Слайд 1Решение генетических задач
Практическая работа № 5
Слайд 2План работы:
Проверка самостоятельной внеаудиторной работы;
Постановка целей и задач занятия;
Перерыв;
Изучение нового
материала и первичное закрепление по теме;
Самостоятельная работа;
Подведение итогов занятия, выставление
отметок.
Слайд 3Проверка самостоятельной
внеаудиторной работы
Дайте определение термина «рудимент».
Рудимент - орган, утративший
свое основное значение в процессе эволюционного развития организма
Дайте определение термина
«атавизм».
Атавизм - это явление, при котором у человека или животного проявляются признаки утраченные в процессе эволюции
Слайд 4Проверка самостоятельной
внеаудиторной работы («Что есть что»)
Слайд 5Проверка самостоятельной
внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)
Сходства
зародышей человека и других позвоночных
1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая
у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником.
2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с рыбами.
По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута, имеет трехкамерное сердце.
3. На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными: плавательные перепонки.
4. О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.
Слайд 6Проверка самостоятельной
внеаудиторной работы (найти и исправить ошибки в тексте)
Сходства
зародышей человека и других позвоночных
1. В эмбриогенезе у человека закладывается хорда, которая
у ланцетника остаётся на всю жизнь, а у человека замещается костным позвоночником.
2. В возрасте нескольких недель зародыши человека схож с рыбами.
По бокам шейного и головного отделов развиваются жаберные борозды. Кровеносная система замкнута, имеет трехкамерное сердце.
3. На следующей стадии наблюдается сходство с земноводными: плавательные перепонки.
4. О родстве человека с низшими млекопитающими свидетельствуют зачатки нескольких пар потовых желез вдоль млечных линий. По всему телу развивается густой волосяной пушок. В возрасте 1,5-3 месяцев заметно выражен хвостовой отдел.
Слайд 7Постановка целей и задач занятия
Цель:
закрепить умение решать генетические задачи
Задачи:
развивать знания о закономерностях наследования признаков;
показать необходимость генетических знаний
для прогнозирования появления наследственных болезней у человека и их ранней диагностики;
закрепить прочность знаний генетических законов и правил, терминов и понятий, их условное обозначение.
Слайд 8Перерыв (профилактика дискинезии рук)
Слайд 9Изучение нового материала и первичное закрепление по теме Решение генетических
задач генеалогическим методом
Слайд 10Используя теоретический материал, дайте определение терминам:
Генеалогический метод
Генеалогический метод – метод
анализа родословных
Пробанд
Пробанд – человек, с которого начинается исследование определенной семьи
Сибсы
Сибсы
– потомки одних родителей (братья и сестры)
Слайд 11Используя теоретический материал,
выполните задание на соответствие
А)
1) сибсы
Б) 2) больные
В) 3) пробанды
Г) 4) женщина и мужчина
Д) 5)брак
Слайд 12Используя теоретический материал,
выполните задание на соответствие
А)
1) сибсы
Б) 2) больные
В) 3) пробанды
Г) 4) женщина и мужчина
Д) 5)брак
Слайд 13Алгоритм решения задач генеалогическим методом:
Определение типа наследования;
Построение родословной;
Определение генотипов пробандов.
Слайд 14Пример решения задачи:
По изображенной на рисунке родословной определите и объясните
характер наследования признака. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами
3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов. (Решение основывается на изучение теоретического материала).
Слайд 15Ответ
Поскольку признак проявляется только у мужчин, значит, он сцеплен с
Х-хромосомой. Поскольку этот признак не проявился у сына отца семейства
(№2), следовательно, признак рецессивный.
Обозначим этот признак как а. Тогда потомок №8 XaY. Он получил от своего отца (№4) Y, следовательно, Xa он получил от матери (№3). Поскольку она сама нормальна, следовательно, ее генотип XAXa, Xa она получила от отца.
Потомок №11 получила Xa от своего отца (№8), но она сама нормальна, следовательно, ее генотип XAXa, XA она получила от своей матери (№9).