Разделы презентаций


О.А. Целищева Психолог Карельского ресурсного центра Петрозаводск, 2020 г. ГБУ

Содержание

Рубеж младшего школьного и подросткового возрастов«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА 9-12 лет »

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1О.А. Целищева
Психолог
Карельского ресурсного центра
Петрозаводск , 2020 г.
ГБУ РК

«Карельский ресурсный центр развития социальных технологий»

отделение по развитию форм

работы с семьей и детьми


О.А. ЦелищеваПсихолог Карельского ресурсного центра Петрозаводск , 2020 г.ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий» отделение

Слайд 2Рубеж младшего школьного и подросткового возрастов
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА 9-12 лет

Рубеж младшего школьного и подросткового возрастов«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА 9-12 лет »

Слайд 3Анатомо физиологические особенности



В течение первых 9 - 10 лет жизни

развитие организма ребенка происходит относительно равномерно. После 10 - 11

лет начинаются процессы, составляющие сущность полового созревания и приводящие к половой зрелости.
К этим процессам относятся:
изменения пропорций тела с приближением их к типичным для мужского/женского пола
появление и развитие вторичных половых признаков
перестройка деятельности различных органов и систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, изменяется при этом и состояние центральной нервной системы, а также желез внутренней секреции.
Типично мужские пропорции тела формируются в результате неравномерного роста и развития отдельных частей тела. Для мужской фигуры характерны широкие плечи и спина; таз существенно уже, чем плечи; сравнительно длинные конечности; центр тяжести тела у мужчины находится выше пояса, тогда как у женщины - ниже. Мышечная ткань в мужском организме развита значительно лучше, чем жировая.




Анатомо физиологические особенности		В течение первых 9 - 10 лет жизни развитие организма ребенка происходит относительно равномерно. После

Слайд 4Анатомо физиологические особенности



Начало и окончание подросткового возраста определяют по–разному. Начало

подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с

репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и в 13 у мальчиков.
В этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.

На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков).

Третий этап: процесс активизации половой и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, способны быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе продолжается рост сердца и происходит увеличение объема лёгких. Могут появляться боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания (способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой), к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).

На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка). У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Этот этап в считается началом юношеского возраста.

Анатомо физиологические особенности				Начало и окончание подросткового возраста определяют по–разному. Начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости.

Слайд 5Когнитивное развитие



Оперирование абстрактными понятиями.
Выдвижение и проверка гипотез, построение прогнозов.
Анализ

и оценка своих умственных действий.
Способность применять вторую систему символов –

символы для символов, что делает мышление более гибким.
Способность размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно, отрешиться от конкретной реальности. Следствие –начинают больше мечтать.
Совершенствование и развитие когнитивных способностей приводят подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два проявления:
- феномен воображаемой аудитории (предположение, что люди постоянно наблюдают и оценивают тебя), результат – поведение «как на сцене»,
- персональный миф (убежденность в собственной исключительности, уникальности личных переживаний, неуязвимости), результат – рискованное поведение.
Дальнейшая интеллектуализация познавательных процессов. Сближение теоретического мышления с воображением дает импульс к творчеству. Воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни и служит для фантазий – как защитного плана, так и с представлениями о будущей жизни.


Когнитивное развитие 			Оперирование абстрактными понятиями.Выдвижение и проверка гипотез, построение прогнозов.Анализ и оценка своих умственных действий.Способность применять вторую

Слайд 6Социальная ситуация развития



Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного

обучения, отношениями с учителем и одноклассниками. Дети выстраивают общение между

собой посредством педагога. Официальный стиль отношений в школе, система оценок и распорядок дня оказывают влияние на психическое развитие ребёнка, развитие его самооценки, самодисциплины и самоконтроля.
Социальная ситуация развития в подростковом, раннем подростковом возрасте отличается от социальных ситуаций развития детства в больше степени по внутренним причинам. Внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты. Общение со сверстниками выделяется в самостоятельную сферу жизни, приобретает большую значимость. Отношения со взрослыми носят двойственный характер. Подросток стремится к независимости и самостоятельности, настаивает на равенстве прав со взрослыми, и одновременно не может самостоятельно обеспечить своё существование, нуждается в материальной и личностной поддержке со стороны родителей, очень чувствителен к внешним оценкам людей.
Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнёром, познание партнёра и самопознание. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во чтобы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь".
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.


