Разделы презентаций


Стереотипы в теории межкультурной коммуникации

Содержание

План Лекции 7Понятие и сущность стереотипа. Механизмы формирования и происхождения стереотипов. Оппозиция: свой - чужой. Функции стереотипов. Виды стереотипов: автостереотипы, гетеростереотипы. Роль стереотипов в межкультурной коммуникации.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Стереотипы в теории межкультурной коммуникации
Лекция 7

Стереотипы в теории межкультурной коммуникацииЛекция 7

Слайд 2План Лекции 7
Понятие и сущность стереотипа.
Механизмы формирования и происхождения

стереотипов.
Оппозиция: свой - чужой.
Функции стереотипов.
Виды стереотипов: автостереотипы,

гетеростереотипы.
Роль стереотипов в межкультурной коммуникации.
План Лекции 7Понятие и сущность стереотипа. Механизмы формирования и происхождения стереотипов. Оппозиция: свой - чужой. Функции стереотипов.

Слайд 3Понятие и сущность стереотипа
Взаимодействие между людьми не может не строиться

на общепризнанных в соответствующей культуре образцах, не может протекать вне

закономерностей социального восприятия.

Встречаясь с представителями других народов и культур, люди обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры.
Понятие и сущность стереотипаВзаимодействие между людьми не может не строиться на общепризнанных в соответствующей культуре образцах, не

Слайд 4Понятие и сущность стереотипа
феномен «стереотип» рассматривается в работах социологов, психологов,

философов, этнографов, когнитологов, лингвистов, этнопсихолингвистов

Представители каждой из названных наук

выделяют в стереотипе те его свойства, которые они замечают с позиций своей области исследования (выделяются социальные стереотипы, стереотипы общения, ментальные стереотипы, культурные стереотипы, этнокультурные стереотипы и т. д.)
Понятие и сущность стереотипафеномен «стереотип» рассматривается в работах социологов, психологов, философов, этнографов, когнитологов, лингвистов, этнопсихолингвистов Представители каждой

Слайд 5Понятие и сущность стереотипа
психология
стереотипы - обобщенные представления о группах

людей, в частности, об их основополагающих психологических характеристиках или чертах

личности
социология
стереотипы проявляют себя как стереотипы мышления и поведения личности
этнопсихолингвистика
стереотипы - это стереотипные представления о целом народе, которые распространяются на каждого его представителя.

Понятие и сущность стереотипапсихология стереотипы - обобщенные представления о группах людей, в частности, об их основополагающих психологических

Слайд 6Понятие и сущность стереотипа
1922 год
«Стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные

культурой «картинки мира» в голове человека, которые экономят его усилия

при восприятии сложных объектов мира.»
У. Липпман (Walter Lippmann  1889 - 1974)
Понятие и сущность стереотипа1922 год«Стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые

Слайд 7Понятие и сущность стереотипа
в МКК
стереотипы - это упрощенные представления о

людях, событиях, фактах и отношениях между ними и так далее,

служащие когнитивными образцами для категоризации мира и помогающие человеку адаптироваться в мире и обществе
Понятие и сущность стереотипав МККстереотипы - это упрощенные представления о людях, событиях, фактах и отношениях между ними

Слайд 8Понятие и сущность стереотипа
В стереотипах обобщается социальный опыт в отношении

не только других культур, но и своей собственной культуры
Стереотипы отражают

общественный опыт людей, общее и повторяющееся в их повседневной практике.
Реальным носителем стереотипов является группа
Понятие и сущность стереотипаВ стереотипах обобщается социальный опыт в отношении не только других культур, но и своей

Слайд 9Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Преломляя информацию об окружающем мире через

механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение тому, что отвечает их

внутренней логике, подтверждает устоявшиеся мнения и соответствует их ценностям и приоритетам.

