Слайд 1Об обучении детей-инвалидов и детей с ОВЗ
в образовательных организациях
города Кемерово:
нормативно-правовая база и эффективные практики реализации адаптированных программ
Кальмова
Светлана Евгеньевна,
главный специалист управления образования администрации г. Кемерово
Слайд 2Впервые
Объектом особого внимания Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ являются 2 категории
обучающихся с особыми образовательными потребностями – инвалиды (дети-инвалиды) и лица с ОВЗ.
2. Утверждены специальные отдельные Федеральные стандарты для детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) вместо Государственных программ для школ 1-8 вида.
Вступили в силу 1 сентября 2016 года
Для всех школ !!!
Слайд 3Обучающиеся с особыми образовательными потребностями
Инвалид (ребенок- инвалид – лицо до
18 лет) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181)
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273)
Слайд 4Федеральные государственные стандарты для детей с ОВЗ и инвалидностью введены
с 1 сентября 2016
Слайд 5 После издания приказов о введении стандартов для детей с
ОВЗ
внесены изменения в ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО
Приказы № № 1576, 1577, 1578
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
Скорректирован перечень обязательных предметных областей и основных задач реализации их содержания. В него включаются 3 новые предметные области.
Скорректирован ФГОС ООО. Установлено, что должны отражать личностные и метапредметные результаты освоения АОП для лиц с ОВЗ(глухих, слабослышащих, позднооглохших; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с расстройствами аутистического спектра). Прописано освоение альтернативных средств коммуникации лицами с ОВЗ. Для физики, химии, физкультуры и спорта прописаны нормы для лиц с ОВЗ. Сокращён объём информации, отражаемой в рабочих программах.
Скорректирован ФГОС СОО. Определены требования к результатам освоения АОП для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся; обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Организация, реализующая АОП, должна быть укомплектована педагогами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 6Санитарные требования к условиям обучения и организации обучения детей с
ОВЗ
Утверждены:
нормативы наполняемости классов в зависимости от нозологии и вида АООП;
максимально
допустимая учебная нагрузка;
«пятидневка» в организации обучения с дополнительным «облегченным» днем (среда или четверг);
требования и санитарные правила организации специальных условий для получения детьми с ОВЗ доступного образования.
Слайд 7Санитарные требования к условиям обучения и организации обучения
детей с
ОВЗ
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
- 2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения;
- 3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);
- 4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития)). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Слайд 9Порядок организации обучения детей с ОВЗ
Раздел III. Особенности организации образовательной
деятельности
для лиц с ограниченными возможностями здоровья
П.32.
введен в 2015 году …Из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 10Порядок организации обучения детей с ОВЗ по дополнительным программам
Пункты. 18,
19, 20
Отдельное внимание уделено обучению лиц с ОВЗ.
П. 19.
…..обеспечивают:
а) для учащихся с ОВЗ по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
обеспечение места для размещения собаки-поводыря в часы обучения слепого;
б) для учащихся с ОВЗ по слуху:
установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); услуги сурдопереводчика бесплатно.
П. 20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов
до 15 человек.
Слайд 11Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов услуг в сфере образования
В
перечне 60 групп заболеваний.
Слайд 13Обучение в условиях на дому
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от
08.11.2013 N 480
(ред. от 13.10.2014) "Об утверждении Порядка регламентации и
оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях« – установлен минимум часов учебной нагрузки
СанПиН – допустимый максимум часов
Слайд 15 Специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ (согласно
79 статье ФЗ-273):
Слайд 16
Категории обучающихся, нуждающиеся в особых условиях сдачи ГИА
на
6 099
на 7 681
на 7 504
на 12
426
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 189, Рособрнадзора № 1513 от 7 ноября 2018 г.
«Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам ООО».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 190, Рособрнадзора № 1512 от 7 ноября 2018 г.
«Об утверждении Порядка проведения ГИА по образовательным программам СОО».
Слайд 17
Специальные условия проведения ГИА для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ
на 6 099
на 7 681
на 7 504
на 12 426
Слайд 18
ГИА обучающихся с особыми образовательными потребностями
на 6 099
на
7 681
на 7 504
на 12 426
Слайд 19 Документы, подтверждающие необходимость
создания специальных условий
ИПРА инвалида и ИПРА
ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным
бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах
Слайд 20Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября
2013 г. N 1082 г. «Об утверждении Положения
о психолого-медико-педагогической
комиссии
Слайд 21Учет детей с инвалидностью
в ОУ города Кемерово
Данные направляются руководителями
школ ежегодно
до 20 декабря.
Руководителями ТОО –
до 25 декабря.
Слайд 22Учет детей-инвалидов и детей с ОВЗ посредством АИС ИПРА ребенка-инвалида
Выписка
из ИПРА ребенка-инвалида, 16 лет
Слайд 23Реализация ИПРА в школе
Данные направляются руководителями школ ежегодно на 15
сентября.
Слайд 24Общая численность детского населения от 0 до 18 лет
в
Кемеровском городском округе – 115 372 чел. (на июнь 2019)
Государственные
гарантии реализации прав на
получение общедоступного и бесплатного
общего образования
Слайд 25Распределение детей с инвалидностью по видам нозологии
состояние на 01.02.2019
Слайд 26Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в школах города Кемерово
Федеральный закон
№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, СФГОС – правовая
норма и гарантия интеграции детей с ОВЗ и инвалидностью в общество, защита права на получение образования, помощь в социализации и саморазвитии
1249 чел
185 чел
Слайд 27Сеть отдельных общеобразовательных школ,
осуществляющих образовательную деятельность по АООП
Слайд 282008
2011-12
2013-14
2014-15
5.8%
11.6%
13%
38 школ
14,4%
Индикаторы развития инклюзии
22,9%
2015-16
ОУ г. Кемерово, оборудованные по ФЦП «Доступная
среда» 2011-2018
СОШ №№ 5, 14, 20, 22, 23, 33, 35,
39, 44, 49, 55,
65, 74, 75, 77, (63), 90, 94, 98
Всего на 01.08.2019 года 19 (18) школ, 2 УДО, 1 ДОУ
2016-17
26,1%
Паспорт доступности ОСИ
2018
100%
Слайд 29Этапы анализа введения СФГОС для детей с ОВЗ и инвалидностью
в школах города Кемерово
Слайд 30Мониторинг введения новых ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
2016-2019 годы
Слайд 31Материально-технические условия: организация пространства и учебного места
школа № 100.
