Разделы презентаций


СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В

Содержание

Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феноменПредставление о предмете возрастной психологии на протяжении развития науки углублялось. Подчеркнем, однако, что и сам объект изучения — содержание и структура жизненного цикла

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Лекция 10

СТАДИАЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ Лекция 10

Слайд 2Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен

Представление о

предмете возрастной психологии на протяжении развития науки углублялось.
Подчеркнем, однако,

что и сам объект изучения — содержание и структура жизненного цикла человека - подвержен историческим изменениям.
В этом смысле высказывался Л.С. Выготский, критикуя понимание «вечно детского» и выдвинув взамен этого положение об «исторически детском».
Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феноменПредставление о предмете возрастной психологии на протяжении развития науки

Слайд 3Ход психического развития не подчиняется вечным законам природы и созревания

организма, поэтому нельзя говорить о детстве «вообще».
История детства как

культурно - исторического феномена соотносится с историей общества. Детство — это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу.
В классических исследованиях французского историка Ф. Ариеса показано, как складывалось понятие детства на протяжении исторического развития человечества и чем оно отличалось в разные эпохи.
Ариес проанализировал произведения живописи, литературные произведения, письма людей прошлых времен.
Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша.
Ход психического развития не подчиняется вечным законам природы и созревания организма, поэтому нельзя говорить о детстве «вообще».

Слайд 4Школа как социальный институт принимает на себя обязанность регулярной подготовки

детей к взрослой жизни, а классная организация школы дифференцирует понятие

детства и отрочества более тонко («школьник 3-го класса», «пятиклассник» и пр.).
Введение обязательной воинской повинности и военной службы сказывается на оформлении юношеского периода.
Таким образом, Ариес стремился показать историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимися.
Школа как социальный институт принимает на себя обязанность регулярной подготовки детей к взрослой жизни, а классная организация

Слайд 5Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что детство как

период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых видов животных стали

исчезать отдельные формы инстинктивного поведения.
Для прижизненного приобретения этими животными нужных форм поведения и возникло детство.
Своеобразие человеческого детства состоит в том, что младенец рождается совершенно беспомощным существом, у которого полностью отсутствуют инстинктивные способы удовлетворения даже врожденных органических потребностей.
Все поведение человека становится приобретенным. Поэтому ему необходимо весьма продолжительное детство, которое удлиняется по мере развития общества, выдвигающего все более высокие требования к знаниям и умениям своих членов.
Д.Б. Эльконин выдвинул оригинальную идею о том, что детство как период онтогенеза возникло тогда, когда у некоторых

Слайд 6Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена

является не простое его удлинение, а качественное изменение по структуре

и содержанию.
С усложнением жизни общества положение ребенка в нем (т.е. социальный статус, круг прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, набор доступных для него видов и форм деятельности) существенно изменяется.
На ранних стадиях общественного развития (и это подтверждается этнографическими кросс-культурными исследованиями) происходило непосредственное включение ребенка в производственные процессы (собирательство, выкапывание) и практическое освоение им способов добывания пищи, функций орудий труда, целей и задач общей деятельности.
Д.Б. Эльконин показал, что закономерностью развития детства как социокультурного феномена является не простое его удлинение, а качественное

Слайд 7В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при

котором дети уже не могли непосредственно включаться в труд взрослых,

поэтому специально для подрастающего поколения создаются особые предметы — игрушки, уменьшенные и видоизмененные орудия труда.
Когда уменьшенные копии орудий не позволяют реально воспроизвести производительную деятельность, появляется игра. Действуя с игрушками, дети, с одной стороны, воспроизводили общий смысл труда взрослых, с другой — развивали у себя некоторые общие способности, необходимые им для овладения в последующем различными настоящими орудиями (зрительно-двигательные координации, ловкость и т.п.).
В определенный исторический период произошло такое усложнение орудий труда, при котором дети уже не могли непосредственно включаться

Слайд 8Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных

других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал социальную природу игры:

«Ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений.
Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе». Вместе с возникновением игры и игрушек складывается и новый период в развитии ребенка.
В современной психологии и педагогике данный период назван дошкольным возрастом, ведущей деятельностью в нем начинает выступать игра.
Постепенно некоторые игрушки становились символическим замещением реальных орудий или различных других предметов общественной жизни людей. Эльконин показал

