Слайд 1Обеспечение здоровья населения
Дисциплина: Управление и экономика фармации
Тема лекции
22
Ценообразование в фармации
Кононова С.В
– заведующий кафедрой УЭФ и ФТ
Слайд 2Определение.
Цена – денежное выражение стоимости единицы товара
цена – это
сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель
– продать
Функции цены
Учетная функция
Распределительная функция
Функция сбалансированности спроса и предложения
Функция цены как средства рационального размещения производства
Стимулирующая функция цены
Слайд 4Место цены в комплексе маркетинга
Слайд 5Этапы ценообразования
Постановка цели ценообразования
Определение уровня спроса на данный вид продукции
Оценка
издержек производства и степени регулирования цен на продукцию
Анализ цен и
товаров конкурентов
Выбор метода ценообразования
Расчет цены продукции с учетом влияния на цену дополнительных факторов
Анализ результатов ценовой политики
Разработка рекомендаций по совершенствованию ценовой политики
Слайд 7Государственное регулирование цен на лекарственные препараты
Слайд 8Государство регулирует фармацевтический рынок
Цель:
обеспечить стабильность рынка
обеспечить справедливость
обеспечить эффективность рыночных механизмов
(антимонопольное законодательство)
Система государственного регулирования:
нормативно-правовая база
налоги
пошлины
льготы
лицензирование
ценообразование
кадровая политика
государственный заказ
система качества и сертификации
товаров
Слайд 9Факторы внешней среды предпринимательства
политическая обстановка
политика властей
социальная обстановка
уровень законности и правопорядка
уровень
преступности и коррупции
уровень и правила конкуренции
состояние налоговой системы
состояние финансовой системы
уровень
монополизации рынка
научно-техническая среда
природные факторы
экологические факторы
демографическая ситуация
традиции ведения предпринимательства
уровень потребления, запросы, платежеспособность потребителей
Слайд 10 Факторы внутренней среды предпринимательства
организационная структура
управленческая структура
производственная организация
финансовая организация
ресурсное обеспечение
особенности менеджмента
уровень
маркетинговых исследований
подбор и подготовка кадров
внутренняя организационная культура
межличностные отношения
Слайд 11Управляемые факторы маркетинга
Персонал
Продуктовый
ассортимент
Цена
Реклама,
стимулирование
Каналы
сбыта
Обслуживание
Управляемые
факторы
Слайд 12Основные этапы формирования ценовой политики субъекта федерации
Слайд 15Контроль за применением цен на ЛП
Слайд 16Региональные величины торговых надбавок на ЖНВЛП
Слайд 17Примеры расчета цен на ЛП
Пример 1:
«Панкреатин, таблетки 25 ЕД №20»
поступили в организацию оптовой торговли по фактической отпускной цене производителя
11,00 руб. за упаковку с НДС. Предельная оптовая цена составит:
Слайд 18Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций – плательщиков НДС:
(10,00 руб.
+ 10,00 руб. * 0,15) * 1,1 = 12,65 руб.,
где
10,00 руб. – отпускная цена производителя препарата без НДС;
0,15 – оптовая надбавка 15%;
1,1 – коэффициент для расчета НДС по ставке 10%.
Слайд 19Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций, не являющихся плательщиками НДС:
11,00
руб. + 11,00 руб. * 0,15 = 12,65 руб.,
где 11,00
руб. – отпускная цена производителя препарата с НДС;
0,15 – оптовая надбавка 15%.
Слайд 20Примеры расчета цен на ЛП
Пример 2: Организация оптовой торговли
получила от другой организации оптовой торговли «Но-Шпа, таблетки 40 мг
№100» по цене 110 руб. за упаковку с учетом торговой надбавки 5% и НДС. Цена производителя без НДС 95,24 руб. Предельная оптовая цена для организаций оптовой торговли составит:
Слайд 21Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций – плательщиков НДС:
(100,00 руб.
+ 95,24 руб. * 0,09) * 1,1 = 119,43 руб.,
где
100,00 руб. – цена поставки без НДС;
95,24 руб. – цена производителя без НДС;
0,09 – оптовая надбавка 9% (14% - предельный размер для ЖНВЛС данной ценовой группы минус уже примененные 5%);
1,1 – коэффициент для расчета НДС по ставке 10%.
Слайд 22Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций, не являющихся плательщиками НДС:
110,00
руб. + 104,76 руб. * 0,09 = 119,43 руб.,
где 110,00
руб. – цена поставки с НДС;
104,76 руб. – цена производителя с НДС;
0,09 – оптовая надбавка 9% (14% - предельный размер минус уже примененные 5%).