Стереотип возникает при обращении к прошлому жизненному опыту -- индивидуальному и групповому и зависит от предшествующего восприятия.
Механизмы формирования и происхождения стереотиповПреломляя информацию об окружающем мире через механизм восприятия, люди естественно отдают предпочтение тому,

Слайд 10Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Принцип «экономии мышления»:

Люди стремятся не реагировать

на происходящие явления каждый раз со всей полнотой ощущений и

переживаний, а подводят их под известные им категории.
Механизмы формирования и происхождения стереотиповПринцип «экономии мышления»:Люди стремятся не реагировать на происходящие явления каждый раз со всей

Слайд 11Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Постоянно меняющийся мир перегружает человека новой

информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее

удобные и привычные модели, которые получили название стереотипов.

Отказ от стереотипов по-требовал бы от человека постоянного напряжения внимания
Механизмы формирования и происхождения стереотиповПостоянно меняющийся мир перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту

Слайд 12Механизмы формирования и происхождения стереотипов
Основная причина возникервения стереотипов –
защитная

реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно увеличивающегося объема ин-формации.



Стереотипизация поступающей информации выступает естественной формой защиты мозга от перегрузок, направленной на сохранение целостности и здоровья всего организма.
Механизмы формирования и происхождения стереотиповОсновная причина возникервения стереотипов – защитная реакция сознания на перегрузку мозга от постоянно

Слайд 13Механизмы формирования и происхождения стереотипов
пути усвоения стереотипов человеком
в процессе

социализации и инкультурации
в процессе общения с теми людьми, с

которыми чаще всего приходится сталкиваться -- родители, друзья, учителя и т.д.
через ограниченные личные контакты
через средства массовой информации
Механизмы формирования и происхождения стереотиповпути усвоения стереотипов человеком в процессе социализации и инкультурации в процессе общения с

Слайд 14Механизмы формирования и происхождения стереотипов
причины их влияния СМИ на общественность


Средства массовой информации являются источником авторитетного мнения (отсутствие критического мышления)
Большое

значение имеет статус источника информации. Даже если некоторые критически воспримут информацию от авторитетного источника, то она все равно закрепит-ся в их сознании.
Средства массовой информации обладают способностью как бы «снимать ответственность» за принятое решение. В результате у человека исчезает критическая оценка своего поведения.
Механизмы формирования и происхождения стереотиповпричины их влияния СМИ на общественность Средства массовой информации являются источником авторитетного мнения

Слайд 15Оппозиция: свой - чужой
Противо­поставление «мы — они» характерно для всех

эпох и стран:
эллины и варвары,
иудеи и необрезанные,
китайцы

(люди Срединного государства) и ху (варварская периферия, в том числе и русские),
мусульмане и «неверные»;
европейцы — католики в средние века (единство, назы­вающееся «христианским миром») и нечестивые, в том числе греки и русские;
«православные» (в ту же эпоху) и «нехристи», включая като­ликов;
туареги и нетуареги,
цыгане и все остальные
Оппозиция: свой - чужойПротиво­поставление «мы — они» характерно для всех эпох и стран: эллины и варвары, иудеи

Слайд 16Оппозиция: свой - чужой
оппозиция «свой-чужой» осмысляется в категориях разноуровневых связей

человека:

кровно-родственных (свой — чужой род, семья),
этнических (свое —

чужое тема, народность, нация),
языковых (родной — чужой язык, диалект, говор),
конфессиональных (своя — чужая вера),
социальных (свое-чужое общество, сословие, коллектив) 
Оппозиция: свой - чужойоппозиция «свой-чужой» осмысляется в категориях разноуровневых связей человека: кровно-родственных (свой — чужой род, семья),

Слайд 17Оппозиция: свой - чужой
для формирования собственной идентичности необхо­димо пройти стадию

ассоциации с внешним миром и только потом можно претендовать на

организацию взаимодействующего «себя»
Оппозиция: свой - чужойдля формирования собственной идентичности необхо­димо пройти стадию ассоциации с внешним миром и только потом

Слайд 18Оппозиция: свой - чужой
Человек не просто приспосабливается к среде, как

это свойственно всему живому, но сам создает свой собственный микрокосм.



Он также способен не только «выйти» за пределы организованного мира в открытый, «неупо­рядоченный» мир и определить свое отношение к нему, но и «войти» в другие культурные миры, в «чужую» духовную жизнь, следовательно, принципиально способен познать чужие миры и культуры.
Оппозиция: свой - чужойЧеловек не просто приспосабливается к среде, как это свойственно всему живому, но сам создает

Слайд 19Оппозиция: свой - чужой
Границы между «своим» и «чужим» текучи, они

изменяются как в пределах каждой эпохи, так и — тем

более — в историческом процессе, что когда-то было противоборством «своего» — «чужого», сейчас органично сочетается.
Оппозиция: свой - чужойГраницы между «своим» и «чужим» текучи, они изменяются как в пределах каждой эпохи, так

Слайд 20Оппозиция: свой - чужой
Расширение картины мира не сняло проблему «свой»

— «чужой», а актуализировало ее на новый лад.

Национальная идея,

возникшая, наверное, параллельно идее «человечества», не требовала, во всяком случае, на первых порах, принижения одних другими, не утверждала превосходства одной нации над другой.

Оппозиция: свой - чужойРасширение картины мира не сняло проблему «свой» — «чужой», а актуализировало ее на новый

Слайд 21Оппозиция: свой - чужой
"Свой" — культурно значимый, как правило, позитивно

заряженный фактор, существенный для первичной и вторичной социализации при распознавании

культурной идентичности индивида на основании совокупности различных признаков: субъект социального восприятия признается как принадлежащий к той же культуре/субкультуре, что и субъект познания.

Оппозиция: свой - чужой

Слайд 22Оппозиция: свой - чужой
"Чужой " — культурно значимый, как правило,

негативно заряженный фактор, существенный для первичной и вторичной социализации при

распознавании культурной идентичности индивида на основании совокупности различных признаков: объект социальной перцепции опознается как не принадлежащий к культуре/субкультуре познающего субъекта.
Оппозиция: свой - чужой

Слайд 23Оппозиция: свой - чужой
"Другой" — объект социальной перцепции признается как

не принадлежащий к культуре/субкультуре субъекта познания, однако интерпретируется как равноправная

альтернатива "своему".
Присутствие Чужих в картине мира, противопоставление себя Чужим объективно способствует внутреннему сплочению и мобилизации группы любого рода.
Оппозиция: свой - чужой

Слайд 24Функции стереотипов
Задачи стереотипов
объяснение человеческих поступков;
предвидение различных форм поведения партнеров по

ком-муникации;
формирование основ собственного поведения;
защита традиций, обычаев, культуры собственной группы;
обеспечение членов

общества соответствующими эталонами поведения;
стабилизация и интеграция отношений между социокультурными группами в обществе.


Функции стереотиповЗадачи стереотиповобъяснение человеческих поступков;предвидение различных форм поведения партнеров по ком-муникации;формирование основ собственного поведения;защита традиций, обычаев, культуры

Слайд 25Функции стереотипов
Функция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения,

происходящих при наблюдении неординарного, поведения и образа мыслей членов другой

культурной группы путем упрощения и генерализации реальности, выделения наиболее характерных черт данной культуры
Функции стереотиповФункция передачи относительно достоверной информации основана на процессах «глобального» обобщения, происходящих при наблюдении неординарного, поведения и образа

Слайд 26Функции стереотипов
Ориентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается

создать упрощенную модель окружающего мира, позволяя дифференцировать людей по группам

на основе стереотипных признаков и ожидать от них определенного поведения, таким образом упрощая сложность незнакомого культурного окружения.

Функции стереотиповОриентирующая функция заключается в том, что с помощью стереотипизации удается создать упрощенную модель окружающего мира, позволяя дифференцировать

Слайд 27Функции стереотипов
Функция влияния на создание реальности заключается в том, что с

помощью стереотипов удается четко разграничить свою и чужую этнические группы,

что позволяет классифи-цировать поведение окружающих и дать объяснение его причин путем отнесения к уже известным явлениям, оценить чужую и свою группы и тем самым защитить традиции, взгляды, ценности своей группы.
Функции стереотиповФункция влияния на создание реальности заключается в том, что с помощью стереотипов удается четко разграничить свою и

Слайд 28Функции стереотипов
Стереотип - порождение группового сознания, он адекватно может использоваться

только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и

определения этнической или культурной принадлежности представителей различных групп.
Ориентировка и определение происходят практически мгновенно -- по различным признакам групповой принадлежности срабатывает психологический механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий стереотип.
Функции стереотиповСтереотип - порождение группового сознания, он адекватно может использоваться только при межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки

Слайд 29Виды стереотипов
стереотипы-поведения хранятся в сознании в виде штампов, диктующих определенное

поведение
стереотипы-представления - ментальная «картинка», хранятся в сознании в виде

клише
стереотипы-ситуации (аист-капуста)
стереотипы-образы (пчела – труженица)
Виды стереотиповстереотипы-поведения хранятся в сознании в виде штампов, диктующих определенное поведение стереотипы-представления - ментальная «картинка», хранятся в

Слайд 30Виды стереотипов
Социальные
Психологические
Этнические
Культурные
Политические

Виды стереотиповСоциальныеПсихологическиеЭтническиеКультурныеПолитические

Слайд 31Виды стереотипов
этнический стереотип – это схематизированные и чрезвычайно устойчивые образы

какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех её представителей, часто

неточные и/или искажённые, хотя и содержащие зерно истины.
Виды стереотиповэтнический стереотип – это схематизированные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех

Слайд 32Виды стереотипов
Автостереотипы – это представление членов конкретной этнической группы о самих

себе, как правило, представляют комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы – это образы

представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе, могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.
Виды стереотиповАвтостереотипы – это представление членов конкретной этнической группы о самих себе, как правило, представляют комплекс положительных оценок.

Слайд 33Виды стереотипов
относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике

представителей этого народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни

и трудовых навыках;

ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств этого народа; изменчивость оценок этих качеств тесно связана с меняющейся ситуацией в отношениях межнациональных и межгосударственных.

Виды стереотиповотносительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей этого народа, о его историческом прошлом,

Слайд 34Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
Стереотипы играют большую роль в восприятии,

осмыслении и оценке окружающей реальности, прогнозировании событий и реакции на

них.
Наличие стереотипов, как правило, не рефлектируется сознанием: они воспринимаются как нечто объективное и редко подвергаются переосмыслению.
«Такие “законсервированные”оценки принимаются и используются в повседневном речевом общении, даже при полном отсутствии конкретного личного опыта с представителями упомянутой национальности»
Роль стереотипов в межкультурной коммуникацииСтереотипы играют большую роль в восприятии, осмыслении и оценке окружающей реальности, прогнозировании событий

Слайд 35Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
для успешной коммуникации желательно не только

владение иностранным языком, но и знание культуры чужой страны с

точки зрения истинности или ложности различных этнических и культурных стереотипов, крайне важных в реконструкции языковой картины мира как собственного, так и другого народа.

Роль стереотипов в межкультурной коммуникациидля успешной коммуникации желательно не только владение иностранным языком, но и знание культуры

Слайд 36Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
Стереотип приносит определенную пользу в следующих

случаях:
если стереотип отражает групповые нормы и ценности, а не специфические

качества, свойственные отдельно взятому инди­виду;
если стереотип является описательным, а не оценочным;
если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней;
если стереотип не является для индивида окончательным выводом, а верифицируется на основе дальнейших наблюдений и опыта общения с реальными людьми.

Роль стереотипов в межкультурной коммуникацииСтереотип приносит определенную пользу в следующих случаях:если стереотип отражает групповые нормы и ценности,

Слайд 37Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации
За

стереотипами не удается выявить индивидуальные осо­бенности людей.
Очень часто стереотипы

основываются на полуправде и искажениях
Роль стереотипов в межкультурной коммуникациистереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации За стереотипами не удается выявить индивидуальные осо­бенности людей.

Слайд 38Роль стереотипов в межкультурной коммуникации
В ситуации межкультурной коммуникации важно уметь

эффективно обходиться со стереотипами, осознавать их и уметь от них

отказываться, если они не соответствуют реальной действи­тельности.

Роль стереотипов в межкультурной коммуникацииВ ситуации межкультурной коммуникации важно уметь эффективно обходиться со стереотипами, осознавать их и

Слайд 39спасибо за внимание
до встречи через неделю

спасибо за вниманиедо встречи через неделю

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика