Слайд 2Сегодня мы…
вспомним, что такое приложение,
узнаем об обособлении приложений,
выберем: запятая, дефис
или тире?
,
-
−
Слайд 3Что мы подразумеваем под словом «приложение»?
Компьютерная программа!
Приложения для планшетов
Приложения для
телефонов
Слайд 4Что мы подразумеваем под словом «приложение»?
В русском языке приложение –
это определение, выраженное существительным.
Оно ставится в том же падеже,
роде и числе, что и определяемое слово.
Слайд 5Вовочка разбил окно.
Вовочка-хулиган разбил окно.
Вовочка, известный хулиган,
разбил
окно.
Приложение выражается существительным. Существительное стоит в той же форме,
что и предмет, к которому оно относится.
Слайд 6нераспространённые
Приложения
распространённые
Вовочка-хулиган разбил окно.
Вовочка, известный хулиган, разбил окно.
Слайд 7Дефис при приложениях
Ставится:
1. нариц.+ нариц.: зима-волшебница, город-герой
2.Если собств.+нариц.: Свитязь-озеро, Москва-река,
но река Москва, озеро Свитязь
3.В сложных научных терминах: рак-отшельник, мышь-полевка
Не
ставится:
1.Если первое слово – род, а второе – вид: цветок ромашка, птица ласточка
2.После слов гражданин, товарищ, пан, господин и т.д.: господин генерал
3.Если нариц+ собств.: умница Маша, река Нева
Вспомним!
Слайд 8Вовочка-хулиган разбил окно.
Хулиган Вовочка разбил окно.
Когда между нераспространённым
приложением
и существительным ставится дефис?
Мальчишка-хулиган разбил окно.
Хулиган-мальчишка разбил окно.
Слайд 9
Согласованные определения обособляются, если:
относятся к личному местоимению,
стоят после определяемого существительного,
имеют
добавочные значения.
Но ведь приложения – это определения!
Приложения –
не совсем
обычные определения!
Слайд 10Я, лучший ученик, могу решить задачу.
Она, надменная красавица, прошла
мимо.
Лучшие друзья, они почти не расставались.
Я
ТЫ
МЫ
ВЫ
ОН
ОНА, ОНО
ОНИ
Распространённые приложения!
Приложение
обособляется, если относится к
личному местоимению.
Вне зависимости от положения!
Слайд 11Николай Иванович, наш стоматолог, ждёт вас с нетерпением.
Оля, лучшая ученица
в классе, будет участвовать во всех олимпиадах.
Приложение обособляется, если стоит
после собственных существительных.
После! После! Только ПОСЛЕ!!!
Сержант полиции Сидоров задержал преступника в одиночку.
Если только нет дополнительного значения.
Слайд 12Приложения перед собственными существительными обособляются, если есть дополнительный оттенок причинности.
Любитель
музыки, Алексей хочет пойти на концерт. Алексей хочет пойти на
концерт, потому что любит музыку.
Балбес и неуч, Миша не там поставил запятую.
Умница и эрудит, Петя поставил запятую правильно!
Приложение можно заменить конструкцией с «потому что» или «будучи».
Слайд 13Если приложению придаётся особое значение, оно может выделяться тире.
Мы –
лучшие в мире ученики – никогда не пропустим урока!
М.В. Ломоносов
– замечательный русский ученый и поэт – родился в 1711 г.
Таракан – одно из самых живучих насекомых – способен девять дней жить без головы.
Слайд 14Найдите предложение с обособленным приложением.
(10)Вошла учительница – все кинулись по
местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей
соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!» (12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком, – взглядом упирался в одну точку – от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.
Слайд 15Найдите предложение с обособленными согласованными распространёнными приложениями.
(23)Но это было
неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами
и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся... (24)И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал... (25)И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства, а я хочу тренировать об него силу удара... – (26)Что с тобой? – спросила мама, приоткрыв дверь. (27)А я не знал, что со мной, я задрал голову к потолку, чтобы не видно было слёз, и сказал: – Я раздумал быть боксёром.
Слайд 16Найдите предложение с обособленным приложением.
(36)Да, мы росли в строгости военной
поры. (37)Но мы жили, как живут люди всегда, только с
детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. (38)Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере. (39)Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и толкаясь.
Слайд 17Найдите предложение с обособленным приложением.
(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой.
(3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки
трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь.
Слайд 18Найдите предложения с обособленным приложением.
(1)Всё началось на перемене перед шестым
уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая красавица, закапризничала: – (3)Слушайте, люди,
меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей интонацией: – (5)А кого она не достала! (6)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7)Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. (8)От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
Слайд 20Соотнесите характеристики и примеры
1В, 2А, 3Б, 4Г
Слайд 21Соотнесите характеристики и примеры
1Г, 2В, 3Б, 4А
Слайд 22Соотнесите характеристики и примеры
1Б, 2Г, 3А, 4В