Слайд 1Образовательная политика
и законодательство
в современной России
www.smolin.ru
Олег Николаевич СМОЛИН,
доктор философских
наук, профессор, академик Российской академии образования, первый заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по образованию и науке
Слайд 2Формы зачётной работы
– эссе на тему одного из вопросов
курса;
– реферат по одной из рекомендованных монографий;
– эссе
«Моя законодательная инициатива». Предложить идею законопроекта и ее обоснование в форме Пояснительной записки по проблемам, связанным с тематикой курса.
Все формы зачетной работы предполагают
выражение собственного отношения
студента к проблеме.
www.smolin.ru
Слайд 3
тема 1.
Образовательная политика: понятие, структура, факторы формирования в постсоветской России
(2
часа)
План лекции
1. Политика в области образования и образовательная политика: соотношение
понятий.
2. Факторы формирования образовательной политики в постсоветской России.
2.1. Характер и основные этапы политического процесса в России конца ХХ – начала XXI века.
2.2. Революционные катастрофы 1990-х годов и их отдалённые последствия.
3. Образование как фактор модернизации и обеспечения национальной безопасности в современном обществе.
Слайд 4
Список литературы
Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. Учеб. пособие для
студентов вузов. – М., 1999
Днепров Э. Д. Образование и политика.
Новейшая политическая история российского образования: в 2-х т. М., 2006
Каспржак А. Г., Фрумин И. Д. Сценарии развития школьного образования в России на современном этапе // В кн.: Среднее образование в России (приложение к сборнику «Федеральный справочник. Образование в России») Вып. 3. М.: Центр стратегического партнерства, 2014
Петров В. В. Российская образовательная политика: вопросы формирования теории инновационного образования. Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2014
Филиппов В. М. Модернизация российского образования. – М.: Просвещение, 2003
Фрумин И. Д. Образовательная политика; практика анализа. Путеводитель по курсу. M.: CIOP, 2002
Слайд 5Книги О.Н. Смолина
Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «Академкнига»,
2014
Образование. Политика. Закон: Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России. – М.: Культурная революция, 2010
Политический процесс в современной России. Учебное пособие. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Политология». М.: Проспект. – 2004
Излом: иное было дано? Проблемы революции, демократии и образовательной политики в социально-политическом процессе 90-х годов. М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2001
www.smolin.ru (в разделе «Книги, статьи, документы»)
Слайд 6Образование –
(1) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
(2) являющийся общественно значимым благом,
(3) и осуществляемый
в интересах человека, семьи, общества и государства,
(4) а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности
(5) в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст. 2, п. 1)
Слайд 7Политика
в области образования и
образовательная политика
www.smolin.ru
Слайд 9Политика в области образования –
комплекс мер, принимаемых либо программируемых
органами власти и местного самоуправления различных уровней, политическими партиями и
общественными объединениями в отношении образования как социального института (системы образования).
Государственная образовательная политика –
одно из ключевых направлений внутренней политики государства, имеющее целью создание экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для осуществления основных функций образования, включая формирование определённого типа (или типов) личности, воспроизводство кадрового потенциала общества и воспитание граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей.
Слайд 10
политика в области образования
образовательные компоненты и образовательное воздействие других направлений
внутренней (а отчасти и внешней) политики: экономической, социальной, информационной и
т.п.
Образовательная политика
Слайд 11Структура системы образования:
основные элементы
(Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 10, п. 1)
федеральные государственные
образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
педагогические и иные работники;
обучающиеся (воспитанники, учащиеся, студенты);
родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности;
организации, осуществляющие оценку качества образования, надзор и контроль в сфере образования;
объединения юридических лиц, работодателей и их объединений;
общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Слайд 12Структура системы образования: основные уровни и подсистемы
(Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 10, п.
2-6)
Общее образование, в том числе:
дошкольное образование;
начальное общее образование;
основное общее образование;
среднее общее образование.
