итоги выборов
+ Информационная повестка дня может становиться средством манипулирования. Формирование повестки дня оказывается таким образом более сильным инструментом идеологического контроля, чем любая государственная цензура.
Слайд 8Информационная модель
«Факты говорят сами за себя», и обязанность журналиста состоит
в информировании без оценки, т.е., строго говоря, предполагаются превращение журналиста
в бесстрастного информатора и его отказ от гражданской позиции.
Вопрос, имеет ли журналист право на оценку, не решается просто. Достоин ли журналист быть судьей?
Слайд 9«Вторая древнейшая»
Мнение
«Во главу угла ставится получение материального достатка. Журналистика остается
второй древнейшей профессией, поэтому, по мнению респондентов, нет никакой беды,
что она продажна. Оба поколения идентифицируют профессионализм как техническое мастерство, не включая в эту характеристику этические нормы. Продажность – товарность журналиста они рассматривают как оценку его профессионализма на рынке труда»
(Пасти С. Российский журналист в контексте перемен. 2004)
Слайд 10
Профессиональные ценности журналиста
Слайд 11Основные дилеммы профессии
Свобода или ответственность?
Журналист свободно пишет свои материалы или
журналист должен создавать текст, думая о самых разных последствиях?
Вмешательство или
нейтральность?
Вмешательство журналиста в действительность или отстранение от оценок?
Факты или мнения?
Журналист сообщает факты, а не свое мнение, разграничивает факты и мнения или журналист – учитель аудитории?
Объективность или субъективность?
Существует объективная истина, которую можно отразить в сообщениях СМИ, или новости есть субъективное отражение действительности?
Слайд 12Основные понятия
Ценность – отношение между представлением субъекта о том, каким
должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. Если объект соответствует
предъявляемым к нему требованиям, он считается хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относится к плохим, или негативно ценным;
Стандарт – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации
Правило – часто (в субъективном смысле) предписания
Заповедь – религиозно-моральное предписание, завет (религ.)
или: (переносн.) Предписание, имеющее в глазах того, к кому оно обращено, большую моральную силу, авторитет
Максима (лат. propositio maxima – высший принцип)
всеобщее жизненное правило
Слайд 13Этика или стандарты?
Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности,
ethos — привычка, также: нормы, сплачивающие общество) - философская наука,
объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания
Употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Слайд 14Документы
Международная декларация принципов поведения журналистов (Принята на Втором Всемирном Конгрессе
Международной Федерации журналистов в 1954 г.; изменения – на XVIII
Всемирном Конгрессе МФЖ в 1986 г.)
Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов (1996)
Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России (принят Конгрессом журналистов России в 1994 г .)
Декларация Московской хартии журналистов (1994)
Хартия телерадиовещателей (1999)
Слайд 15Принципы профессиональной этики,
выработанные на встрече международных и региональных организаций
профессиональных журналистов
(более 400 журналистов из всех частей света),
в
Париже 20 ноября 1983 года под эгидой ЮНЕСКО.
Принцип № 1. Право граждан на достоверную информацию
Принцип № 2. Объективное освещение событий – долг журналиста
Принцип № 3. Социальная ответственность журналиста
Принцип № 4. Профессиональная честность журналиста
Принцип № 5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ
Принцип № 6. Уважение частной жизни и достоинства
Принцип № 7. Уважение общественных интересов
Принцип № 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур
Принцип № 9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству
Принцип № 10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка. (Журналист работает в современном мире в условиях продвижения к новым международным отношениям в целом и новому информационному порядку, в частности. Будучи частью Нового Международного Экономического Порядка, он нацелен на демократизацию в области информации и коммуникации как на национальном, так и на международном уровне. Базой для нового устройства призвано служить мирное сосуществование между народами и полное уважение их культурной самобытности. Долг журналиста – способствовать демократизации международных отношений в области информации, в частности, защищать и развивать мирные и дружеские отношения между странами и народами).