Слайд 9Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных

периодов на примере появления одного из детских возрастов.
Период игры

«сдвигает» период овладения орудиями труда вверх, на более поздний хронологический возраст. Когда возникает новый период, стадии возрастного развития, находящиеся внизу, также не остаются неизменными.
Возникновение школьного обучения наполняет новым смыслом предшествующий «период игры», делая его дошкольным.
Эльконин продемонстрировал исторический характер детства и историческое происхождение его отдельных периодов на примере появления одного из детских

Слайд 10

Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла.
Одно

из исторически недавних приобретений человечества — выделение периода старости как

психологического возраста.
Появление понятия «старость» как социальной и возрастной категории относят к XX в.
Историческое происхождение имеют не только детские периоды жизненного цикла. Одно из исторически недавних приобретений человечества — выделение

Слайд 11Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает

дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три исторических типа детства:
1.

Квазидетство — на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство);

Исходя из схемы, намеченной Элькониным, современный исследователь В.Т. Кудрявцев показывает дальнейшее историческое развитие детства и выделяет три

Слайд 122. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми

возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая

игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного поля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.

2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во

Слайд 133. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда

смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Образ

взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный, незавершенный, и ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в культуре».

3. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны

Слайд 14Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной

системы.
Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже

на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умения ставить проблемы», «чувства комического», «коммуникативной инициативности» и т.д.
В.Т. Кудрявцев предлагает развернуть новую линию исследований детства, положив в основу принципиальную идею о том, что детство — это не только исторический продукт, производный от общественного развития, но и формообразующее, порождающее начало в культуре и истории, «источник саморазвития родовой культуры, ее генератор».

Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного

Слайд 15Опираясь на идеи российских философов И.А. Ильина, П.А. Флоренского, М.М.

Бахтина, В.Б. Шкловского и др., он формулирует новое понимание культуры

как совокупного творческого опыта, как универсума кристаллизованных творческих возможностей людей.
При таком ее понимании присвоение как механизм психического развития выходит за рамки репродукции (воспроизведения) идеальных образцов, а межпоколенная передача опыта обязательно предполагает креативность развивающегося субъекта, преодоление ограничений, «проблематизацию» образцов.
Опираясь на идеи российских философов И.А. Ильина, П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, В.Б. Шкловского и др., он формулирует

Слайд 16Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах

Л.С. Выготского
 
Представление о стадиальности психического развития человека противостоит идее непрерывности,

постепенного совершенствования и накопления достижений.
Она находит свое отражение в ведущихся в мировой психологии уже не одно десятилетие поисках единой периодизации («карты психического развития»), которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы.

Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского Представление о стадиальности психического развития человека

Слайд 17Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей

детской психологии» и «ключом ко всем вопросам практики».
Проанализировав существовавшие на

тот момент схемы периодизации, он выделил три способа их построения.
1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка.
Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, стадия первобытности и др. у Ст. Холла или согласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д.

Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития «центральной для всей детской психологии» и «ключом ко всем вопросам

Слайд 18
2. За основу членения детства берется

какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например,

дентиция — появление и смена зубов — в периодизации П.П. Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда).
3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах, А. Гезелла.
2. За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный

Слайд 19Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая

периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития.
Критерий выделения периодов должен

быть внутренним по отношению к самому развитию: «Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка».
Критерий должен быть объективным, вехи разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.
Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий

Слайд 20Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход

к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени.
Вместо изучения возрастных

особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие «психологический возраст» и рассматривать возрастные периоды развития как «единицы» анализа детского развития.
В работе «Проблема возраста», написанной в 1932—1934 гг., Выготский так сформулировал эту мысль: «Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития».
Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени.

Слайд 21Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого

возрастного периода социальной ситуацией развития.
Социальная ситуация развития — это

«совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».
Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не в абсолютных показателях, а в ее отношении к ребенку, в связи с переживаниями самого ребенка.
Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация

Слайд 22Понятие «социальная ситуация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды

и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности и мотивационно-потребностной сферы.

Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями.
Возрастные новообразования — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития.
Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Понятие «социальная ситуация развития» фиксирует неповторимое своеобразие взаимосвязи внешней среды и внутреннего мира ребенка, т.е. окружающей действительности

Слайд 23Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания

и личности.
Таким образом, структура психологического возраста включает: социальную ситуацию

развития, определяющую «образ жизни ребенка, или его социальное бытие», в процессе которого развиваются новообразования в сфере сознания и личности.
Новая структура сознания неизбежно означает, по мнению Выготского, и новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней.
Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам, с помощью взрослых, меняет свои отношения с ними.
Выготский различал центральные и побочные новообразования, изменения в структуре сознания и личности. Таким образом, структура психологического возраста

Слайд 24Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят

в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее

слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.
Так происходит смена психологических возрастов. Говоря словами Выготского, в этом состоит динамика развития возраста. Л.С. Выготский различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические.
Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития,

Слайд 25В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития,

медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится вполне

очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования.
В другие, критические периоды, напротив, развитие совершается бурно, стремительно.
Характерно резкое обострение кризиса в середине - кульминационная точка, или апогей, по которой и удобно датировать кризис.
В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации развития, медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект

Слайд 26Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и

собственное позитивное значение.
Отказ от старой социальной ситуации развития и

образование новой составляет основное содержание кризисного периода.
Кризисы, сочетающие в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Кризисы, по мнению Выготского, имеют не только негативное, но и собственное позитивное значение. Отказ от старой социальной

Слайд 27Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:
— кризис новорожденности;
— младенчество (2

месяца — 1 год);
— кризис одного года;
— раннее детство (1

— 3 года);
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет);
— кризис семи лет;
— школьный возраст (8—12 лет);
— кризис 13 лет;
— пубертатный возраст (14—17 лет);
— кризис 17 лет.

Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды:— кризис новорожденности;— младенчество (2 месяца — 1 год);— кризис одного года;—

Слайд 28Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина
 
Д.Б. Эльконин

(1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как

основы развития его специфически человеческих способностей.
Эльконин признавал только формулу «ребенок в обществе» (а никак не «ребенок и общество»), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом.
Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина Д.Б. Эльконин (1904—1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой

Слайд 29Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов:
«ребенок

— общественный предмет» и
«ребенок — общественный взрослый».
«Общественный взрослый»

выступает носителем «общественно выработанных способов действия» с предметами, воплощением смыслов и норм жизни.

Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный

Слайд 30Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а

выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у

него возникают и развиваются различные психические новообразования.
Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971).


Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе

Слайд 31В развитии детей. Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных

периодов, а не просто временных промежутков.
Он рассматривал возраст как

«относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития».
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1. Социальная ситуация развития;
2. Ведущая деятельность;
3. Основные новообразования.

В развитии детей. Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он

Слайд 32Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных

условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них.


С жизнью ребенка в определенной социальной ситуации неразрывно связаны и типичные для данного возраста деятельности ребенка, составляющие его вторую важнейшую характеристику.
Эльконин использовал понятие ведущая деятельность, разработанное A.Н. Леонтьевым, как критерий выделения психологических возрастов. В каждом возрасте имеется система различных видов деятельности, но ведущая занимает в ней особое место. Ведущая деятельность проходит длительный путь становления, развития (под руководством взрослых), а не возникает сразу в готовой форме.

Социальная ситуация развития определяется как фактическое место ребенка в общественных условиях, его отношение к ним и характер

Слайд 33Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у

ребенка больше всего времени. Это главная деятельность по ее значению

для психического развития:
— в форме ведущей деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые типы деятельности (так, в игре в дошкольном детстве впервые возникают и складываются элементы учения);
— в ведущей деятельности формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре формируются процессы активного воображения ребенка);
— от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный период развития изменения личности ребенка (в игре ребенок осваивает мотивы и нормы поведения людей, что составляет важную сторону формирования личности).

Ведущая деятельность — это не та деятельность, которая занимает у ребенка больше всего времени. Это главная деятельность

Слайд 34Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
— кризис

новорожденности;
— младенчество (2 месяца — 1 год) — непосредственно-эмоциональное общение

со взрослым;
— кризис одного года;
— ранний возраст (1 — 3 года) — орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
— кризис трех лет;
— дошкольный возраст (3 — 7 лет) — ролевая игра;
— кризис семи лет;
— младший школьный возраст (8—12 лет) — учебная деятельность;
— кризис 11 — 12 лет;
— подростковый возраст (11 — 15 лет) — интимно-личное общение со сверстниками;
— кризис 15 лет.

Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:— кризис новорожденности;— младенчество (2 месяца — 1 год)

Слайд 35Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При

смене одной ведущей деятельности другой (когда, например, игровая деятельность дошкольного

возраста замещается другой ведущей деятельностью — учебной, характерной уже для младшего школьного возраста) происходит кризис.
В зависимости от содержания выделяют кризисы отношений (3 года и 11 лет) и кризисы мировоззрения (1 год и 7 лет).
Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
Этот шаг был подготовлен работами А.В. Запорожца и П.Я. Гальперина, посвященными анализу строения и формирования предметного действия.
Внутри деятельности возникают и развиваются так называемые психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой (когда, например,

Слайд 36А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов.

Так, восприятие — это ориентировка в свойствах и качествах предметов,

мышление — ориентировка в их связях и отношениях, а эмоции — ориентировка в личностных смыслах.
При исследовании произвольных движений и их формирования у детей Запорожец пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия и о прохождении ориентировкой нескольких этапов — от внешней, развернутой, к внутренней, свернутой.
А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентировочных процессов. Так, восприятие — это ориентировка в свойствах

Слайд 37П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что

из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения и контроля —

наибольшее значение имеет именно ориентировка.
Правильно заданная ориентировочная основа дает возможность с первого раза выполнить действие безошибочно.
Постепенно (поэтапно) происходит интериоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное действие.
П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней, умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия — ориентировки, исполнения

Слайд 38Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны,

две части — ориентировочную и исполнительную.
Фаза ориентировки предшествует исполнению.

Она особенно развернута на начальных этапах освоения нового предметного действия.
Именно ориентировочная часть действия подвергается интериоризации, что и составляет основное содержание функционального развития психики.

Итак, в каждом человеческом действии можно выделить две его стороны, две части — ориентировочную и исполнительную. Фаза

Слайд 39В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и

операционная;
они развиваются неравномерно, причем темп развития отдельной стороны деятельности

в каждом возрастном периоде изменяется. Согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, все детские возрасты могут быть разделены на два типа:
— в возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности; складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов, смыслов человеческих действий;
— в возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.

В деятельности могут быть выделены две стороны — мотивационная и операционная; они развиваются неравномерно, причем темп развития

Слайд 40Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по

преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими возрастами (когда у

детей формируются конкретные операции той или иной деятельности).
Так, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества и освоения предметного мира, которые реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции.

Происходит закономерное чередование одних возрастов (в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы) с другими

Слайд 41Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются

потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем,

младшем школьном возрасте.
Поэтому два определенных смежных возраста как бы сцеплены друг с другом, и эта «сцепка» (или, говоря словами Д.Б. Эльконина, «эпоха») воспроизводится на протяжении всего детства (или периодически повторяется).

Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится

Слайд 42Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития

ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует не только в

функциональном, но и в возрастном развитии психики: в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем — операционально-технической.
С точки зрения Эльконина, периодически возникает разрыв между уровнем развития операциональной и мотивационной сторон деятельности, одна вырывается вперед и опережает другую, и необходимо изменить деятельность, чтобы отстающая сторона достигла необходимого уровня развития.

Таким образом, Д.Б. Эльконин высказал предположение, что закономерность опережающего развития ориентировки по сравнению с исполнительной частью действует

Слайд 43Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе

овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности.
Гипотеза периодичности в

психическом развитии ребенка, сформулированная Д.Б. Элькониным, творчески развивает идеи Л.С. Выготского, она объясняет формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов, раскрывает механизм самодвижения в психическом развитии.
Движущие силы развития связаны с противоречием, которое складывается в процессе овладения ребенком мотивационной и предметной сторонами деятельности.

Слайд 44Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития

Вопросы возрастной периодизации

развития психики подробно рассматривались в работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович,

В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна и других.
В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые.
Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развитияВопросы возрастной периодизации развития психики подробно рассматривались в работах А.Н.

Слайд 45Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и

периодизации понятие «со-бытийная общность»/одновременно схватывающее две стороны развития — его

объект и источник.
В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера.
Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность»/одновременно схватывающее две стороны

Слайд 46В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой

ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах

базисных общностей.
Каждая ступень имеет сложное строение:
выделяются стадия становления событийности и
стадия становления самобытности,
кризисы рождения (переходы в новую общность) и
кризисы развития (освоения новой общности).