Профессиональное образование, в том числе:
среднее профессиональное образование;
высшее образование – бакалавриат;
высшее образование – специалитет, магистратура;
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантур (адъюнктура),
ординатура, ассистентура-стажировка)
Слайд 13Структура системы образования: основные уровни и подсистемы
(продолжение)
Дополнительное образование, в том числе:
дополнительное образование детей;
дополнительное образование взрослых;
дополнительное профессиональное образование.
Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 2, п. 13)
Слайд 14Основные направления
образовательной политики в целом:
бюджетное (уровень и механизмы бюджетного
финансирования, межбюджетные отношения;
налоговое (уровень налогообложения и налоговые льготы);
обеспечение прав граждан
в области образования, равенства или неравенства возможностей в этой сфере;
информационно-образовательное (характер образовательно-информационной среды, её направленность на повышение или понижение интеллектуального и нравственного потенциала);
содержательное (разработка содержания образования и обеспечение его реализации через образовательные стандарты, программы и т.п.);
ценностное (направленность системы образования и всей образовательной политики на формирование тех или иных ценностей народа);
структурно-управленческое (формирование определённой структуры образовательной системы, системы управления образованием и самоуправления в нём);
кадровое (подготовка кадров образованием, для образования, обеспечение определённого уровня оплаты труда и социальных гарантий для работников системы).
Слайд 15Основные факторы формирования образовательной политики в постсоветской России
характер политического процесса;
экономический
кризис 1990-х годов – рекордный по глубине и продолжительности в
истории развитых стран и его отдаленные последствия;
характер политического режима, включая соотношение демократических и авторитарных тенденций в постсоветском политическом процессе.
Слайд 16Основные периоды постсоветского политического процесса
апрель 1985 – август 1991 года
–
реформистский период
август 1991 – август 1996 года –
революционный
период
август 1996 – март 2000 года –
постреволюционный период
март 2000 – март 2014 года –
период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима
март 2014 по настоящее время –
период изменения внешнеполитического курса, попытки частичного восстановления геополитических позиций страны
Слайд 17Основные признаки революции как исторической ситуации
Согласно разработанному автором политико-ситуационному подходу,
любая социально-политическая революция в качестве исторической ситуации обладает определённым набором
признаков и может рассматриваться как:
бифуркация (разделение, разветвление) – апогей кризиса системы, после которого возможно её развитие в различных направлениях, вплоть до полного уничтожения;
чрезвычайная ситуация;
катастрофа (или серия множественных катастроф);
радикальное отрицание;
всеобщий конфликт;
аномия (безнормность) – нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества или одной из его основных сфер;
«праздник» – в культурологическом смысле слова, включая расширение негативной свободы и эмоциональный подъем;
фактор глобальной мифологизации массового сознания;
процесс смены политических элит;
трансформация политического режима революционной демократии в режим революционного (или постреволюционного) авторитаризма.
Слайд 18Множественные катастрофы 1990-х годов
социально-экономическая
финансовая
социотехнологическая
социальная в узком смысле
(т. е. катастрофа в социальной сфере)
духовно-нравственная
интеллектуальная
демографическая
геополитическая
Слайд 19Экономическая катастрофа 1990-х:
рекордный по глубине и продолжительности для мирного
времени в мировой истории ХХ века экономический кризис и «обвал» в
ключевых отраслях производства.
Некоторые показатели падения производства в России в 1985 – 1995 годах (по данным группы учёных под руководством вице-президента РАН В.А. Коптюга):
сельскохозяйственное производство – в 3,6 раза
промышленное производство – в 5,3 раза
лёгкая промышленность и оборонный комплекс – примерно в 10 раз
Слайд 20Современные последствия экономической катастрофы
1990-х годов в
России
Согласно последним данным официальной статистики, по отношению к советскому уровню в настоящее время производство составляет (округленно):
гражданских самолетов – 44%
деревообрабатывающих станков – 19%
экскаваторов – менее 8%
металлорежущих станков – 4,5%
тракторов – 3,5%
Слайд 21Доля ведущих стран и России
в производстве мирового валового внутреннего
продукта (ВВП), по данным МВФ на начало 2016 года
В конце
1980-х годов СССР производил 18% мирового ВВП – второе место в мире после США.