Рабочее
место
ученика с НОДА
школа № 100
пространство учебного класса для
учащихся с НОДА
Учебное кресло для ребенка-колясочника
Специальная
клавиатура
Слайд 32Материально-технические условия: организация пространства и учебного места
школа № 27. Рабочее
место в кабинете логоритмики.
Ученики с у/о
школа № 30 пространство
учебного класса для учащихся с у/о.
Урок музыки.
Слайд 33Условия для коррекционной работы и реабилитации детей-инвалидов
Занятия с педагогом-психологом (школа
№ 104)
Занятия с учителем-логопедом (школа № 101)
Занятия с учителем-логопедом
(школа-интернат
№ 27)
АФК. Индивид. Занятия (школа-интернат № 27)
Занятия с учителем- логопедом (школа № 104)
Слайд 34Условия для коррекционной работы и реабилитации детей-инвалидов
Занятия с педагогом-психологом (школа
№ 20)
Занятия с учителем-дефектологом,
тифлопедагогом АОП 3.2
(школа № 20)
Занятия по
предмету «Развитие зрительного восприятия.
АООП 4.2 (школа № 20)
Занятия с учителем- логопедом АООП 5.2 (школа № 22)
Слайд 35
Профстандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,
утвержден приказом Минтруда России
от 18 октября 2013 г. № 544н
на 6 099
на 7 681
на 7 504
…каждый педагог (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) должен знать и уметь применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями (аутистами, детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.) и детьми с ограниченными возможностями здоровья…
Слайд 36Разработка профессиональных стандартов
на 6 099
Разработаны и утверждены приказами Минтруда
России
от 24 июля 2015 г. № 514н профессиональный стандарт
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
от 10 января 2017 г. № 10н профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ;
от 12 апреля 2017 г. № 351н профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Разработан и размещен на сайте Минтруда России проект профессионального стандарта «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)».
Слайд 37Основные проблемы организации обучения детей-инвалидов в условиях инклюзии в 2018-2019
Дефицит
подготовленных учителей и квалификация специалистов для осуществления ПП-сопровождения и проведения
занятий по курсам коррекционно-развивающей области.
Особые образовательные потребности детей с множественными нарушениями развития /ранее признавались как «необучаемые в связи с заболеванием», сегодня могут быть приняты на обучение в условиях на дому или в медицинской организации. Этим детям доступны только жизненные компетенции. Педагогам для работы требуются совершенно новые компетенции.
Дефицит фонда заработной платы чтобы создать специальные условия и обеспечить особые образовательные потребности в обучении детей в условиях на дому или в сетевом взаимодействии с отдельными школами, в которых имеются квалифицированные кадры.
Дефицит практик сетевого взаимодействия при наличии такого опыта (Дистанционное обучение детей-инвалидов на базе ресурсных школ №14 и № 100).
ЦПМПК (ТПМПК)
КРИПКиПРО
МБОУ ДПО НМЦ
Кузбасский
РЦППМС
Детские сады компенсирующего вида -18
Слайд 38Вариативные модели организации обучения детей с ОВЗ, в том числе
с РАС
Опыт других регионов
Слайд 39Тьюторское сопровождение
Общеобразова-тельный класс
Ресурсный класс (зона, комната)
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РЕСУРСНОГО КЛАССА
Опыт других
регионов
Слайд 40РЕСУРСНЫЙ КЛАСС:
НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
Ребенок удаляется из общеобразовательного
класса в ресурсный, когда он испытывает проблемы, поэтому ребенок может
начать воспринимать переход в РК как наказание (сигнал, что он не справляется)
Ребенок может начать сравнивать себя и детей в общеобразовательном классе, что может привести к отказу от общения с одноклассниками
Ребенок может начать сравнивать те адаптированные задания, которые выполняет он с заданиями других детей
Так как в РК могут обучаться дети разного возраста, разного года обучения и разных вариантов программ, внутри РК может не образоваться группа
Возможны перекосы в социализацию или в академические навыки
Слайд 41Федеральные ресурсы
Федеральные ресурсные Центры (ФРЦ)
ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения
(СКС) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью -
https://ovzrf.ru/
ФРЦ по развитию СКС детям с нарушением зрения- http://frc-blind.ru/
ФРЦ по развитию СКС детям с нарушением опорно-двигательного аппарата- http://frc.mggeu.ru/
ФРЦ по организации СКС детям с РАС - https://autism-frc.ru/
ФРЦ по развитию СКС детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития - http://frc-tmnr.ru/
ФРЦ ПМПК - https://pmpkrf.ru/
Федеральный реестр примерных АООП, примерных рабочих АОП для 1-го дополнительного и первых классов
http://fgosreestr.ru/
Слайд 42Отдел охраны детства
650000, г. Кемерово, проспект Советский, 54
Тел: 8(384) 75-68-22
Оператор
АИС ИПРА ребенка-инвалида по городу Кемерово
650000, г. Кемерово, проспект Советский,
37
Тел: 8(384) 36-26-90
E-mail: klm@kemerovo.ru