В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития

Слайд 47Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:
I.

Оживление (от рождения до 12 месяцев) — общность с родным

взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность.
II. Одушевление (11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.
III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.
IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в пределе) человечество, с которым он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.
V. Универсализация (39 лет и старше) — выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Бого-человечество как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального со-бытия.
Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:I. Оживление (от рождения до 12 месяцев) —

Слайд 48Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации,

сравнивая их значение с эволюционным древом в биологии или таблицей

Менделеева в химии: «Если общая карта развития будет построена, психологи и педагоги смогут увидеть белые пятна, пустоты в том культурно-образовательном пространстве, которое они строят для обеспечения оптимальных (с точки зрения определенных культурных ценностей) путей развития для людей разных возрастов».

Слободчиков и Цукерман уверены в большой практической ценности схем периодизации, сравнивая их значение с эволюционным древом в

Слайд 49В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея

кризисов в психическом развитии.
Новообразования критических периодов были проанализированы Л.И.

Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития.
В работах К.Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной форм, вскрыт сложный внутренний механизм этого взаимодействия.

В последние годы получила дальнейшее теоретическое и экспериментальное изучение идея кризисов в психическом развитии. Новообразования критических периодов

Слайд 50В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд

последовательных этапов. Обращается внимание на то, что в поле зрения

психологов
должны попасть не только новообразования возраста, но и «исчезновения» (признаки нормальной возрастной инволюции); возрастная динамика должна рассматриваться не только с точки зрения взрослого (с позиции достигнутого ребенком соответствия культурной норме возраста и психофизиологической норме созревания), но и с учетом детских критериев «самочувствования».
В этой логике критический возраст с необходимостью включает целый ряд последовательных этапов. Обращается внимание на то, что

Слайд 51Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной

жизни в постиндустриальную информационную эпоху.
Конец XX — начало XXI

в. характеризуется размыванием устойчивых возрастных ориентиров и границ традиционных периодов жизни.
События-вехи все более индивидуализируются во времени и пространстве, варьируют в весьма широком диапазоне и время поступления в школу, и студенческая пора, и начало работы по специальности, а также вступление в брак, рождение ранних и поздних детей и пр.
Все чаще современные психологи обращают внимание на новые тенденции общественной жизни в постиндустриальную информационную эпоху. Конец XX

Слайд 52Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока

сохраняют свое значение как инструмент отношения к человеку, определения его

места в обществе, предъявления ему неких ожиданий и требований, однако современная ситуация представляется переходной от единой «лестницы возрастов» к неопределенности индивидуального развития.
Некоторые исследователи в качестве альтернативы периодизационному подходу предлагают развивать психологию жизненных событий. Многое в этой проблеме остается еще не изученным, но путь ее исследования теоретически освещен достаточно отчетливо.


Категории «идея возраста», «культурный возраст», по мнению К.Н. Поливановой, пока сохраняют свое значение как инструмент отношения к

Слайд 53ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Раскройте идею Л.С. Выготского об «исторически детском».
2.

Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина об историческом происхождении и природе детства.
3.

Какие исторические тенденции в развитии феномена детства вы можете обозначить?
4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?
5. Определите понятие «психологический возраст».
6. Какие принципы, по мнению Выготского, должны лежать в основе подлинно научной периодизации психического развития?
7. Какие показатели характеризуют каждый психологический возраст?
8. В чем существо гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б. Элькониным?
9. Назовите направления современных исследований проблемы периодизации жизни, человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:1. Раскройте идею Л.С. Выготского об «исторически детском».2. Сформулируйте гипотезу Д.Б. Эльконина об историческом происхождении

Слайд 54Дополнительная литература:
1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.А. Время личности и время

жизни. СПб., 2001.
2. Божович А.И. Психологический анализ условий формирования и

строения гармонической личности. М., 1981.
3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994.
4. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе // Вестник Университета РАО. 2000. № 1.
5. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. М., 1976.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000.
7. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.
8. Life-span developmental psychology research and theory. Ed. by Goublet L.R., Baltes P.B. N.Y., 1970.
9. Santrock J.W. Life-span development. Madison (Wis.); Dubuque (Iowa): Brown & Benchmark, 1995.

Дополнительная литература:1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.А. Время личности и время жизни. СПб., 2001.2. Божович А.И. Психологический анализ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика