Слайд 1Стереотипы в теории межкультурной коммуникации
Лекция 7
Слайд 2План Лекции 7
Понятие и сущность стереотипа.
Механизмы формирования и происхождения
стереотипов.
Оппозиция: свой - чужой.
Функции стереотипов.
Виды стереотипов: автостереотипы,
гетеростереотипы.
Роль стереотипов в межкультурной коммуникации.
Слайд 3Понятие и сущность стереотипа
Взаимодействие между людьми не может не строиться
на общепризнанных в соответствующей культуре образцах, не может протекать вне
закономерностей социального восприятия.
Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры.
Слайд 4Понятие и сущность стереотипа
феномен «стереотип» рассматривается в работах социологов, психологов,
философов, этнографов, когнитологов, лингвистов, этнопсихолингвистов
Представители каждой из названных наук
выделяют в стереотипе те его свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования (выделяются социальные стереотипы, стереотипы общения, ментальные стереотипы, культурные стереотипы, этнокультурные стереотипы и т. д.)
Слайд 5Понятие и сущность стереотипа
психология
стереотипы - обобщенные представления о группах
людей, в частности, об их основополагающих психологических характеристиках или чертах
личности
социология
стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности
этнопсихолингвистика
стереотипы - это стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя.
Слайд 6Понятие и сущность стереотипа
1922 год
«Стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные
культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия
при восприятии сложных объектов мира.»
У. Липпман (Walter Lippmann 1889 - 1974)
Слайд 7Понятие и сущность стереотипа
в МКК
стереотипы - это упрощенные представления о
людях, событиях, фактах и отношениях между ними и так далее,
служащие когнитивными образцами для категоризации мира и помогающие человеку адаптироваться в мире и обществе
Слайд 8Понятие и сущность стереотипа
В стереотипах обобщается социальный опыт в отношении
не только других культур, но и своей собственной культуры
Стереотипы отражают
общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике.
Реальным носителем стереотипов является группа
Слайд 9Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Преломляя информацию об окружающем мире через
механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение тому, что отвечает их
внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам.
Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту -- индивидуальному и групповому и зависит от предшествующего восприятия.
Слайд 10Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Принцип «экономии мышления»:
Люди стремятся не реагировать
на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и
переживаний, а подводят их под известные им категории.
Слайд 11Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Постоянно меняющийся мир перегружает человека новой
информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее
удобные и привычные модели, которые получили название стереотипов.
Отказ от стереотипов по-требовал бы от человека постоянного напряжения внимания
Слайд 12Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Основная причина возникервения стереотипов –
защитная
реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин-формации.
Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма.
Слайд 13Механизмы формирования и происхождения стереотипов
пути усвоения стереотипов человеком
в процессе
социализации и инкультурации
в процессе общения с теми людьми, с
которыми чаще всего приходится сталкиваться -- родители, друзья, учителя и т.д.
через ограниченные личные контакты
через средства массовой информации
Слайд 14Механизмы формирования и происхождения стереотипов
причины их влияния СМИ на общественность
Средства массовой информации являются источником авторитетного мнения (отсутствие критического мышления)
Большое
значение имеет статус источника информации. Даже если некоторые критически воспримут информацию от авторитетного источника, то она все равно закрепит-ся в их сознании.
Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. В результате у человека исчезает критическая оценка своего поведения.
Слайд 15Оппозиция: свой - чужой
Противопоставление «мы — они» характерно для всех
эпох и стран:
эллины и варвары,
иудеи и необрезанные,
китайцы
(люди Срединного государства) и ху (варварская периферия, в том числе и русские),
мусульмане и «неверные»;
европейцы — католики в средние века (единство, называющееся «христианским миром») и нечестивые, в том числе греки и русские;
«православные» (в ту же эпоху) и «нехристи», включая католиков;
туареги и нетуареги,
цыгане и все остальные
Слайд 16Оппозиция: свой - чужой
оппозиция «свой-чужой» осмысляется в категориях разноуровневых связей
человека:
кровно-родственных (свой — чужой род, семья),
этнических (свое —
чужое тема, народность, нация),
языковых (родной — чужой язык, диалект, говор),
конфессиональных (своя — чужая вера),
социальных (свое-чужое общество, сословие, коллектив)
Слайд 17Оппозиция: свой - чужой
для формирования собственной идентичности необходимо пройти стадию
ассоциации с внешним миром и только потом можно претендовать на
организацию взаимодействующего «себя»
Слайд 18Оппозиция: свой - чужой
Человек не просто приспосабливается к среде, как
это свойственно всему живому, но сам создает свой собственный микрокосм.
Он также способен не только «выйти» за пределы организованного мира в открытый, «неупорядоченный» мир и определить свое отношение к нему, но и «войти» в другие культурные миры, в «чужую» духовную жизнь, следовательно, принципиально способен познать чужие миры и культуры.
