Слайд 1ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
ГБПОУ СО «Красноуфимский
педагогический колледж»
виртуальная ЭКСКУРСИЯ ПО «КАЗАЧЬИМ МЕСТАМ» КРАСНОУФИМСКА»
Слайд 2
Возраст города сотенка третья
Красный Яр, Красный Яр изначально,
Именовался наш город
родной,
Красный Яр, Красный Яр, называлась -
Крепость казачья над речкой Уфой.
Казаки
не для красного слова
Над рекой Красный Яр возвели,
Чтобы с берега речки крутого,
Неприятеля видеть вдали.
(В.Сковорцова. Посвящается 280- летию Красноуфимска - март, 2016 г.)
Слайд 3КАЗАЧЬЯ КРЕПОСТЬ НАД УФОЙ
Листая вновь истории страницы,
Рожденье города представим мы
вполне.
Здесь крепость заложили по весне,
Позднее поселились на реке
Простые люди –
вольные, как птицы.
И строились казачьи избы.
Одна из изб до наших дней дошла,
Из крепких бревен, и совсем немудрена…
Торговый ряд, часовня здесь была.
Когда-то в крепости стоял ночной дозор,
И возводились башни, завершая край.
А тайный ход прорыли между гор.
Он начинался в крепости, в потай
И выходил далеко за предел
(неизвестный автор)
Слайд 4Это уфимские, томские, тобольские, яицкие, самарские, донские казаки, все те,
кто пришли на эту холмистую приуральскую землю, и заложили над
Уфой крепость, которая позже была названа Красный яр или Красноуфимская. Казаки красноуфимские несли службу на линии, охраняли заводы уральские от набегов башкир, стояли дозором в крепости, засевали близлежащие поля, охотились в лесах, ловили рыбу, но по первой команде всегда брались за саблю да ружье.
Слайд 5«О красноуфимских казаках»
В книге «Хозяйственное описание Пермской губернии» Н.С. Попов
пишет:«Живущие здесь казаки имеют пропитание от крестьянских промыслов. В их
владении состоит прилежащая Красноуфимску земля около берегов реки Уфы, они имеют свои пашни, покосы и выгон в таком изобилии, что снабжают излишками здешних обывателей других званий.
Они, как и башкирцы, обязаны выполнять собственным иждивением линейную службу. Каждый, отправляющийся на линию, должен снабдить себя двумя лошадьми, амуницией, провиантом по своему достатку и на общественный счет. Одежду составляет синий или смурной казачий кафтан с полукафтаньем, либо армяк, круглая шапка, подобная донским и уральским казаками, на ногах обыкновенные сапоги. Оружие употребляют огнестрельное, саблю и пику.
Слайд 6В 1736 году в крепости была построена деревянная двухперстольная церковь,
окружённая деревянной крепостью. Не обошла крепость лихая година -крестьянское восстание
под предводительством Емельяна Пугачева.
В 1774 году крепость без боя сдалась предводителю Крестьянской войны Салавату Юлаеву, благодаря чему не была разрушена и разграблена.
«...Того года Июня 10 дня в оную церковь сам злодей и люди его входили и Казанской Божьей Матерью, по приказанию его, отправлен сей церкви священником, Василием Игнатьевым с дъячками Иосифом и Игнатием Размариниными о здравии его молебен. Поруганий же в оной церкви им никакого чинено не было, а только взял оный злодей все об нем писанные из Пермского Духовного Правления Манифесты, Указы и Увещевания, кроме одного, сочиненного святейшим Правительствующим Синодом, печатного Увещевания».
Слайд 7И несли красноуфимские казаки и их потомки пограничную службу на
линиях, охраняли уральские заводы-крепости от кочевников, участвовали в научных экспедициях,
в войнах, в которых принимало участие Государство Российское: русско-шведская война 1788-1790 годов; Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии 1813-1815 годов, русско-турецкая война:1828-1829; 1877-1878 годов, походы в Среднюю Азию, русско-японская война 1904-1905 годов, Первая мировая война.
Слайд 8Город На СЕМИ ХОЛМАХ
Красноуфимск, как и Рим, расположен на семи холмах
или горах: Атаманской, Могильной, Дивьей, Юртовской, Берёзовой, Сосно-вой, Подкамешек. Горожане любят отдыхать в двух рощах: Берёзовой и Сосновой. Названия холмов
связаны с казачьей историей Красноуфимска. На холмах казаки ставили дозорные вышки для оповещения жителей Красноуфимской, Ачитской крепости при нападении «смутных» башкирцев».
ЮРТОВСКАЯ ГОРА
Юртовская гора – одно из самых интересных и загадочных мест в нашем городе. С одной стороны прежде к ней подступало Юртовское озеро, питающее речкой Саргой, с другой – протекает река Уфа. По одному из преданий на горе когда-то стояли башкирские юрты. Место было облюбовано не случайно – отсюда был прекрасный обзор местности на несколько верст. По второму преданию «Юрт» - линия, центр казачьего управления. Есть версия, что в древние времена между Юртовской горой - Подкамешком и Атамановской горой были подземные ходы. С одной стороны у подножия горы Юртовское озеро, с другой течет красавица река. В скальных выступах находилась пещера. Юртовское озеро в настоящее временем время обмелело и заболотилось, вход в пещеру взорван и забетонирован.
.
Слайд 9Воспоминания краеведов и жителей города Красноуфимска –Юртовская гора
По преданиям
тайный ход и подземная река, связывала центр города и Юртовскую
гору. По свидетельствам очевидцев, описанным также в книге Рындина Р.А. (Рындин, Р.А. Красноуфимские тайны) , исследуя Юртовскую пещеру, можно было удалиться на значительные расстояния от входа. Позже один из двух входов в Юртовскую пещеру был засыпан работниками Локомотивного депо. Жительница Красноуфимска Наталья Соколовская рассказывает, что в детстве в пещере на Юртовской горе они обнаружили очень старые винтовки, ящик с табаком и старые листы бумаги, похожие на листовки.
Ольга Звонарева также делится уникальной информацией о том, что входы в пещеру на Юртовской горе остались и по сегодняшний день на территории частной застройки. Один из них был обнаружен 15 лет назад в огороде у пенсионерки. Из ее сарая вход ведет прямо в пещеру (подземелье). Эту информацию недавно подтвердили еще ряд очевидцев. Исследователи этой находки смогли пройти по таинственному проходу на очень значительное расстояние, но дойдя до подземной реки, повернули обратно. Но самое, что интересное — и там они обнаружили на берегу подземной реки сгнившую лодку и сундук, в котором лежали кандалы.
Эта находка вновь подтверждает вероятность того, что подземные реки Красноуфимска когда-то использовались и для передвижения на лодках (https://ksk66.ru/2019/01/31/тайны-красноуфимских-подземелий-под/).
Отрывок из воспоминаний А. Ком «Моя Юртовская». Дальше на север была скалистая порода, но тоже рос лес. А в конце на повороте горы - скала. В этой скале было 2 пещеры. Говорили, что они доходят до Атамановской горы, где раньше тоже были 2 пещеры. Я сам бывал в тех и других пещерах с факелами, сделанными из мазутных концов, но не дальше чем 40-50 метров от входа. Потом по просьбе родителей на Юртовской горе входы забетонировали.
Помню, у самой вершины скалы были когда-то вытесаны 3 двухкомнатных помещения. По моим предположениям тут располагался военно-оповещательный пост Красноуфимской крепости. Так как с этой скалы были видны подходы по реке к городу с нижней стороны и по суше со стороны Шайдакиной горы, выше Криулино (http://www.bibl-krasnoufimsk.ru/index.php/dostoprimechatelnosti/ulitsy-krasnoufimska/409-moya-yurtovskaya).
Слайд 10Атаманская гора
В книге «Красноуфимские тайны» Р.А.Рындин упоминает: «Самая давняя тайна
Красноуфимска – Атаманская гора с её пещерой». По слухам в
40-е годы XX века в Атаманской горе пропал мальчик, который ушёл в пещеру. После этого случая вход в неё был засыпан.
По воспоминаниям Пугачев проходил через Красноуфимск. ( Емельян Пугачев в Красноуфимске не был. Но был его ближайший сподвижник - Салават Юлаев. Однако в преданиях упорно утверждается пребывание Пугачева в Красноуфимске). Где ныне Атаманская гора, там есть еще Пугачев лог – это между горами. В нем крепость была, вроде деревянная, загороженная какими-то кольями. Пугачевские избушки и сейчас сохранились. Две - по Лениниской улице, одна - внизу. Избушки рубились топором из четырех толстых бревен. Были окошечки - очень маленькие. Записано от А. И. Тетерина , 1893 г.р.
