Слайд 1О задачах Профсоюза
в современных
социально - экономических условиях
Т.В. Куприянова ,
заместитель Председателя
Общероссийского профсоюза образования
07 декабря 2017 года г. Москва
Слайд 2Проведение ежеквартального мониторинга хода выполнения Указов Президента России от 2012
года по поэтапному повышению заработной платы педагогических работников образования в
2017 году.
Анализ выполнения Постановления ЦС Профсоюза от 15.12.2016 № 3-1.
Слайд 3Изменение средней заработной платы педагогических работников
Слайд 4Динамика номинальной заработной платы основных категорий работников, поименованных в Указах
Президента Российской Федерации от 2012 года
за 2013 год –
9 месяцев 2017 года
Слайд 5 27 ноября 2017 года Федеральный закон «О внесении изменений
в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»
и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» № 347-ФЗ подписан Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.
Таким образом, создана законодательная база для преодоления проблемы нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения работниками бюджетных муниципальных учреждений по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
В соответствии с поручениями Правительства РФ, Минобрнауки России при участии Общероссийского Профсоюза образования разработаны методические рекомендации по оплате труда педагогических работников общеобразовательных организаций, а также проект Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений высшего образования, подведомственных Минобрнауки России (в пакете с соответствующими методическими рекомендациями по его применению). Предполагается, что эти документы будут направлены в государственные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, а также в вузы до конца 2017 года.
Анализ выполнения Постановления ЦС Профсоюза от 15.12.2016 № 3-1.
Слайд 6Анализ выполнения Постановления ЦС Профсоюза от 15.12.2016 № 3-1.
В первом
чтении Государственной Думой принят федеральный законопроект, определяющий механизм доведения
МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения, согласно которому с 1 января 2018 года МРОТ будет установлен на уровне 85% от ПМ второго квартала 2017 года, а с 1 января 2019 года – на уровне 100% от ПМ второго квартала 2018 года.
В результате объединенных усилий общероссийских профсоюзов, входящих в ФНПР, 14 ноября 2017 года Конституционным судом Российской Федерации был рассмотрен вопрос о правовом статусе МРОТ. Постановление суда дает реальную основу для продолжения диалога с властью.
В федеральном бюджете на 2018-2020 годы предусматривается ежегодное повышение оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 года на 4,0%, с 1 октября 2019 года на 4,0% и с 1 октября 2020 года на 4,0%; ежегоднаядекабрь 17 индексация с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на прогнозный уровень инфляции в 2018 – 2020 годах на 4,0%.
Слайд 7Анализ выполнения Постановления ЦС Профсоюза от 15.12.2016 № 3-1.
Что сделано
в решении вопросов актуализации и применения профстандартов:
ЦС Профсоюза подготовлено
и направлено в региональные (межрегиональные) организации Профсоюза разъяснение «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» (письмо от 10.03. 2017 г. № 122).
ЦС Профсоюза направлено письмо в Минобрнауки России с предложением подготовить и направить в государственные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, разъяснения о применении профессиональных стандартов в сфере образования» в целях обеспечения единообразия правоприменения профессиональных стандартов в сфере образования.
По результатам двухлетнего общественно-профессионального обсуждения проблем применения профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», в том числе при активном участии Совета по дополнительному образованию детей при ЦС Профсоюза, Минобрнауки России и организацией – разработчиком изменений в этот профстандарт (при поддержке ЦС Профсоюза) подготовлен необходимый пакет документов, который внесен в Минтруд России для прохождения в установленном порядке процедуры актуализации этого профстандарта.
Слайд 8 Экспертами Профсоюза проведено исследование вопросов, связанных с состоянием финансирования образовательных
организаций, реализующих образовательные программы общего образования, на основании результатов которого
достигнута договоренность с Минобрнауки России о подготовке предложений по вопросам совершенствования применения Федерального закона № 83-ФЗ. Начата реализация проекта (на 2017-2019 годы) по разработке, аппробации и внедрению эффективного инструментария управления регионально-муниципальными системами образования для создания единого образовательного пространства.
ЦС Профсоюза в рамках налаженного конструктивного взаимодействия с Минобрнауки России продолжает работу по обсуждению и доработке предложенного Минфином России проекта федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью исключения распространения действия норм этого закона на систему государственных и муниципальных образовательных организаций общего образования.
Анализ выполнения Постановления ЦС Профсоюза от 15.12.2016 № 3-1
Слайд 9Анализ выполнения Постановления ЦС Профсоюза от 15.12.2016 № 3-1
Продолжилась работа
ЦС Профсоюза в работе по повышению социального статуса, совершенствованию условий
труда педагогических работников:
направлено обращение в Минобрнауки России по вопросу об ускорении принятия мер по организации разработки типовых, отраслевых и межотраслевых норм труда (норм численности, норм обслуживания, норм по выполнения различных видов работ);
продолжена работа по сокращению избыточной отчетности педагогических работников; по изучению порядка и условий привлечения работников образования к организации и проведению государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ОГЭ) обучающихся; по вопросам, связанным с порядком, условиями привлечения педагогических работников и иных граждан (включая студентов) к работе в летних оздоровительных лагерях; по изучению вопросов повышения квалификации и переподготовке, условий и оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивное образование.
подготовка совместно с Минобрнауки совместных разъяснений о реализации права работников сферы образования на награждение ведомственными наградами Минобрнауки России.
Слайд 10Важнейшая задача - осуществление согласованных действий Профсоюза и Минобрнауки России
по реализации Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства
образования и науки РФ, на 2018 – 2020 годы (заключенного 6 декабря 2017 года), на основе утвержденного плана его реализации, при активном использовании в том числе механизма регулярного взаимодействия в рамках предусмотренной трудовым законодательством отраслевой комиссии по заключению и реализации Отраслевого соглашения.
Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Слайд 11 В рамках Генерального соглашения на 2018-2020 годы (готовится к подписанию
в декабре 2017 года) Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в
ведении Минобнауки России, на 2018-2020 годы, региональных и местных соглашений, коллективных договоров образовательных организаций:
– добиваться достижения в 2018 году установленных Указами Президента Российской Федерации от 2012 года и поручениями Правительства Российской Федерации целевых показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы;
– сохранения в 2019-2020 годах соотношений уровней оплаты труда, установленных Указами Президента Российской Федерации от 2012 года;
Редакция Минтруда России
Стороны при формировании проекта Федерального бюджета на очередной год и плановый период рассматривают параметры повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации, и индексации заработной платы других категорий работников бюджетной сферы
Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Слайд 12Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Добиваться:
– проведение
консультаций в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
с целью подготовки в 2018 году предложений по уточнению соотношений уровней заработной платы категорий работников учреждений бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации от 2012 года, с учетом квалификации, сложности и ответственности их труда;
Редакция Минтруда России
Проведение консультаций с целью подготовки предложений о соотношениях уровней заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы с учетом квалификации, сложности и ответственности их труда.
Слайд 13Добиваться:
– обеспечения в 2018-2020 годах ежегодного проведения индексации размеров заработной
платы категорий работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы, не
поименованных в указах Президента Российской Федерации от 2012 года;
– установления минимального размера оплаты труда в 2018 году в размере 100 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
– внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в части определения и конкретизации состава минимального размера оплаты труда (МРОТ) с целью исключения из него компенсационных и стимулирующих выплат;
– принятия реальных мер по поэтапному увеличению доли должностных окладов (ставок заработной платы) в структуре фонда оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (подготовлен проект на 2018 год);
Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Слайд 14Добиваться:
– ускорения работы по подготовке и принятию постановления Правительства Российской
Федерации об установлении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников
государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения их объективной дифференциации, предусмотрев установление базовых окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) в размере не ниже минимального размера оплаты труда по профессиям рабочих, должностям служащих, отнесённых к профессиональным квалификационным группам первого уровня;
Редакция Минтруда России
Провести консультации и, при необходимости, разработать нормативно-правовой акт Правительства Российской Федерации о базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам в целях обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений по итогам обобщения практики установления базовых окладах (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Слайд 15Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Добиваться:
– распространения
на работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов, действия заключаемых в субъектах РФ региональных соглашений о минимальной заработной плате, а также финансового обеспечения мер, направленных на установление в федеральных бюджетных и автономных организациях размеров минимальной заработной платы, определенных в заключаемых региональных соглашениях соответствующих субъектов РФ;
Редакция Минтруда
Включение в региональные соглашения о минимальной заработной плате, в случае, если они распространяются только на работодателей внебюджетной сферы, предложений по срокам повышения минимальной заработной платы для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, до размеров, предусмотренных соглашением.
Слайд 16Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Добиваться:
- совершенствования
межбюджетных отношений в целях финансового обеспечения реализации полномочий соответствующих органов
власти по содержанию организаций сферы образования, в том числе по финансированию расходов на заработную плату работников и другие социальные выплаты, а также совершенствования организационно-финансовых механизмов финансирования организаций в сфере образования.
Слайд 17Меры Правительства РФ по оказанию финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ
в 2017-2019 гг.
В проекте федерального закона о федеральном бюджете на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, принятом Государственной Думой и одобренном Советом Федерации Федерального Собрания, не предусмотрено предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Бюджетные ассигнования на 2018 год 2019 год 2020 год
предоставление межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов
Российской Федерации 1652,4 1577,4 1590,8
в том числе дотаций бюджетам 828,8 781,9 795,9
субъектов РФ млрд.руб. млрд.руб., млрд.руб.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации (от22.09.2017 года) Правительству РФ поручено осуществить с 1.01.2018 года реструктуризацию накопленных субъектами РФ бюджетных кредитов.
Слайд 18Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
В части формирования
национальной системы учительского роста – задачи ЦС Профсоюза
добиваться принятия решений
об интеграции в модель НСУР и принятии мер по совершенствованию основных компонентов учительского роста - профессиональной подготовки, методической поддержки, дополнительного профессионального образования, профессиональных конкурсов, аттестации, отраслевых наград;
содействовать обеспечению правовых предпосылок внедрения НСУР и реализации при её формировании мероприятий, направленных на увеличение финансового обеспечения соблюдения социально-трудовых прав и профессиональных интересов учителей, включая расходы на оплату их труда, а также на устранение избыточной отчётности учителей и поддержку молодых специалистов.
добиваться проведения апробации всех компонентов НСУР только после обсуждения условий ее осуществления Межведомственной комиссией по формированию и введению НСУР, утвержденной приказом Минобрнауки России, в состав которой включены представители Общероссийского Профсоюза образования.
Слайд 19Задачи Общероссийского профсоюза образования и его региональных организаций.
Представители Общероссийского профсоюза
образования при обсуждении вопросов проведения апробации уровневой оценки профессиональных компетенций
учителей русского языка и математики в сентябре 2017 года настаивали на соблюдении определенных правил:
– добровольность участия учителей в тестировании посредством ЕФОМ;
– конфиденциальность информации о количестве баллов по итогам тестирования учителей на основе ЕФОМ для их работодателей;
– добровольность предъявления учителями сертификатов о результатах тестирования посредством ЕФОМ в аттестационные комиссии;
– учёт сертификатов о рекомендуемых программах повышения квалификации (по итогам тестирования на основе ЕФОМ) при реализации права учителей на дополнительное профессиональное образование.
В дальнейшем при проведении апробации модели уровневой оценки профессиональной квалификации учителей по предметным, методическим и иным компетенциям предлагается также руководствоваться этими правилами.
Слайд 20Задача региональных организаций профсоюза.
во взаимодействии с региональными отделениями предметных ассоциаций
учителей содействовать соблюдению трудового законодательства при реализации в субъектах РФ
мероприятий по апробации новой модели аттестации, предусмотренных на 2018-2020 годы, а также при апробации других компонентов НСУР, принимать систематическое участие в них в качестве общественных наблюдателей, а также изучать соответствующие экспертные мнения учителей.
Слайд 214
НСУР
государственная гарантия развития и поддержки учителя
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВНЕВЫЙ СТАНДАРТ
ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
УЧИТЕЛЯ (профессиональные ценности, профессиональный долг, профессиональная честь)
НОВЫЕ ДОЛЖНОСТИ
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
ВЕРТИКАЛЬНАЯ КАРЬЕРА
МОЛОДОЙ
СПЕЦИАЛИСТ
(уточнение статуса)
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ДПО
ФИНАНСИРОВАНИЕ
(рост оплаты труда следует росту профессионализма, «энергия проекта»)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ
(перечень Минобрнауки России и ПНПО)
ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА
(«доверие профессии со стороны общества и государства»)
НАГРАДНАЯ СИСТЕМА
(стимул роста и внимательная обратная связь)
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
АТТЕСТАЦИЯ
(стимулирование роста, пространство возможностей, инструмент констатации роста)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(старт роста и «вход в профессию»)
Модель национальной системы учительского роста (проект)
Слайд 22В большинстве случаев отсутствует государственное задание на развитие профессионализма учителя
в связи с низкими образовательными результатами школьников и по результатам
диагностики его собственной квалификации
Практически отсутствие персонифицированного повышения квалификации педагогов, учитывающего объективно выявленные профессиональные дефициты
В связи с формированием национальной системы учительского роста перед организациями ДПО стоит задача по обеспечению массового повышения квалификации (формированию новых компетенций)
ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Слайд 23Первоочередные действия Профсоюза в связи с необходимостью модернизации дополнительного профессионального
педагогического образования в условиях формирования НСУР
Общероссийский Профсоюз образования принял решение
о проведении Всероссийского совещания по обсуждению вопросов совершенствования региональных систем повышения квалификации работников образования в марте 2018 года, а также о предварительном проведении необходимого мониторинга в связи с ростом требований к организациям, реализующим образовательные программы дополнительного профессионального педагогического образования в контексте формирования национальной системы учительского роста, .
Получено принципиальное согласие президента Российской академии образования Л.А.Вербицкой на участие в организации и проведении этого совещания, направлено обращение к Министру образования и науки РФ О.Ю.Васильевой с предложением рассмотреть возможность участия Министерства в подготовке и проведении этого мероприятия.