В 2000 году Россия производила 1,63% мирового ВВП.
По данным Национального Исследовательского института Мировой Экономики и Международных Отношений имени Е.М. Примакова Российской Академии Наук:
при сохранении современных тенденций к 2030 году РОССИЯ переместится на15-е место
1. США – 24,41 %
2. Китай – 15,41 %
3. Япония – 5,6 %
4. Германия – 4,52 %
5. Великобритания – 3,84 %
6. Франция – 3,25 %
7. Индия – 3,23 %
8. Бразилия – 2,48 %
9. Италия – 2,42 %
10. Канада – 2,17 %
11. Южная Корея – 1,94 %
12. Россия – 1,77 %
Слайд 22Доля крупнейших 15 стран
в общемировом ВВП (по ППС)
по данным МВФ
17,71 % Китай
15,50 % США
7,24 % Индия
4,35 % Япония
3,33 % Германия
3,21 % Россия
2,61 % Бразилия
2,52 % Индонезия
2,32 % Великобритания
2,28 % Франция
1,93 % Мексика
1,86 % Италия
1,66 % Турция
1,61 % Южная Корея
1,46 % Саудовская Аравия
30,40 % остальные страны
Слайд 23Социальная катастрофа:
падение уровня жизни;
обесценивание честного труда;
скачкообразный рост
социального неравенства;
распространение бедности;
массовая детская беспризорность;
массовая безработица.
По расчётам
группы В.А. Коптюга в 1985 – 1995 годах:
средняя заработная плата в стране упала более, чем
в 3 раза;
средняя пенсия – в 2,5 раза;
после кризиса 1998 года показатели падения увеличились, по меньшей мере, в 2–2,5 раза.
Таким образом, в течение 1990-х годов средний уровень жизни в стране упал в 4–5 раз, а у некоторых групп населения – в 5–7 раз.
Слайд 24Современные последствия социальной катастрофы 1990-х
www.smolin.ru
Слайд 25Минимальная заработная плата в России и некоторых государствах «Большой двадцатки»
(по данным Федерации независимых профсоюзов России)
Германия – 1400 евро (98
тыс. руб.)
Франция – 1100 евро (более 77 тыс. руб.)
Китай – 500 долларов (почти 29,5 тыс. руб.)
Турция – 460 долларов (более 27 тыс. руб.)
ЮАР – 180 долларов (около 10,6 тыс. руб.)
Бразилия – 170 долларов (более 10 тыс. руб.)
Россия – 160 долларов (9489 руб.)
Индия – 64 доллара (3800 руб.)
(по курсу валют – на 25.08.2017)
Слайд 26Соотношение долей в составе населения представителей высшего, среднего и низшего
классов:
США, Европа и Япония: 10% / 60% / 30%;
Россия: 5%–7%
/ 15%–20% / 70%–80%.
По результатам опроса ВЦИОМ весной 2017 года:
10% граждан не хватает денег на еду – это не бедность, явная нищета;
29% на еду денег хватает, но не хватает на одежду – это прямая бедность;
у 41% деньги есть на еду и одежду, но не хватает на приобретение товаров длительного пользования – это верхняя часть «низшего класса»;
14% могут позволить себе все вышеперечисленное, но не более – реальный размер «среднего класса». В социальных государствах Европы он составляет около 60%;
лишь 3% могут без проблем приобрести автомобиль, но квартиру или дачу уже не могут – это нижний слой т.н. «высшего класса»;
остальные приблизительно 3% – собственно «высший класс».
