Слайд 1«О роли науки в современном обществе»
Подготовила
студентка 1 курса магистратуры
Бондаренко
Дарья
Слайд 2Понятие науки
Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку
и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов,
их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.
Наука – это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая – педагогическая, индустриальная и т.п.
Наука – это область деятельности, где основной целью является получение самого научного знания.
«Методология научного исследования» А.М. Новиков, Д.А. Новиков.
История науки
Начиная с эпохи Возрождения, наука, отодвинув на
задний план религию, заняла ведущую позицию в мировоззрении человечества. Научное сообщество диктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука являлась высшим авторитетом и критерием истинности. «Центром» развития общества являлись научные знания.
Во второй половине XX века определились кардинальные противоречия в развитии общества: как в самой науке, так и в общественной практике.
Слайд 4 Противоречия в
науке
Противоречие в строении единой картины мира, созданной наукой, и
внутреннее противоречие в самой структуре научного знания, которое породила сама же наука, появление представлений о смене научных парадигм (Т.Кун, К. Поппер)
Резкое увеличение дробности картины мира и, соответственно, дробление профессиональных областей на множество специальностей как следствие стремительного роста научного знания, технологизации средств его производства.
Противоречия в науке
Современное общество не только дифференцировалось, но и стало
поликультурным. Если раньше все культуры описывались в едином ключе европейской научной традиции, то сегодня каждая культура претендует на собственную форму самоописания и самоопределения в истории.
Главное в том, что за последние десятилетия роль науки существенно изменилась по отношению к общественной практике. С XVIII века до середины XX века в науке открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, «подхватывая» эти открытия и реализуя их в общественном производстве – как в материальном, так и духовном.
Слайд 6 Противоречия в науке
5. Приход «Ситуативного знания» на замену
«вечному знанию», особенно в гуманитарных, общественных и технологических отраслях. Это
явление связанно с принципом дополнительности (Н.Бор): воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. С помощью дополнительности устанавливается эквивалентность между классами понятий, описывающими противоречивые ситуации в различных сферах познания. Кроме того, важно учитывать оптимальность исследований в данное время и в данных конкретных условиях.
6. Научные знания сегодня сосуществует с другими ненаучными знаниями.
Слайд 7Противоречия в практике
Обусловлены переходом человечества в новую, постиндустриальную эпоху
развития.
Основные признаки новой эпохи: нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных,
правовых, технологических и других ситуаций, острейшая конкуренция в мировой экономике.
Практика должна постоянно перестраиваться применительно к новым меняющимся условиям. Таким образом, атрибутом времени становится инновационность практики: создание инновационных авторских моделей: производств, фирм, организаций, школ, авторские технологии, авторские методики и т.д.
Слайд 8Противоречия в практике
Востребованность среди практиков научного стиля мышления, устремление практиков
к научным исследованиям (наличие ученой степени как показатель уровня профессиональной
квалификации)
Взаимное сближение науки и практики в области проектной организационной деятельности.
Невозможность однозначного определения цели проекта в научно-исследовательской деятельности; отсутствие конкретных и определенных представлений о результате деятельности, результате реализации того или иного проекта в практической деятельности
Предъявления таких требований к результату практической деятельности приближают к уровню определенности, позволяющему принимать решения о реализуемости и новизне проекта.
Слайд 9Заключение
Роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И
этот фактор оказывает и будет дальше оказывать существенное влияние на
все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу и культуру.