Раньше в этих местах жили казаки, и все местное население (коренное) - это потомки казаков. Атаман, их предводитель, прятался от своих врагов в пещере, которая была на горе. Пещера большая, в ней удобно было прятаться. Потому гора - Атаманская. Записано от Ф.А. Мичурина, 1883 г.р.
Возле этой горы была станица. В ней жили казаки. А командовал ими атаман. Когда надо было посоветоваться с казаками или приказ им приказать, сзывал он их на гору. Так и пошло название этой горе – Атаманова. Записано от Ф. Т. Закорюкиной, 1904 г.р.
Название гора получила от имени атамана Золотого, крестьянского вожака
основания крепости Красноуфимск
БОЛГАРЫ ИЛИ ПОДКАМЕШЕК
Болгары или Подкамешек из белого камня,
вышедшая из недр земли, делит улицу Пролетарскую на две части. На горе стоит часовенка. Она была закрыта в 30-е годы прошлого века и постепенно разрушалась. С 2012 года началось её восстановление. 7 января 2015 года на горе Подкамешек открылась отреставрированная часовня Иосифа Песнописца.
Болгары. Так называется гора, находящаяся по западную сторону Красноуфимска. В путевых записках акад. Лепехина, который был тут в 1770 г., сказано про нее: „с западной стороны Красноуфимской крепости, под самым жильем, находится возвышение, вышедшее гребнем, которое не другими какими свойствами, но из предания заслуживает быть замечено. Жители сие место называют Болгарами, и при заведении крепости на сем месте поделаны были раскаты, уставленные пушками и палисадом, которых и ныне весьма малые видны остатки.
Слово „Болгары“, а особливо по прошествии многих лет, может дать повод не к беззнатной ошибке в истории, тем наипаче, что сей возвышенный гребень состоит из опочистого белаго камня и имеет местами обвалы и осыпи, представляющие как бы развалины древних зданий. — При подошве сего гребня, почти по самой оного средине, видно в гору отверстие, которое также завалилось осыпным камнем; и жители сказывают, что тут был пространный под горою ход, разделенный на разные переулки и вертепы[1].
Но соглашаясь вполне, что тут незаметно никаких настоящих развалин, которыя бы можно было сочесть остатком городка народа Волгарь, все-таки нельзя не спросить: почему же в народе эта гора называется Болгарами? Лепехин на то то не дает никакого ответа.
Источник: http://zz-project.ru/glossarij/1186-bolgary-gora
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
[1] ↑ Лепехина; Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства. ч. 2, стр. 241. [2] ↑ На месте нынешнего Красноуфимска была построена крепость во время Башкирского бунта в 1735 г. и существовала довольно долго; гарнизон ее составляли поселенные тут казаки. [3] ↑Так напр., в протоколе Сибирского вышнего горного начальства (называвшагося более обер-бергамтом) в Екатеринбурге, 23 ноября 1723 г., подписанном, образованнейшим русским человеком своего времени и знатоком немецкого языка, В. Н. Татищевым, сказано, чтобы 24 ноября, в день тезоименитства супруги Петра В. Екатерины Алексеевны, с болгорков Екатеринбургской крепости из девяти пушек выпалить три раза (см. мою статью: Первое празднование именин Екатеринбурга в Пермских Губ. Ведомостях 1874 г., № 1). Печатается по: Н. К. Чупин "Географический и статистический словарь Пермской губернии", 1873, том I
Источник: http://zz-project.ru/glossarij/1186-bolgary-gora#ref-1
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
Слайд 13Воспоминания краеведа Р.А. Рындина
Самая давняя тайна Красноуфимска – Атамановская
гора с ее пещерой. Легенду о том, что с этой
горы существует подземный ход к центру города, на камешек с часовней – старое название «Подкамешек», и проходит дальше на Юртовскую гору, знают многие красноуфимцы. На самом деле, в начале и середине 20-го века многие свидетельствовали о том, что из «Подкамешка» в сторону совхоза-техникума идет подземной ход, по которому можно было пройти на приличное расстояние.
Так же ход в пещеру был на Атамановкой горе, но по слухам, в 40-х годах, после того как в пещере потерялся мальчик, вход был полузасыпан или взорван. По описанию краеведа Р.А. Рындина, автора книги «Красноуфимские тайны», подземные пустоты были обнаружены и в районе улицы Ленина, напротив ворот аграрного колледжа, в результате того, что проваливался трактор. Но смеем предположить,
что если подземный ход и существовал, то он был расположен вдоль улицы Пролетарской. Подтверждением тому стал найденный вход в подземелье вначале 90-х годов при разборке старых построек между домами №57-59. Возле старой мощной стены из плитняка во время работ образовался вход в подземелье, уходящий метров на пятнадцать-двадцать и далее, но в связи с полуобвальным состоянием, идти дальше никто не рискнул. В том же месте были обнаружены несколько царских монет 19 века и немецкий штык-нож начала 20-го века.
