Слайд 2Сегодня мы…
поговорим о разных видах определений,
узнаем об обособлении определений,
сформулируем правило.
Слайд 3Обособление – способ выделить информацию, подчеркнуть какие-либо детали.
Обособляются второстепенные члены.
В
речи обособленные члены выделяются при помощи интонации.
На письме обособленные
члены выделяются запятыми и тире.
Слайд 4Чаще всего обособляются определения.
Какой?
Который?
Чей?
Согласованные (при изменении главного слова
изменяется определение)
Несогласованные (при изменении главного слова не изменяется определение)
Слайд 5
Определения обособляются, если:
согласованные
относятся к личному местоимению
стоят после определяемого существительного
имеют добавочные
значения
несогласованные
получают большую самостоятельность
Слайд 6Распределите в две колонки:
согласованные и несогласованные определения
Берёзовая роща, дом
лесника, бумага в клеточку, платье из шерсти, тринадцатая страница, сочные
плоды, улыбающееся лицо, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик шести лет.
Слайд 8Согласованные определения
согласуются с определяемым словом
выражаются
причастным оборотом
причастием
прилагательным
прилагательными с зависимыми словами
Я,
беззаботный, улыбался.
Солнце, неимоверно яркое , стояло в зените.
Ученики, заинтересованные, подошли поближе.
Актёр, исполнивший эту роль, был ей доволен.
Слайд 9Диктант, написанный сегодня, оказался сложным.
Облако, белое и пухлое, плыло
над головой.
Прошедший в среду дождь стал причиной тумана.
Распространённые
определения или два и более одиночных определений!
Определение обособляется, если стоит
после определяемого существительного.
Слайд 10Утомлённый разговорами, я замолчал.
Ты улыбался, загадочный и непонятный.
Они
обнялись, радостные.
Я
ТЫ
МЫ
ВЫ
ОН
ОНА, ОНО
ОНИ
Только согласованные определения!
Он был в школе сонный
и злой.
Не путать со сказуемыми!
Определение всегда обособляется, если относится к личному местоимению.
Слайд 11Обиженный другом, Миша отказался прийти. Миша отказался прийти, потому что
был обижен другом.
Усталая, мама решила не готовить ужин.
Заинтересованная
темой урока, Аня стала слушать внимательно.
Для согласованных определений, стоящих впереди определяемого существительного. Можно подставить потому что.
Определение обособляется, если имеет
добавочное обстоятельственное значение.
причинное
уступительное
временное
Слайд 12Размытая дождями, почва не годится для сева.
Почва не годится для
сева, потому что она размыта дождями.
Слайд 13Этот кот, с длинным хвостом, что-то пытается доказать.
Могут обособляться
несогласованные определения, выраженные косвенными именами существительных
с предлогами.
Больше самостоятельности
определениям!
Пётр I, грозный, в огромных сапогах, стоял над Невой.
Слайд 14Сегодня она, в новом вечернем платье, была особенно красива.
Мальчик, стриженый, в черном свитере, подошёл к Борису.
Обычно
определения уточняют сведения об уже известном лице или предмете (относятся к личному местоимению или личному имени).
Несогласованные определения обособляются, если им придаётся большая самостоятельность.
Обособляются несогласованные определения, которые сочетаются с согласованными.
Слайд 15
Определения обособляются, если:
согласованные
относятся к личному местоимению
стоят после определяемого существительного
имеют добавочные
значения
несогласованные
получают большую самостоятельность
Слайд 16
Внимание!
Не спутайте определение
с частью составного именного сказуемого!
Он был
радостный и бодрый.
Вы умная и обаятельная.
Слайд 17
Когда обособляем определение?
Ободрённый я вышел на сцену.
Медведь бежал преследуемый
собаками.
Вы глупый и непонятный.
Ветер сырой, пронизывающий стучит в
окна.
,
,
,
Слайд 18
1. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
– (1)Только у меня к тебе одна
просьба, – сказала бабушка...
(2)Что это за просьба была и когда бабушка попросила?.. (3)Наверное, когда я был совсем маленьким, лет в пять...
(4)Я у неё в гостях, вхожу в комнату и вижу: на старом одеяле, разостланном на полу, высится гора песка.
Слайд 19
2. Среди предложений 6–8 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(6)И вот от голода, от холода, от
тоски я стал заниматься лепкой. (7)В бывшей мастерской живописи и ваяния, отданной под приют, было сколько угодно белой скульптурной глины. (8)Как-то я взял кусок, размочил его кипятком и начал мять в пальцах.
Слайд 20
3. Среди предложений 18–22 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(18)Но, протиснувшись в часовню, я ничего не
вижу. (19)Сейчас в ней темно, и скупой цвет, проникающий из окон, заслонен здесь спинами туристов. (20)Толпа стоит плотно и упрямо, локоть к локтю. (21)Надо бросать монеты в осветительный автомат, но никто не торопится: пусть это сделает другой. (22)Наконец раздается щелчок: кто-то все же решился.
Слайд 21
4. Среди предложений 2–5 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
(2)В сумерках трудно было рассмотреть лицо генерала: глаза
его, скрытые стеклами очков, тонули в тени. (3)Слева от командующего, склонившись над картой, сидел полковник Богданов.
-(4)Здравствуй, Горбунов, - приглушенным голосом проговорил генерал.
(5)Он поднялся и медленно подошел к окну, заслонив его саженной спиной.
Слайд 22 5. Среди предложений 23–24 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(23)После света Сашка не сразу и разглядел
командира, сидевшего в глубине в наброшенной на плечи шинели. (24)И, разглядев, не узнал.
Слайд 23
6. Среди предложений 11–13 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(11) Мы помним, как начинали люди интересоваться
литературой – через библиотеки, находившиеся у отца или у родственников. (12) Так что книга когда-нибудь найдет своего читателя. (13) Она может быть продана, и это тоже неплохо, будет какой-то запас книг, потом она опять найдет своего читателя.
Слайд 24
7. Среди предложений 14–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
(14) Когда человек упорствует в своей ошибке или
чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. (15) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет человек, совершивший ошибку, в ее исправлении.
Слайд 25
8. Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным определением.
Напишите номер этого предложения.
(6) Ему должно быть интересно изложить свою
точку зрения, убедить в ней, и материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. (7) Оратор, выступающий перед публикой, сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. (8) Только тогда будет его интересно слушать.
Слайд 26
9. Среди предложений 1-5 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым
определением.
(1)Лесная опушка. (2)Звездная россыпь над головой.
(3)Беззвучное течение реки . (4)Влажный, гонящий по телу мелкие мурашки ночной воздух. (5)Впереди, в километре, смутно проступает село, бугрящееся соломенными крышами.
Слайд 27
10. Среди предложений 4–9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите
номер этого предложения.
(4) Земля отцов! (5) Берг не чувствовал никакой
привязанности ни к детству, ни к маленькому еврейскому городку на Днепре, где его дед ослеп за дратвой и сапожным шилом. (6) Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами.
(7) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (8) Он предпочитал портрет, наконец, плакат. (9) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.