Слайд 23
Пример 3: Аптека получила «Перекись водорода 3%, 25 мл»
от оптовой организации по цене 3,63 руб. без НДС, цена
производителя без НДС - 3,3 руб., тогда предельная розничная цена для аптеки составит:
Примеры расчета цен на ЛП
Слайд 24Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций – плательщиков НДС:
(3,63 руб.
+ 3,3 руб. * 0,33) * 1,1 = 5,19 руб.,
где
0,33 – розничная надбавка 33%;
1,1 – коэффициент для расчета НДС по ставке 10%.
Слайд 25Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций, не являющихся плательщиками НДС:
3,63
руб. * 1,1 + 3,3 руб. * 1,1 * 0,33
= 5,19 руб.
Слайд 26Примеры расчета цен на ЛП
Пример 4: Организация оптовой торговли
получила «Атенолол таблетки 100 мг № 30» от производителя по
цене 33 руб. с НДС или 30 руб. без НДС. Представлена скидка – 10%. Предельная оптовая цена составит:
Слайд 27Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций – плательщиков НДС:
(30,00 руб.
– 30,00 руб. * 0,1 + 30,00 руб. * 0,15)
* 1,1 = 34,65 руб.,
где 30,00 руб. – отпускная цена производителя без НДС;
0,1 – 10% скидка;
0,15 – 15% предельная оптовая надбавка;
1,1 – коэффициент для расчета НДС по ставке 10%.
Слайд 28Примеры расчета цен на ЛП
Для организаций, не являющихся плательщиками НДС:
(33,00
руб. – 33,00 руб. * 0,1 + 33,00 руб. *
0,15) = 34,65 руб.
Слайд 29Задачи госрегулирования цен на ЛП
обеспечить оптимизацию использования бюджетных, внебюджетных средств
и средств населения
создать конкурентную среду в сфере обращения лекарственных средств
оптимизировать
процессы импортозамещения
снизить социальную напряженность в сфере доступности лекарственных средств
Слайд 30ФЗ 61 от12.04.10
ПП РФ №654 от 08.08.09
ПП РФ №875 от
29.10.10.
ПП Нижегородской области №193 от 22.03.11
ПП НО №72 (2010);
ПП НО
№7 (2006).
Государственное регулирование цен на ЛС
Слайд 31Собственные исследования
Решение о приобретении ЛС
Рекомендации врачей
Заинтересованность ФО в реализации ЛС
рекомендации
врача – 35%
собственное решение – 65%
относительно цены – 5%
безотносительно к
цене – 95%
более дорогие ЛС
Слайд 39Ценообразование – зарубежный опыт
По данным официальных докладов ВОЗ (официальный
сайт ВОЗ в Интернете) лекарственное обеспечение в странах ЕЭС не
просто хорошо организовано, но и жестко контролируется и регулируется.
Несмотря на усилия, предпринимаемые ЕЭС, во всех странах сталкиваются с политическим выбором, какие из универсальных принципов предоставления услуг здравоохранения брать за основу:
- всеобщую доступность,
- высокое качество
или
- приемлемые цены
Слайд 40Доступные механизмы регулирования фармацевтического рынка в странах Европейского союза:
- процесс
возмещения;
- ограничение выписки лекарственных средств;
- фиксированные соплатежи;
- регрессивная торговая наценка;
- поощрение выписки дженериков;
- централизованные закупки
лекарственных средств;
- различные образовательные программы;
- и другие
Слайд 41Регулирование уровня цен в Европе.
Контроль над ценами - старейшая и
одна из наиболее широко применяемых форм регулирования расходов на фармацевтические
нужды.
Определение:
контроль цен - это форма регулирования рынка, ограничивающая способность поставщиков определять цены на лекарства. Позволяет ограничивать максимальную цену на более низком уровне.
Слайд 43Прямой контроль (регулирование).
В случае установления прямого контроля над ценами могут
использоваться различные пути определения максимальной цены, один или несколько критериев:
- клиническая
эффективность;
- экономическая оценка (анализ затрат и эффективности);
- стоимость терапии или симптома;
- расчетная цена препарата (себестоимость плюс рентабельность);
- цены на препарат в ряде стран;
- инновационность (оригинальность) препарата.
Сферы прямого контроля цен на лекарственные средства в европейских странах распространяются:
Слайд 44Регулирование цен на лекарственные средства за рубежом:
США, Германия, Великобритания, Дания
- свободное ценообразование (цены на лекарственные препараты формируются в значительной
степени под влиянием соотношения между спросом и предложением. Государственные органы этих стран влияют на цены косвенно: путем контроля уровня доходов производителей лекарств; установления эталонных (контрольных) цен; введения программ возврата переплат на рецептурные препараты и др.)
Франция, Италия, Бельгия, Япония, Индия, Китай цены строго регламентируются и контролируются государством (государство может участвовать в установлении и согласовании уровня цен на лекарственные средства)
В большинстве стран не существует свободного или регулируемого ценообразования (в чистом виде), а в основном применяется смешанная система: сочетание регулируемых государством и свободно назначаемых цен.
В странах с преимущественно свободным ценообразованием обязательно имеются сферы (например, оптово-розничная торговля в Германии, доходы фирм, выпускающих патентованные препараты в Великобритании), или программы обеспечения ЛС (федеральные программы в США), где осуществляется регулирование цен.
В странах с жестким контролем свободное ценообразование распространяется на препараты, стоимость которых не подлежит возмещению из общественных фондов (например, Франция, Швеция, Япония, Испания и др.)
Слайд 46Неуправляемые факторы маркетинга
Средства массовой информации
Потребители
Технологии
отраслей и
мировых рынков
Макроэкономика
Конкуренция
Правительство,
местные
власти
Неуправляемые
факторы
Слайд 47Ценообразование ГЛП, произведенных в РФ
Предприятия формируют свободные отпускные (оптовые) цены
(издержки обращения, рентабельность, спрос и предложение)
Посреднические оптовые организации применяют регулируемую
снабженческо-сбытовую надбавку
Аптечные организации – организации розничной торговли – руководствуются предельными размерами торговых надбавок
Ценообразование ГЛП, закупаемых за рубежом
Организации, закупающие ГЛС за счет собственных валютных средств в оптовую цену включают затраты на закупку, доставку, таможенное оформление, учитывают сложившийся уровень цен, спрос и предложение
Посреднические оптовые организации применяют регулируемую снабженческо-сбытовую надбавку
Ценообразование на ЛП Аптечного изготовления
Стоимость ингредиентов
Стоимость аптечной посуды
Стоимость работы (тарифы)
Слайд 48Уровни ценообразования
Стратегический уровень
Тактический уровень
Органы исполнительной власти субъекта РФ
Разработка ценовой политики
в области государственного регулирования цен
Самостоятельный хозяйствующей субъект фармацевтического рынка
Разработка ценовой
политика в структуре маркетинга фирмы
Установление окончательной цены
Государственное
регулирование цен ЛС
Слайд 49Государственная политика в области здравоохранения
Законодательные акты. Программные документы.
Главная цель системы
лекарственного
обеспечения населения и ЛПУ региона
Концептуальная модель ценовой
политики
субъекта федерации
Слайд 50Принципы ценовой политики
устранение противоречий между социальной значимостью и доступностью
лекарственной помощи и прибыльностью аптек
сохранение и расширение ассортимента ЛС
сохранение конкуренции на фармацевтическом рынке региона
дифференциация ценообразования (по регионам, категориям потребителей, типам фармацевтического рынка и др.)
поддержка отечественных производителей медицинской продукции
эффективность использования бюджетных средств
информационная открытость и прозрачность формируемых цен на всех этапах продвижения товара
научная и экономическая обоснованность принимаемых решений
Слайд 51Этапы разработки ценовой политики аптеки
Постановка целей ценообразования
Выбор методов ценообразования
Разработка системы
скидок
Установление окончательной цены
Анализ результатов ценовой политики
Разработка рекомендаций по совершенствованию ценовой
политики
Слайд 52Постановка целей ценообразования в зависимости от коммерческих целей и маркетинговой
стратегии аптечного предприятия
Слайд 53Система скидок
Проведение анализа:
- Чувствительности покупателей к уровню цен (оценка эластичности
спроса)
- Объема покупки
- Условий поставки
- Сроков оплаты
- Вида платежа
- Постоянных
покупателей
- Суммы покупки
- Отдельных категорий покупателей
Слайд 54Установление окончательной цены
Факторы, влияющие на окончательную цену
- Государственное регулирование
- Цены
в соседних аптеках
- Жизненная важность препарата
- Цены на синонимы и
аналоги
- Наличие сопутствующих товаров
- Сезонность спроса
- Ощущаемая покупателями ценность товара
Слайд 55Анализ результатов проводимой ценовой политики аптеки и разработка рекомендаций по
ее совершенствованию
На этом этапе проводятся:
анализ выполнения целей и задач ценообразования;
анализ
финансового состояния аптеки;
анализ динамики объема реализации, рентабельности продаж, доходности аптечного предприятия и т.д.;
анализ рыночных позиций и конкурентоспособности аптеки;
выявление недостатков в ценовой политике;
анализ изменений в системе государственного регулирования цен и влияния прочих внешних факторов на хозяйственно-финансовую деятельность аптеки;
формирование новых целей и задач ценообразования.