Имеется еще одно свидетельствование о том, что большой подземный ход идет из дома, расположенного на углу улицы Куйбышева и переулка Советская (прим. – раньше дом купца Загвязинского И.И., в конце 80-х магазин «Вино»), в сторону «камешка».
По свидетельствам очевидцев, описанным также в книге Рындина Р.А., исследуя Юртовскую пещеру, можно было удалиться на значительные расстояния от входа. Позже один из двух входов в Юртовскую пещеру был засыпан работниками Локомотивного депо (Рындин, Р.А. Красноуфимские тайны).
Слайд 15Часовня
Илии Пророка
Кирпичная часовня на северной окраине города, в Барабе.
Кубическая постройка с крыльцом и декоративным пятиглавием. Была приписана к
Троицкому собору. Закрыта не позже 1930-х. По описанием краеведа Рыкова, данная часовня изначально была деревянной и построена в тот момент, когда вокруг крепости Красноуфимск стояло разноплеменное войско восставших, под предводительством Салавата Юлаева. В лагере восставших разразился мор и для отпевания умерших православных казаков была построена часовня. Часовня была построена на большом лугу, построек вокруг не было и поэтому сейчас эта часовня, как бы выбивается из красного ряда современной улицы.
Дата постройки каменной часовни, конец
XIX века. Закрыта в 30-е годы, в 90-е XX века часовня была передана православной церкви. В 2011 г. началась реконструкция церкви. Открылась в 2012 г.
Адрес: Свердловская обл.,
г. Красноуфимск,
ул. Горбуновой, д. 13
координаты: 56.632716°N 57.767304°E
Слайд 17часовня
Иосифа Песнописца
Кирпичная ротондальная часовня с обходной галереей, сооружённая «на
камешке», на небольшой возвышенности над Уфой, рядом с Троицким собором.
По легенде она была построена в честь основания крепости. Кирпичная ротондальная часовня с обходной галереей, сооружённая «на камешке», на небольшой возвышенности над Уфой, рядом с Троицким собором. По легенде она была построена в честь основания крепости. Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время восстановлена.
Восьмигранное центрическое строение покоится на бутовом цоколе, завершающем естественное скальное основание. Каждую грань высокого первого яруса заполняет полуциркульная арка, опирающаяся на угловые столбы. На углах граней невысокого второго (собственно «дозорного») яруса — столбики, поддерживающие пологое восьмигранное шатровое перекрытие, увенчанное коротким шпилем. Одна из арок была входной (крыльцо не сохранилось), остальные были оконными проемами, заполненными коваными решетками в виде кольца в центре дуги арки и расходящихся от него прутьев-лучей. Конструкции ярусов были оштукатурены, а кладка цоколя из естественного камня оставалась открытой, подчеркивая связь строения с основанием – скалой.
Слайд 18Неправильная часовня» часовня Иосифа Песнописца.
Как писал краевед С. Русинов «в
новейшее время судьба явно не благоволила часовне. Источники советских лет
и вовсе, словно в насмешку над «тёмным» дореволюционным христианским прошлым, называют её сторожевой башней. Разрушив в 30-е годы культовое сооружение, тогдашним властям, почти удалось стереть народную память о её подлинном предназначении, и многие современные красноуфимцы считали часовню на Камешке сторожевым постом. Её и взялись восстанавливать комсомольцы 80-х именно, как караульную башню, каковой она именовалась даже на открытках, впущенных к юбилейным датам .
Подобной, восьмигранной формы церкви встречались только на Новгородской земле, да на Дону, вероятно образцы такой храмовой архитектуры на Дон занесли именно новгородцы. Они отличались от традиционных храмов как внешним видом и отделкой, так и внутренним построением. Каким образом подобный архитектурный канон попал в казачьи земли – вопрос до сих пор спорный. Но, так или иначе, на Дону распространилась и закрепилась именно такая форма храмов. Присутствие часовни такой формы в историческом центре Красноуфимска ярко свидетельствует о принадлежности к казачьему роду первых красноуфимцев. Маковка Иосифовской часовни, построенной, видимо, несколько раньше Собора, оказывалась выше Никольской церкви, что, в общем-то, свидетельствует не только о главной роли, которую в тогдашнем Красноуфимске играли казаки, но и о сохранившихся у них древних обычаев вольности и независимости (Русинов, С.Неправильная часовня-https://srusinov.ucoz.ru/publ/o_krasnoufimskoj_istorii/nepravilnaja_chasovnja/2-1-0-3).
