Слайд 1«Об образовании в Российской Федерации»
273-ФЗ
Слайд 2Концепция закона об образовании
Цели
1. Сохранить конституционные нормы, которые
гарантируют нашим гражданам получение бесплатного образования как дошкольного, так и
общего, и на конкурсной основе — высшего образования.
2. Обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии педагогам и обучающимся, которые способствовали бы стимулированию саморазвития и возможности полноценной реализации творческих начал как в отдельных педагогических коллективах, так и во всей системе образования.
3. Внедрить инновационный механизм развития в систему образования в целом.
Задачи
1. Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.
2. Расширение образовательных возможностей граждан.
3. Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования.
4. Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Слайд 3Система образования в РФ (10.2-5)
Общее образование
дошкольное образование
начальное общее образование
основное
общее образование
среднее общее образование
Профессиональное образование
среднее профессиональное образование
высшее образование – бакалавриат
высшее
образование – специалитет, магистратура
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
Дополнительное образование
Профессиональное обучение
Слайд 4Образовательные программы (основные)
1. Основные общеобразовательные программы:
образовательные программы дошкольного образования;
образовательные
программы начального общего образования;
образовательные программы основного общего образования;
образовательные программы
среднего общего образования.
2. Основные профессиональные образовательные программы:
образовательные программы среднего профессионального образования
программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
программы подготовки специалистов среднего звена;
образовательные программы высшего образования
программы бакалавриата,
программы специалитета,
программы магистратуры,
программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре),
программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
Слайд 5Образовательные программы (основные)
3. Программы профессионального обучения:
программы профессиональной подготовки по
профессиям рабочих и должностям служащих;
программы переподготовки рабочих и служащих;
программы повышения
квалификации рабочих и служащих.
Слайд 6Образовательные программы (дополнительные)
1. Дополнительные общеобразовательные программы:
дополнительные общеразвивающие программы;
дополнительные предпрофессиональные
программы.
2. Дополнительные профессиональные программы:
программы повышения квалификации;
программы профессиональной переподготовки.
Слайд 7Изменение названия
«образовательные учреждения» - «образовательные организации» (2.18-20)
Факторы:
Изменения в системе
учебных заведений РФ
Изменение характера образовательной деятельности учреждений (например, в организациях,
осуществляющих обучение, у ИП и др.)
Изменения в формах получения образования (например, самообразование)
Изменение принципов функционирования образовательных учреждений (например, сетевая организация)
Субсидирование учредителя в качестве одного из источников финансирования
Слайд 8Типы образовательных организаций (23)
Образовательные организации (по учредителю):
государственная
муниципальная
частная
Типы образовательных организаций
(по типу образовательных программ):
дошкольная образовательная организация
общеобразовательная организация
профессиональная образовательная
организация
образовательная организация высшего образования
образовательная организация дополнительного образования
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Слайд 9Осуществление образовательной деятельности (21.1-2)
Образовательная деятельность осуществляется:
образовательными организациями
организациями, осуществляющими обучение
индивидуальными предпринимателями.
На организации, осуществляющие обучение и индивидуальных предпринимателей (и их
участников) распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций.
Слайд 10Образовательная деятельность организаций, осуществляющих обучение (31.6)
Для осуществления образовательной деятельности организацией,
осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение.
Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
Образовательная деятельность – дополнительный вид деятельности.
Слайд 11Общеобразовательная организация (23.2)
Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве
основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального
общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Слайд 12Программы, реализуемые в общеобразовательных организациях (23.4)
образовательные программы дошкольного образования,
образовательная программа
начального общего образования, основного общего и среднего общего образования,
дополнительные
общеобразовательные программы,
программы профессионального обучения.
Формы реализации образовательных программ:
«традиционная»
сетевая (ст. 15)
Слайд 13Формы получения общего образования (17.1-4; 63.2-4)
Общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Начальное, основное,
среднее общее образование может быть получено в форме семейного образования.
Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной аттестации и ГИА в образовательных организациях
Слайд 14Формы обучения: очная, очно-заочная или заочная.
Допускается сочетание различных форм получения
образования и форм обучения.
Форма получения общего образования и форма обучения
по конкретной основной ОП определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения.
34.1. Обучающимся предоставляются академические права на:
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Формы обучения (17. 1-4, 63.4, 34.1)
Слайд 15Учебные возможности образовательной организации (28.2-3, 29.2)
Образовательные организации свободны в определении
содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения по реализуемым ими образовательным программам.
К
компетенции образовательной организации относятся:
разработка и утверждение образовательных программ;
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
Образовательное учреждение доводит до обучающихся информацию о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Слайд 16Задачи начального, основного и среднего общего образования (66, 1-4)
Начальное общее
образование направлено на
формирование личности обучающегося
развитие его индивидуальных способностей,
положительной
мотивации и
умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Слайд 17Реализация промежуточной аттестации и академическая задолженность (58, 2-9)
Понятие «академической задолженности».
Обучающиеся
обязаны ликвидировать академическую задолженность.
При семейном образовании – родители обязаны создать
условия для своевременной ликвидации задолженности.
В образовательной организации – ликвидация задолженности в установленные сроки или:
повторное обучение (с согласия родителей)
перевод на адаптированные программы (с согласия
родителей и рекомендациями псих.-мед.-педаг. комиссии)
перевод на обучение по ИУП (с согласия родителей).
Обучающиеся на семейной форме получения общего образования, не ликвидировавшие задолженность, переводятся на обучение в образовательной организации.
Слайд 18Обязанность и ответственность педагогических работников (48.2-3)
Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную
деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе
оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для:
политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них;
для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов.
Слайд 19Права и возможности учащихся и родителей
(34.3, 44. 1-3)
Учащиеся и
их родители имеют право:
Выбирать образовательные организации для получения начального и
основного общего образования;
Выбирать формы получения начального и основного общего образования и формы обучения.
Реализовывать обучение по ИУП;
Реализовывать ускоренное обучение;
Выбирать учебные предметы, курсы, дисциплины, предлагаемые образовательной организацией.
Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.
Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований, отказаться от их проведения или участия в них.
Слайд 20Основные отличия старого и нового закона об образовании
Слайд 21Организация образовательного процесса
Слайд 22Правовой статус образовательных учреждений и организаций
Слайд 23Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)
Слайд 24Правовой статус педагогических работников
Слайд 25Особенности дошкольного образования
Слайд 26Особенности школьного образования
Слайд 27Особенности дополнительного и профессионального образования
Слайд 28
Благодарю за внимание!
ГОНЧАРОВ МИХАИЛ
Кафедра педагогики МПГУ