Слайд 19Оппозиция: свой - чужой
Границы между «своим» и «чужим» текучи, они
изменяются как в пределах каждой эпохи, так и — тем
более — в историческом процессе, что когда-то было противоборством «своего» — «чужого», сейчас органично сочетается.
Слайд 20Оппозиция: свой - чужой
Расширение картины мира не сняло проблему «свой»
— «чужой», а актуализировало ее на новый лад.
Национальная идея,
возникшая, наверное, параллельно идее «человечества», не требовала, во всяком случае, на первых порах, принижения одних другими, не утверждала превосходства одной нации над другой.
Слайд 21Оппозиция: свой - чужой
"Свой" — культурно значимый, как правило, позитивно
заряженный фактор, существенный для первичной и вторичной социализации при распознавании
культурной идентичности индивида на основании совокупности различных признаков: субъект социального восприятия признается как принадлежащий к той же культуре/субкультуре, что и субъект познания.
Слайд 22Оппозиция: свой - чужой
"Чужой " — культурно значимый, как правило,
негативно заряженный фактор, существенный для первичной и вторичной социализации при
распознавании культурной идентичности индивида на основании совокупности различных признаков: объект социальной перцепции опознается как не принадлежащий к культуре/субкультуре познающего субъекта.
Слайд 23Оппозиция: свой - чужой
"Другой" — объект социальной перцепции признается как
не принадлежащий к культуре/субкультуре субъекта познания, однако интерпретируется как равноправная
альтернатива "своему".
Присутствие Чужих в картине мира, противопоставление себя Чужим объективно способствует внутреннему сплочению и мобилизации группы любого рода.
Слайд 24Функции стереотипов
Задачи стереотипов
объяснение человеческих поступков;
предвидение различных форм поведения партнеров по
ком-муникации;
формирование основ собственного поведения;
защита традиций, обычаев, культуры собственной группы;
обеспечение членов
общества соответствующими эталонами поведения;
стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.
Слайд 25Функции стереотипов
Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения,
происходящих при наблюдении неординарного, поведения и образа мыслей членов другой
культурной группы путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры
Слайд 26Функции стереотипов
Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается
создать упрощенную модель окружающего мира, позволяя дифференцировать людей по группам
на основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения, таким образом упрощая сложность незнакомого культурного окружения.
Слайд 27Функции стереотипов
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с
помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы,
что позволяет классифи-цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы.
Слайд 28Функции стереотипов
Стереотип - порождение группового сознания, он адекватно может использоваться
только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и
определения этнической или культурной принадлежности представителей различных групп.
Ориентировка и определение происходят практически мгновенно -- по различным признакам групповой принадлежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип.
Слайд 29Виды стереотипов
стереотипы-поведения хранятся в сознании в виде штампов, диктующих определенное
поведение
стереотипы-представления - ментальная «картинка», хранятся в сознании в виде
клише
стереотипы-ситуации (аист-капуста)
стереотипы-образы (пчела – труженица)
Слайд 30Виды стереотипов
Социальные
Психологические
Этнические
Культурные
Политические
Слайд 31Виды стереотипов
этнический стереотип – это схематизированные и чрезвычайно устойчивые образы
какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех её представителей, часто
неточные и/или искажённые, хотя и содержащие зерно истины.
Слайд 32Виды стереотипов
Автостереотипы – это представление членов конкретной этнической группы о самих
себе, как правило, представляют комплекс положительных оценок.
Гетеростереотипы – это образы
представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе, могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.
Слайд 33Виды стереотипов
относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике
представителей этого народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни
и трудовых навыках;
ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств этого народа; изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях межнациональных и межгосударственных.
Слайд 34Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
Стереотипы играют большую роль в восприятии,
осмыслении и оценке окружающей реальности, прогнозировании событий и реакции на
них.
Наличие стереотипов, как правило, не рефлектируется сознанием: они воспринимаются как нечто объективное и редко подвергаются переосмыслению.
«Такие “законсервированные”оценки принимаются и используются в повседневном речевом общении, даже при полном отсутствии конкретного личного опыта с представителями упомянутой национальности»
Слайд 35Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
для успешной коммуникации желательно не только
владение иностранным языком, но и знание культуры чужой страны с
точки зрения истинности или ложности различных этнических и культурных стереотипов, крайне важных в реконструкции языковой картины мира как собственного, так и другого народа.
Слайд 36Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
Стереотип приносит определенную пользу в следующих
случаях:
если стереотип отражает групповые нормы и ценности, а не специфические
качества, свойственные отдельно взятому индивиду;
если стереотип является описательным, а не оценочным;
если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней;
если стереотип не является для индивида окончательным выводом, а верифицируется на основе дальнейших наблюдений и опыта общения с реальными людьми.
Слайд 37Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации
За
стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.
Очень часто стереотипы
основываются на полуправде и искажениях
Слайд 38Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
В ситуации межкультурной коммуникации важно уметь
эффективно обходиться со стереотипами, осознавать их и уметь от них
отказываться, если они не соответствуют реальной действительности.
Слайд 39спасибо за внимание
до встречи через неделю