Слайд 1Образ женщины – матери сквозь века
Громова Е.В.
учитель
МБОУ «Якиманско-Слободская СОШ»
Слайд 2Постановка цели урока.
Знакомство с творчеством художников-живописцев, изображавших, воспевавших в своих
произведениях образ женщины.
Слайд 3Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле,
и потому имя Матери всегда окружено благоговением.
Слайд 4Тема материнства – одна из древнейших тем в мировом искусстве.
Образ-
вид, облик.
Мадонна (моя госпожа)- название композиции,
изображающей Богоматерь с
младенцем.
Архетип- прообраз, образец запечатленный
в душе человека, народа, нации.
Слайд 5«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни.
Воплощение идеи материнства и продолжения рода.
Слайд 6Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим
временам Египта.
Богиня с древних времён ассоциируется с
Луной.
Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение и ценность.
Дева символизировала молодость и энергию.
Мать являлась воплощением женской силы и плодородия.
Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, мудрость.
Слайд 7Владимирская Богоматерь
В христианской культурной традиции особая роль отводилась Богоматери –
Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.
Слайд 8
Одним из лучших образов византийской живописи являлось эта икона, написанная
в Константинополе в XII в. Затем была привезена на Русь.
Глаза
Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.
Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.
Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.
Слайд 10
В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли,
обеим были присущи общие начала святости и материнства:
"Первая мать -
Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.
Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.
Слайд 11Феофан Грек
«Донская Богоматерь»
Слайд 12Русская икона…
В мировом искусстве это явление уникальное.
Русская иконопись имеет
огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает
у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии.
Иконы исцеляют, спасают…
Слайд 13Васнецов-Богоматерь.
Роспись конхи Владимирского собора в Киеве.
Слайд 15Образ Мадонн
…Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший
образец…
А. С. Пушкин
Слайд 16Бриджуотерская Мадонна
Около 1507 Лондон.
Слайд 17
Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI
веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое
видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.
Слайд 19
Внимательно вглядитесь в картину Рафаэля «Сикстинская мадонна». На ней
изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, которая легко ступает по облакам
навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария — идеал материнства. Художник в своих картинах воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов.
Слайд 20
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева,
скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
–
В тихом предстань сновидении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
А. Фет
Слайд 22«Мадонна Литта»
Леонардо да Винчи
На картине изображена юная Мария,
бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной
красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.
Слайд 23Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути
не сыскать,
И если «любовь» - это слово святое,
То трижды священное
– «женщина – мать»
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любовь» - это слово святое,
То трижды священное – «женщина – мать»
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любовь» - это слово святое,
То трижды священное – «женщина – мать»
Слайд 24О. Ренуар
«Мадам Шарпантье с детьми»
Слайд 26
Образ величавой славянки
Признанный портретист, академик живописи Венецианов
А.Г., писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.
Слайд 27А. Г. Венецианов
В полном разгаре страда деревенская,
Доля ты! – русская
долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
“На пашне.
Весна”.
Слайд 28
"На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка
в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных
в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.
Слайд 29“На жатве. Лето”.
Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют
холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она
ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова:
....В полном разгаре страда деревенская,
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать....
Зной нетерпимый: равнина безлесая.
Нивы, покосы да ширь поднебесная.
Солнце нещадно палит...
Слайд 30Искусство XX века
К. С. Петров - Водкин
Богоматерь – умиление злых
сердец, 1915 г.
Слайд 31
К. С. Петров-Водкин
Петроградская мадонна
Слайд 32
На картине «Петроградская Мадонна» молодая женщина с грудным ребёнком изображена
на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Не случайно
она повернулась спиной к городу. Мать и ребенок, как символ вечной жизни и добра, царят надо всеми. Несмотря на то, что художник придает облику молодой женщины иконописные черты, она все же простая петроградская работница. Её главная забота — это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.
Слайд 34
Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена
женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана
величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.
Противопоставляя хрупкое, разморёное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка.
Слайд 35Жест поднятой вверх руки напоминает известный образ Богоматери, молящейся за
спасение человечества.
И. М. Тоидзе
Е.В.Вучечич,Н.В.Никитин
Родина - Мать зовёт!
Слайд 37
«Солнечный ветер»
Маранов Александр Борисович
Слайд 39Л.Соков Мать и дитя
Рассмотрите произведение
Л.Сокова «Мать и дитя». Проанализируй
произведение.
Что изображено (непосредственное впечатление)
Как изображено (язык изобразительного искусства)
Идея произведения
Слайд 40Итог:
Что являлось и является главным идеалом в красоте женщины в
творчестве этих художников? - Какое воплощение находит образ женщины матери
в средневековом искусстве?
- Какому идеалу стремились художники всех времён и народов?
- В чём особенность воплощения образа женщины - матери в произведениях искусства в XX веке.
Слайд 41Вывод:
Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ
женщины – матери являлся идеалом женской красоты.
Идеалом, главным и неизменным,
является идеал материнства.
Красота женщины – это красота материнства.
Слайд 42Ресурсы Интернет
http://img-fotki.yandex.ru/get/5/eugenio19.34/0_2a46a_a67a4f4e_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/5700/ya-anhesenpaaton.e/0_39551_170f7e5d_L.jpg
http://gifr.ru/data/gifs/7/5/6/7568b12127.gif
http://img-fotki.yandex.ru/get/3801/simvolveri2007.1b/0_7ed13_e208190b_L.jpg
http://www.cirota.ru/forum/images/75/75016.jpeg
Слайд 43
http://img-fotki.yandex.ru/get/5411/118940180.92/0_72c81_42285ea3_XL
http://foto.rambler.ru/preview/r/500x500/46df2edc-b8af-f325-bb19-a39c03b617a7
http://arsrhetorica.files.wordpress.com/2007/11/383px-raffael_009.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2009/04/28/4694.jpg
http://burusi.files.wordpress.com/2009/05/1506-the-madonna-of-the-meadow-madonna-del-prato.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/34/P.F._Sokolov_015.jpg
http://allday.ru/index.php?newsid=173085
http://i018.radikal.ru/1012/38/f3ebc0b83662.jpg
http://gallerix.ru/storeroom/1910072626/N/1269063426/
http://cccp.narod.ru/graph/foto/plakat/vov/rodina_mat1.jpg
http://i02.fsimg.ru/4/tlog_box/1998/1998598.jpg
http://kartinymira.ru/img/p/88-3108-thickbox.jpg
http://www.artwall.ru/files/products/poster_0608.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4510/102934060.6a/0_655d6_fe54ff4e_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/3807/pawel1163.20/0_3fe89_11d1b686_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/5608/93899093.f/0_65ea1_2ed2ad87_XL
http://img-fotki.yandex.ru/get/4710/47338672.0/0_648de_ae1abb8f_XL
http://www.samopoznanie.net/museum/22/big/image03.jpg
http://www.ruskline.ru/images/2010/18345.jpg