В 30-ые годы ХХ столетия часовня была закрыта, пришла в запустение, с годами утратила свой первоначальный вид. К началу XXI в. находилась в аварийном состоянии. Инициатором проекта по восстановлению часовни Иосифа Песнописца являлась Красноуфимская молодежная дума.
В 2012 г. начались работы по реставрации часовни, и 7 января 2015 г. восстановленная часовня вновь стала действующей. Часовня Иосифа Песнописца является памятником исторического наследия, часовня является не только местом богослужения, но и историческим памятником – местом, откуда начался Красноуфимск».
Слайд 20АТЕИЗМ ПЕРЕШЕЛ
В НАСТУПЛЕНЬЕ, ЗАНЕСЕН НАД СВЯТЫНЕЙ
ТОПОР!
БЫЛ СВЯЩЕННИК
СОБОРНЫЙ РАССТРЕЛЯН,
ИЗУРОДОВАН БЕЛЫЙ
СОБОР.
А. С.
ЛУКАНИН
(из стихотворения о Красноуфимском Свято-Троицком соборе).
Координаты для GPS-навигатора
56.621261, 57.773459
Слайд 21Свято-Троицкий собор до революционных событий
Собор был построен в 1804 году. Более
130 лет молились в нем прихожане Красноуфимска и окрестных селений. Древние стены
собора слышали молебны о победе русского оружия в Отечественной войне с Наполеоном Бонапартом еще в 1812 году. По стилю архитектурного решения здание Свято-Троицкого собора является переходом от барокко к классицизму и особенно красиво со стороны колокольни. Высота стен стройной двухъярусной колокольни 24, 8 метра. Это однокупольный храм. Десятиметровый шпиль колокольни и купол увенчаны ажурными позолоченными крестами.
Храм окружен красивой оградой: кирпичные столбы на высоком фундаменте с ажурными металлическими решетками и прекрасным тенистым садом. В саду со стороны ул.Советской небольшое кладбище с полутора десятками захоронений, основном церковнослужителей. Собор и ограда снаружи были выбелены известью и очень украшали город.
На втором ярусе церковной колокольни висели 10 колоколов: в северном пролете — 5 подголосков, небольших, звонкоголосых; в западном пролете — два колокола побольше; в южном — один очень звонкий, весом 30 пудов (480 кг); в восточном — колокол-"баритон» весом 100 пудов (1, 6 тонны) и в центре колокольни самый большой, так называемый благовестный колокол с могучим басом, 300-пудовый великан (4, 8 тонны). Звон соборных колоколов был очень гармоничным, чрезвычайно благозвучным, не хуже ростовских звонов, и слышен был на 10 верст в округе. Наружная часть благовестного колокола была густо украшена выпуклыми орнаментами и медалионами с изображением Святой Троицы, святого Николая Чудотворца, Александра Невского и Государя Императора Александра I. По краю колокола шла надпись: «Лит сей колокол к соборной церкви города Красноуфимска при благоверном государе Александре Павловиче в лето 1805 г. Вес 300 пудов 10 фунтов».
23 — 26 марта 1933 г. колокола с колокольни собора были сняты и сброшены.
Свято-Троицкий собор имел два престола: главный во имя Святой Троицы и пристроенный позднее к трапезной части во имя святого Николая Чудотворца, в память первой Никольской церкви. В 1925 году в северо-восточном углу трапезной был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости». Для него был использован иконостас уже закрытой к тому бремени Покровской церкви Селекционной станции.
Главный престол был заключен в металлическую одежду. На верхней плоскости, отполированной до зеркального блеска, была выгравирована картина «Положение Христа во гроб», на передней стороне — картина «Тайная вечеря», на северной — «Снятие со креста», на восточной — «Святая Троица» в виде трех ангелов и на южной — «Святой Александр Невский и четыре апостола».
В соборе находилась главная городская святыня, — особочтимая икона Казанской Божией Матери — в красивой серебряной ризе, точная копия с подлинной чудотворной иконы. Перед ней всегда теплилась неугасимая лампада. Сейчас эта икона находится в Иннокентьевской церкви в главной части храма. Перед ней, как и прежде, горит неугасимая лампада. 21 июля — большой православный праздник Казанской Божией Матери. Именно этот день — 21 июля 1736 г. — считается днем основания г. Красноуфимска. В этот день совершалось торжественное богослужение во главе с приезжавшим в Красноуфимск по этому случаю архиереем. После архиерейской литургии под звон колоколов икону Казанской Божией Матери обносили вокруг города с многолюдным крестным ходом (http://www.bibl-krasnoufimsk.ru/index.php/dostoprimechatelnosti/51-pamyatnye-mesta/408-svyato-troitskij-sobor)
Слайд 22КАЗАЧЬЯ ИЗБА
Красноуфимск
Казачья изба - одна из первых жилых построек Красноуфимска,
образец деревянного зодчества XVIII в. Деревянная изба середины XVIII века
является уникальным памятником жилищной архитектуры. Построена из лиственницы, изба рублена топором, сруб состоит из 6 венцов. Пол и потолок из таких же плах – подлинник строительного искусства. Диаметр бревен 45-46 см., ширина половиц – 68-70 см.
Конечно, за 200 лет эксплуатации она подверглась значительным перестройкам, но сам сруб из шести венцов толстой лиственницы, пол и потолок из таких же плах — это подлинник строительного искусства. Прямоугольный план избы и высотные отметки обнаруживают удачные пропорции строения, что говорит о высоко развитом чувстве меры безымянного зодчего.
Очень интересна одна деталь, сохранившаяся в этом строении до сих пор — отверстие-бойница во втором венце сруба. Очевидно, дом совмещал в себе две функции: жилища и крепости. Потому и архитектурные формы берут начало от крестьянской избы, но материал применён чрезвычайно прочный, толстый.
Вход в дом устроен со стороны двора, через пристроенные сени. Планировка дома традиционна для деревянных изб: внутреннее пространство делится большой русской печью на жилую часть и кухню. Жилая часть включает две комнаты, расположенные вдоль уличных фасадов. Помещение кухни обращено во двор (http://www.bibl-krasnoufimsk.ru/index.php/dostoprimechatelnosti/pamyatniki-istorii-i-arkhitektury/16-kazachya-izba).
Слайд 23
Полное отсутствие декора говорит не о слабости художественного решения, а,
пожалуй, наоборот, чисто архитектурным языком зодчий сумел передать дух эпохи
— суровость, монументальность, прочность, добротность. Это поистине маленькая, но значительная крепость на берегу Уфы.
В настоящее время казачья изба нуждается в реставрации.
Свердловская область,Красноуфимск, ул. Горбуновой, 35
Слайд 24Литература О красноуфимске
1. Рындин Р. А., [Кн. 1]. Красноуфимские тайны
[Кн. 1], 1999. — 212, [1] с. 11. Рындин Р.
А., Кн. 2. Красноуфимские тайны Кн. 2, 2000. — 191, [3] с. Книги расскажут историю Красноуфимской земли с ее тайнами за период многих веков. 2. Сердце Предуралья / ред.- сост. С. А. Русинов.– Екатеринбург : Баско, 2007. – 168 с. Книга в популярной форме расскажет любознательному читателю о времени, предшествовавшем появлению на живописном берегу реки Уфы Красноуфимской крепости, об истории города со времени основания и до наших дней.
3. Жужин Н. С., Кн. 1. Красота Красноуфимская Кн. 1, 2011. — 359 с. В первом томе вы найдете информацию об истории города Красноуфимска с 18 века, об улицах,архитектуре, исторических и природных памятниках города.
4. Жужин Н. С., Кн. 2. Красота Красноуфимская Кн. 2, 2011. — 416 с. Второй том знакомит читателей с Красноуфимским районом, с его деревнями, селами. 4. Кашин Ю. С., Красный Яр - Красноуфимский гарнизон. — Красноуфимск, 2016. — 356 с. Историко - хронологическая документальная повесть посвящается 280-летию города Красноуфимска.
5. Красноуфимск. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1970. — 103 с. Эта книга – коллективный труд о прошлом и настоящем Красноуфимска, одного из старейших и своеобразных городов Среднего Урала. 6. Красноуфимск. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1986. — 141 с. — (Города нашего края). Книга об истории и современном облике Красноуфимска.