Социальная ситуация развития				Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного обучения, отношениями с учителем и одноклассниками. Дети

Слайд 7Анатомо физиологические особенности



Начало и окончание подросткового возраста определяют по–разному. Начало

подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с

репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и в 13 у мальчиков.
В этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.

На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12–14 лет (соответственно у девочек и мальчиков).

Третий этап: процесс активизации половой и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, способны быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе продолжается рост сердца и происходит увеличение объема лёгких. Могут появляться боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого – частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания (способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой), к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).

На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка). У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Этот этап в считается началом юношеского возраста.

Анатомо физиологические особенности				Начало и окончание подросткового возраста определяют по–разному. Начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости.

Слайд 8Новообразования
В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение

новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее

у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Появляются новые «внешкольные» интересы. Развитие теоретического мышления, т. е. мышления в понятиях, способствует возникновению рефлексии к концу младшего школьного возраста  (она является новообразованием подросткового возраста), которая преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и к самим себе.
Рефлексия как механизм формируется гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок проявляет способность с раннего возраста, то зачатки рефлексии возникают только у дошкольника, а как новообразование личности она развивается у младших школьников. Рефлексия помогает отстраниться, занять самые разные позиции, что позволяет осуществить глубокий и полноценный самоанализ. В младшем школьном возрасте способность к рефлексии отстает, развиваются лишь ее первоначальные основы. К концу младшего школьного возраста прибавляется способность к рефлексии, которая значительно расширяет возможности для самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в подростковом возрасте.
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Дать анализ чему-либо - это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.
Новообразования – идет интенсивное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие думающим», создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
Для понимания сущности противоречий и кризисов подростка необходимо выделить самое главное новообразование в его личности, которое меняет социальную ситуацию развития. В отличие от ребенка младшего школьного возраста подросток не овладевает новой деятельностью – учением. Оно остается, но меняется отношение к нему, школе, взрослым. Соответственно новым психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости.
Взрослостью называется ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы с ним считались так же, как со взрослым. Взрослость проявляется по отношению к самому себе, к окружающим взрослым и сверстникам.
Новообразования	В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире

Слайд 9Новообразования




Взрослость по отношению к себе проявляется у «младших»

подростка в том, что он стремится перенять формы взрослого поведения,

иногда с аддиктивными привычками (курение, употребление алкоголя и ПАВ, нецензурная брань и пр.). Но более всего подросток стремится изменить самого себя – стать взрослым. Поэтому он усиленно начинает заниматься самообразованием и самовоспитанием, стремиться себя изменить. Особенно ярко это проявляется в желании стать внешне похожим на взрослых – так же одеваться, использовать косметику. Девочки–подростки. Например, начинают носить обувь на высоком каблуке, делают экстравагантные прически, одеваются «по моде», причем в крайнем ее выражении. Мальчики хотят быть физически сильными и развитыми.
Формирование у подростка качественно новых психических образований – элементов взрослости – это результат «перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми, товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов и учебно–познавательной деятельности, а также морально–этических аспектов, влияющих (опосредующих) деятельность, поведение, отношения». Разные стороны взрослости проявляются и формируются не одинаково. Это объясняет сосуществование в подростке детскости и взрослости – детский облик и взрослые интересы, «детский» паспортный возраст и наличие профессиональных интересов, намерений. Даже в одном подростке уровни развития разных сторон взрослости различны. В современных подростках одни черты взрослости благоприятно действуют на формирование личности, а другие тормозят его. Важно, что в этот период начинают формироваться социальные и моральные установки.
У некоторых подростков черты взрослости проявляются обостренно прежде всего потому, что значимая для каждого из них деятельность имеет свои отличия. Одни идут в школу, учатся три–четыре года, а затем естественно, без «ломки», переходят в пятый класс, особенно если они занимаются также в спортивной или музыкальной школе. Для других переход в среднюю школу проходит болезненно. Они боятся новых учителей, новых требований и т. д.
Здесь играют огромную роль внутренние ощущения детей и статус подростка в современном обществе: чем больше он изолирован от мира взрослых, тем дольше его будут оберегать, а он будет оставаться социально незрелым. Одно из объяснений обостренного характера взрослости подростка американский ученый К. Левин видит в принадлежности взрослых и детей к разным самостоятельным группам. Группа взрослых обладает такими привилегиями, которых нет у подростка. Он желает перейти в мир взрослых, но не имеет для этого ни соответствующего статуса, ни полномочий, ни функций. Да и взрослые вполне справедливо считают его ребенком по физическим силам, по «детской» смене настроения и неустойчивости желаний. Возникает социальная неприкаянность подростков. И чем больше это будет проявляться, тем длиннее будет период взросления, тем труднее он будет для будущего личности. Значит, общество обязано не отделяться от групп подростков, а наоборот, включать их в свой мир.