Слайд 16Принципы Reuters
Точность
Независимость
Непредвзятость (свобода от пристрастности)
Честность
Единство корпоративных стандартов
Слайд 1710 абсолютных правил Reuters
Точность всегда священна (факты! Вспомнить: игру в
пробку)
Всегда открыто исправлять свои ошибки
Всегда стремиться к уравновешенности и непредвзятости
Всегда
сообщать руководству о возникновении конфликта интересов
Всегда с уважением относиться к конфиденциальной информации
Всегда защищать свои источники информации от органов власти
Всегда предотвращать появление личной оценки в информационном материале
Никогда не прибегать к плагиату
Никогда не подвергать изменениям статическое или динамическое изображение, если эти изменения выходят за рамки стандартной оптимизации качества изображения
Никогда не платить за информацию и никогда не брать взяток
Слайд 18«Золотые правила» работы репортера
Точность
Ссылка на источник (лучше – на несколько
источников)
Честность
Информационный баланс (вспоминайте о правилах цитирования)
Объективность
Краткость и ясность
Ответственность
Слайд 19Точность
(внимание репортеров!)
- Это как заповедь
- Accuracy, accuracy, accuracy (Джозеф Пулитцер,
американский журналист, издатель)
NB Пулитцеровская премия – одна из наиболее престижных
наград в области литературы и журналистики.
Могут быть дебаты о стиле, о качестве заголовка и др., НО:
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОПРАВДАНИЙ ДЛЯ ОШИБОК
Слайд 20Честность
-Не вводить в заблуждение читателя
-Не скрывать информацию
-Если вы не
получили информацию, скажите об этом (Например, «не дают комментариев»)
-Не искажать
информацию (говорить только то, что вы точно знаете)
- Не наносить вред людям
Слайд 21Баланс
- Сбалансированная информация – когда представлены все точки зрения
и оглашены все позиции
-Особенно важно, когда речь идет о конфликте
(споры, выборы, войны и т.д.)
-Если не удалось добыть мнение противоположной стороны, так и скажите: «Мы предприняли все возможные шаги, но, к сожалению, нам не удалось связаться с …»
Слайд 22Объективность
Объективность =журналистская честность + баланс
Плюс к этому:
-нейтральность, быть над
ситуацией;
-хорошо разбираться в ситуации, знать бэкграунд, контекст и т.д.; уметь
предсказывать развитие;
-Как быть, когда репортеру говорят неправду (и он об этом знает)?
Слайд 23Как избежать основных ошибок?
-Проверять информацию
-Правило «двойной проверки»
-Использовать метод
прямого наблюдения (т.е. быть на месте события)
-Стараться не использовать вторичные
источники, перепроверять их
-Если допущена ошибка: дать исправление или опровержение: Это закон!
+:
-Пересмотреть заголовок и лид. Проверить, передают ли они суть?
-Отвечает ли текст на вопросы: кто? что? где? когда? как? почему? зачем мы об этом пишем?
-Проверить орфографию и пунктуацию. Грамматические ошибки отвлекают читателя от текста и подрывают доверие к автору
-Проверить во всем тексте: имена, даты, названия, должности, место действия. Есть ли они? Верны ли?
-Убрать все повторения
-Краткость – сестра таланта
-Проверьте, везде ли понятно, кто источник информации? (Журналист - посредник, а не источник)
-Избавьтесь от аббревиатур, а если некуда деваться - расшифруйте их.
- Разбейте длинные предложения на несколько коротких.
-И т.д. И т.д. И т.д.
Слайд 24Помните о ссылках на источники:
-Если вы не оказались на месте
события или сами не добыли информацию, пользуйтесь источниками
-Когда вы цитируете
чье-то заявление или высказывание
-Никогда не выдавайте информацию, полученную от источника, за собственную
-Перепроверяйте информацию
-Некоторые СМИ требуют от корреспондентов ссылок на несколько источников
Слайд 25Ответственность
-Это невидимая часть работы репортера
-Это – отношение к своей
работе, ее принципам и нормам
-Ответственность включает все: точность, честность, баланс,
объективность, качество текста
-И на самом деле – это отношение к аудитории, для которой вы работаете