Слайд 27Некоторые показатели уровня социального неравенства в современной России
Децильный коэффициент (соотношение
доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных):
по официальным
данным – почти 16 раз;
по данным экс-директора НИИ статистики Росстата В.М. Симчеры – 28–36 раз.
Согласно расчетам швейцарского агентства Credit Suisse, в мире долларовые миллиардеры владеют 2% всего богатства планеты.
В России же 110 таких супербогачей распоряжаются 37% всего национального богатства.
По данным журнала «Форбс», в России 1% населения владеет 71% национального богатства – рекорд для стран «Большой двадцатки».
Слайд 28Катастрофа демографическая – «русский крест»
Ежегодная убыль населения в начале ХХI в.
составляла приблизительно 700–800 тыс. человек в год.
Неожиданную актуальность приобрело предостережение Владимира
Набокова о том, что Россия может разделить судьбу Древнего Рима: культура останется, а народ исчезнет!
После нескольких лет незначительного демографического роста в первом полугодии 2017 г. смертность в России вновь превысила рождаемость: естественная убыль населения составила приблизительно 112 тысяч человек.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, сокращение населения к 2030 году может составить от 5 до 15 миллионов.
Слайд 29Образование и национальная безопасность
Национальная безопасность – совокупность условий, обеспечивающих
суверенитет и защиту стратегических интересов государства, полноценное развитие общества и
всех граждан.
Образование выступает универсальным фактором обеспечения национальной безопасности страны, воздействует на все уровни национальной безопасности (безопасность общества, государства, личности) и главные составляющие:
экономическая безопасность современного государства немыслима без квалифицированных кадров;
технологическая безопасность невозможна без кадров (особенно инженерно-технических) и научных разработок;
Слайд 30Образование и национальная безопасность
(продолжение)
военная безопасность нереализуема без технологических разработок, квалифицированных кадров и патриотического воспитания.
Отто Бисмарк:
Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя
Философ Александр Зиновьев: Великую Отечественную войну выиграл советский десятиклассник
Писатель Борис Васильев:
О предвоенное поколение разбилась крупповская сталь;
экологическая безопасность требует новой культуры выживания и «опережающего обучения», иначе, по мнению многих специалистов по глобальным проблемам, через несколько десятилетий человечество ждет глобальная экологическая катастрофа;
образование как фундамент культуры является основой безопасности культурного развития;
образование формирует «культурные коды» и систему ценностей, объединяющих граждан в политическую нацию. Нация, лишённая своих ценностей, превращается в толпу или в гигантскую банду.
Психолог Карл Юнг: Нация, утратившая своих Богов и свои мифы, обречена
ключевое условие модернизации
Модернизация –
это
процесс перехода от традиционного (доиндустриального) общества к индустриальному и далее к постиндустриальному («обществу знаний»)
Основные направления модернизации современной России
.
новая индустриализация
справедливое распределение
развитие человеческого потенциала
Слайд 32Образование – сфера инвестиций, наиболее выгодных для общества и государства
в долгосрочной перспективе
В ХХ веке каждому «экономическому чуду» (СССР 1930-х,
послевоенные Германия, Япония, Южная Корея и др.) предшествовало наращивание инвестиций в образование. Более образованные кадры «решали всё».
По данным нобелевского лауреата Э. Денисона, большинство факторов, обеспечивших прогресс экономике США в ХХ веке, были связаны с образованием.
Среднестатистически люди с высшим образованием создают вдвое больше валового внутреннего продукта на каждого работника, чем люди без высшего образования.
Слайд 33Образование – сфера эффективных социальных инвестиций
Люди с высшим образованием в
среднем:
получают более высокую заработную плату;
больше живут, особенно мужчины.
Разрыв в ожидаемой средней продолжительности жизни мужчин и женщин в России – приблизительно 11 лет, а в группах населения с высшим образованием, как в Европе – около 5 лет;
совершают меньше насильственных преступлений;
в среднем более активные и ответственные граждане.
Слайд 34Образование – путь в будущую стадию развития цивилизации
По оценкам футурологов,
в «общество знаний» войдут лишь те народы, которые обеспечат в составе работников 60–90% людей с высшим и более высоким образованием.
Слайд 35Образование – ключевой фактор формирования человеческого потенциала и его превращения
в человеческий капитал
Главные составляющие человеческого потенциала:
долголетие – измеряется как ожидаемая
продолжительность жизни;
образование – определяется как комбинация индекса грамотности взрослого населения и степени охвата населения обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях;
уровень жизни – определяется величиной реального ВВП на душу населения, переведённой в доллары с помощью паритета покупательной способности.
Человеческий капитал есть человеческий потенциал, приведённый в действие.
Слайд 36Место России в индексе человеческого развития в разные годы
1980-е годы
– в десятке лидеров
1992 год – 34-е место
1995 год –
72-е место
1999 год – 55-е место
2004 год – 65-е место
2007 год – 67-е место
2014 год – 50-е место
2015 год – 49-е место
Слайд 37Динамика показателей человеческого потенциала в 2007 – 2014 годах
Слайд 38
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в Омской области
в сравнении
с другими регионами РФ
Слайд 39Контрольные и проблемные вопросы
1. Как действующий закон определяет образование? В
чем, на Ваш взгляд, состоят достоинства и недостатки такого определения?
2.
Каково соотношение понятий «политика в области образования» и «образовательная политика»? В чем состоит практический смыл разграничения этих понятий?
3. Как закон определяет основные элементы системы образования? Если бы Вы обладали правом законодательной инициативы, какие элементы Вы предложили бы исключить из системы и какие - дополнительно в нее включить?
4. Как действующий закон определяет основные уровни и подсистемы образования? Приведите аргументы «за» и «против» исключения из числа уровней образования начального профессионального образования и отнесения аспирантов к третьему уровню высшего образования.
5. Каковы основные направления образовательной политики в целом? Приведите аргументы «за» и «против» исключения из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» вопросов, связанных с бюджетом, налогами, зарплатой педагогов.
6. Какие главные социально-политические факторы определяли образовательную политику России в конце ХХ и начале XXI века? На какие ее характеристики и каким образом они повлияли?
7. Назовите основные этапы российского политического процесса в конце ХХ и начале XXI века?
Слайд 40Контрольные и проблемные вопросы
(продолжение)
8. Чем отличается революция и реформа? Каким был характер российского социально-политического процесса в первой половине 1990-х годов: реформистским или революционным? Приведите доказательства.
9. Почему и в каких отношениях любая социально-политическая революция выступает как катастрофа или серия множественных катастроф? Назовите революционные катастрофы в России 1990-х годов.
10. Какая из революционных катастроф, на Ваш взгляд, была наиболее опасна в 1990-х годах? Последствия какой из революционных катастроф представляются наиболее опасными в настоящее время?
11. Преодолены ли в настоящее время отдаленные последствия социально-экономической, социальной и демографической катастроф? Как они сказываются на образовательной политике?
12. Раскройте содержание понятий «модернизация общества», «национальная безопасность». Можно ли, на Ваш взгляд, комплексно рассматривать вопрос о воздействии образования на модернизацию и на обеспечение национальной безопасности страны?
13. Почему образовательная политика является одним из ключевых направлений внутренней политики современного государства?
14. Как измеряется человеческий потенциал различных стран? Каково место России в международных рейтингах человеческого развития?
15. Что такое человеческий капитал? Какую роль образование и образовательная политика играют в формировании человеческого потенциала и человеческого капитала?
16. Как бы Вы ответили на традиционный упрек в адрес интеллигенции: если вы такие умные, то почему бедные?
Слайд 41
Если Ваш план на один год – выращивайте рис.
Если Ваш
план на 10 лет –
сажайте деревья.
Если Ваш
план на всю жизнь – воспитывайте детей.
(китайская мудрость)