Новообразования 						 	Взрослость по отношению к себе проявляется у «младших» подростка в том, что он стремится перенять

Слайд 10Новообразования




Первый источник чувства взрослости – когда еще задолго до физических

трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности, и тогда в социальную взрослость

начинает «входить» взрослость психологическая. Вторым является вхождение ребенка в неформальные разновозрастные группы, где инициатива общения принадлежит старшим по возрасту. Такое общение быстро приводит к взрослению, поскольку меняются тема и содержание контактов.
Третий источник взрослости – самостоятельное установление идентификации между собой и окружающим миром. Видя сходство и различие, подросток иногда адекватно, иногда нет определяет направление своей взрослости. Сходство может устанавливаться на разной основе – в способах поведения, социальной активности, в усвоении норм и ценностей.
Четвертый источник взрослости – активная гендерная установка. Мальчик воспитывает в себе мужественность, смелость, выносливость, верность принципам, а девочка стремится походить на взрослую женщину, используя украшения и много косметики.
Чувство взрослости — особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании подростка, чтобы и взрослые, и сверстники относились к нему, как к взрослому человеку. Это придает ему ощущение взрослости. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить себя от вмешательства других людей, добиться, чтобы взрослые, старшие уважали его, считались с его мнением. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, линия поведения. ( Характерно уклонение от открытого выражения любви родителей, особенно в присутствии сверстников, значимых людей).
Новообразования				Первый источник чувства взрослости – когда еще задолго до физических трансформаций подросток выполняет «взрослые» обязанности, и тогда

Слайд 11Сенситивный период



Овладения сложными движениями (спорт, хореография, труд).
12-13 лет сенситивный период

для формирования новых, более зрелых форм учебной мотивации.
Развитие средств общения.
Формирование

психологической культуры личности.
Формирование «идеала» (внутренний и духовный мир других людей, ценности).
Формирование силы воли, целеустремлённости, выносливости, решительности, смелость, самостоятельность, инициативность, выдержка.

Сенситивный период			Овладения сложными движениями (спорт, хореография, труд).12-13 лет сенситивный период для формирования новых, более зрелых форм учебной

Слайд 12
Зав. отделением: Самойликова Е.Н.
тел:8-964-318-82 -10
Специалист: Озерская Е.О.,
Психолог:

Целищева О.А,
тел:67-13-52
Специалист: Никонова А.А.
тел: 67-13-53
Психолог: Петров П.В.,


тел: 8 -906-208-53-89

Психологи детского телефона доверия
8-800-2000-122


КОНТАКТная информация

razvitie.rk-ors@yandex.ru


Зав. отделением: Самойликова Е.Н. тел:8-964-318-82 -10   Специалист: Озерская Е.О.,Психолог: Целищева О.А, тел:67-13-52 Специалист: Никонова А.А.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика