Слайд 1Образование как педагогический процесс
Слайд 2Вопросы для рассмотрения
Понятие о педагогическом процессе
Целостность педагогического процесса
Движущие силы педагогического
процесса
Структура педагогического процесса
Функции педагогического процесса
Этапы педагогического процесса
Единица педагогического процесса
Законы, закономерности,
принципы и правила педагогического процесса
Слайд 31. Понятие о педагогическом процессе
Процесс –
1) последовательная смена
состояний; ход развития чего-либо;
2) совокупность последовательных действий для
достижения какого-либо результата
Слайд 41. Понятие о педагогическом процессе
Педагогический процесс (ПП) — это специально
организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих,
воспитательных и образовательных задач (В.А. Сластёнин)
Педагогический процесс — это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы (В.В. Воронов)
Педагогический процесс – последовательная смена состояний педагогической системы (Л.П. Крившенко)
Слайд 51. Понятие о педагогическом процессе
Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является
термин «учебно-воспитательный процесс» (УВП) — совокупность урочных и внеклассных занятий
Слайд 62. Целостность педагогического процесса
Учитель учит, а воспитатель воспитывает => обучение
и воспитание не связаны
К середине XIX в. появились аргументы в
пользу единства обучения и воспитания (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Лесгафт)
П.Ф. Каптерев «Педагогический процесс» (1905)
Слайд 72. Целостность педагогического процесса
Советский период:
До середины 30-х гг. ХХ в.
– единство обучения и воспитания (Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич,
С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.С. Макаренко)
Со середины 30-х гг. до середины 70-х гг. ХХ в. – изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов
Со середины 70-х гг. ХХ в. обучение и воспитание рассматриваются в единстве, идея целостного педагогического процесса, рассмотрение педагогического процесса как целостной системы (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский, Ю.П. Сокольников)
Слайд 82. Целостность педагогического процесса
Аспекты целостности:
содержательный,
организационный,
функциональный
Слайд 92. Целостность педагогического процесса
В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается
отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во
взаимосвязи его четырех элементов:
знаний (когнитивного опыта);
умений и навыков (опыта практической деятельности);
опыта творческой деятельности;
опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру
Слайд 102. Целостность педагогического процесса
В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство
целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:
освоения и конструирования
содержания образования и материальной базы;
делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования;
взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, т.е. не по поводу содержания образования (неформального общения);
освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание)
Слайд 112. Целостность педагогического процесса
В функциональном плане целостность педагогического процесса обеспечивается
единством трех механизмов его функционирования:
обучения;
воспитания;
развития
Слайд 123. Движущие силы педагогического процесса
Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса
является противоречие между требованиями к ребенку, возникающими в его жизни,
и его реальными возможностями, уровнем его развития
Это противоречие становится движущей силой, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными (попадают в зону ближайшего развития)
Слайд 134. Структура педагогического процесса
Структура – расположение элементов в системе
Структуру системы
составляют выделенные по принятому критерию компоненты, а также связи между
ними
Слайд 144. Структура педагогического процесса
Компоненты педагогического процесса:
целевой (цели и задачи
воспитания и обучения);
содержательный (содержание образования);
операционно-деятельностный (формы, методы, средства
организации и осуществления педагогического процесса);
оценочно-результативный (проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения);
ресурсный (условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое обеспечение)
Слайд 155. Функции педагогического процесса
Образовательная (формирование мотивации и опыта учебно-познавательной
и практической деятельности, освоение основ научных знаний)
Воспитательная (формирование определенных качеств,
отношений человека, ценностных ориентаций)
Развивающая (формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности)
Слайд 166. Этапы педагогического процесса
Этапы — это не составные части, а
последовательность развития процесса
Этапы педагогического процесса:
подготовительный,
основной,
заключительный
Слайд 176. Этапы педагогического процесса
Педагогический процесс носит циклический характер
Цикл педагогического процесса
в любом образовательном учреждении равен
1 учебному году
Слайд 186. Этапы педагогического процесса
1 этап ЦПП (подготовительный)
Создаются надлежащие
условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной
скоростью
На этом этапе решаются следующие задачи:
целеполагание,
диагностика условий,
прогнозирование достижений,
проектирование и планирование развития процесса
Слайд 196. Этапы педагогического процесса
2 этап ЦПП (основной)
Это этап осуществления
педагогического процесса
На этом этапе решаются следующие задачи:
постановка и разъяснение
целей и задач предстоящей деятельности;
взаимодействие педагогов и учеников;
использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
создание благоприятных условий;
осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;
обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами
Слайд 206. Этапы педагогического процесса
3 этап ЦПП (заключительный)
Происходит анализ достигнутых
результатов
Слайд 217. Единица педагогического процесса
Единицей ЦПП является педагогическая задача, т.к. весь
ЦПП состоит из цепи разной сложности педагогических задач
Задача – отраженная
в сознании проблемная ситуация и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами, знаниями и опытом
Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности (В.А. Сластёнин)
Слайд 227. Единица педагогического процесса
Решить задачу — значит построить мысленно или
письменно ориентировочную основу деятельности в виде прогноза и потом выполнить
эту деятельность
Этапы решения педагогической задачи:
постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
конструирование способов решения и выбор оптимального решения;
реализация выбранного способа;
анализ результатов решения педагогической задачи
Слайд 238. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
Закон – объективно
существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной
и следствием
Основной закон педагогического процесса состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений
Слайд 248. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
— это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями,
отдельными сторонами педагогического процесса
Слайд 258. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
Принципы — это
основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения,
действия
Слайд 268. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
Правила – конкретные
указания учителю, как надо поступить в типичной педагогической ситуации
Правило не
обладает силой всеобщности и обязательности
Слайд 278. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
Закон
Закономер-
ность
Принцип
Правило
Связь
между
явлениями
Связь
между
частями
явления
Основное
положение
Рекомен-
дация
Обязательный характер