Обобщение опыта
«Методическая работа в ДОУ
( план и формы его реализации)
Яковенко Нина Петровна
старший воспитатель
муниципального дошкольного
образовательного учреждения
« Детский сад «Солнышко»
п. Спасский, 2020г
Слайд 2Методическая работа в ДОУ
С вступлением в силу
ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования.
Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
ДОУ предоставляет образовательную услугу. Под качеством образования понимается качество услуг. Соответственно повышение качества услуги является управленческой целью дошкольной организации.
Слайд 3Цели методической работы в ДОУ
Основная цель управления методической работой
- эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских
ресурсов для достижения оптимального результата в инновационной (внедренческой деятельности)
Основная цель проектирования методической работы в ДОУ - повышение качества и уровня образовательных услуг.
Слайд 4
В новых условиях методическая служба ДОУ работает над
повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в
соответствии с Законом об образовании.
Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо строится система подготовки педагогов.
Субъектом методической работы в современных условиях является педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности.
Слайд 5 Методическая работа в ДОУ
Методическая
работа в образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях
науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений педагогов, система взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива в целом, на достижение качественных результатов образования, воспитания и развития детей.
Управление методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей
(Ю. К. Бабанский).
Слайд 6Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
системно-деятельном
подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и
условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие;
профессиональных и личностных качеств педагогов на старшего воспитателя;
дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
Слайд 7Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
подход
свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей
самореализации;
мотивационно - стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Слайд 8Проектирование методической деятельности
осуществляется с учетом:
Программа инновационной деятельности ОУ/Программа развития ДОУ
Целевая
программа повышения квалификации педагогических работников;
Приказы, локальные акты, должностные инструкции;
Правовое обеспечение процесса инновационной методической работы, системы повышения квалификации педагогов ОУ;
Анализ результатов деятельности предыдущего интервала;
Изучение и интерпретация образовательных потребностей педагогов ДОУ.
Слайд 9Алгоритм планирования методической работы
Определение целей
Формулирование задач на текущий период
Прогнозирование ожидаемого результата
Определение необходимых и
достаточных условий:
Ресурсы (кадровые, материальные, финансовые, методические)
Построение системы методических мероприятий, обеспечивающих :
Отбор инновационного содержания образования.
Отбор продуктивных форм методической работы.
Осуществление индивидуального подхода к воспитателям
Контроль за выполнением плана и методических мероприятий Административный контроль
Самоконтроль.
Взаимоконтроль
Слайд 10
Чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов,
мы руководствовались: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом
коллектива; сравнительной эффективностью форм и методов работы; особенностями образовательного процесса; материальными, морально-психологическими условиями в коллективе; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями.
Слайд 11 Формы методической работы
Наиболее эффективными формами организации методической работы в
нашем ДОУ являются:
*Педагогический совет
*Консультации
*Семинары, Семинары-практикумы
*
деловая игра
*Мастер-класс,
*Открытые просмотры педагогического процесса
*Методические объединения
*Самообразование
*Беседы
*Проектная деятельность;
*Творческие смотры, конкурсы, выставки
*Анкетирование
*Обобщение опыта работы педагогов
Слайд 12Формы методической работы
Повышение квалификации педагогов происходит за счет:
посещения курсов повышения
квалификации
обучение в учебных заведениях
участие в работе методических объединений района.
а также
за счет активной работы внутри ДОУ:
участие в работе совета педагогов;
обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
распространения опыта и т.п.
Слайд 29Актуальная задача методической работы – совершенствовать методы индивидуальной работы с
педагогами.
У каждого педагога свой уровень педагогического мастерства. Важно не
только знать этот уровень. Но и подвести педагога к объективной самооценке.
Методическое сопровождение осуществляется
на диагностико-прогностической основе через:
- систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ
и качества образования,
- привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах,
- создание портфолио каждого педагога
Слайд 30Диагностическая методика изучения затруднений педагогов
(автор Я. С. Турбовский)
Методика предполагает анкетирование педагогов
для выявления реальных трудностей.
Анкета:
Что в Вашей работе получается очень хорошо и каким опытом Вы можете поделиться с коллегами?
Что в Вашей работе с детьми получается хорошо?
В чем Вы испытываете затруднения?
Слайд 31 Показатели эффективности результата методической работы:
результаты развития за отведенное
время соответствуют/приближаются оптимальному уровню без перегрузки воспитанников;
рациональные затраты времени, когда
рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование (без перегрузки педагогов этими видами деятельности);
стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда.
повышение профессиональной компетентности педагогов
активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
самореализация педагога в профессиональной деятельности.
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу проведенных мероприятий.
Слайд 32Список литературы:
К. Ю. Белая. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование.
Формы и методы/методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2012.
А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с.
Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19-20 февраля 2014 года: в 2 ч./ред. Кол.: Е.А. Пахомова, А.В. Чепкасов, О.Г. Красношлыкова и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. – Ч.1. – 288с.
Троян, А.Н. Управление дошкольными образовательными учреждениями : учебное пособие / А.Н. Троян. – Магнитогорск, 2001. – 276с.
Интернет – ресурсы
Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ издательского дома «Первое сентября» http://1september.ru/
Образовательный портал «Мой университет» http://moi-universitet.ru