Слайд 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ
Слайд 2УРОВНИ
биологический, адаптация объясняется через эволюцию, теория адаптации Ч. Дарвина.
физиологический:
срочная:
является врожденной, наследственно-обусловленной, мало изменяющейся под воздействием окружающей среды
долговременная,
является постепенным процессом привыкания организма к действию раздражителя. Процесс адаптации направлен на
достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию факторов, нарушающих это равновесие.
Слайд 33. психологический,
- “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных
ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды”.
Слайд 44. социальный.
Особенность: приспособление осуществляется путем преобразования внешнего мира.
- это состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность
без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности.
сферы:
В социально-психологической сфере— системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении социально-психологических ролей;
В сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности.
Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ И.Д. КАЛАЙКОВА
Слайд 6Виды адаптации (Налчаджян)
Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в
типичных проблемных ситуациях:
Защитная проявляется действие основных защитных механизмов личности (агрессии,
рационализации, регрессии, проекции и других)
Незащитная происходит, когда личность оказывается в нефрустрированной проблемной ситуации, требующей от неё принятия рациональных решений. Средства:
познавательные операции,
механизмы целеполагания, групповых социально-психологических процессов и решения задач,
различные форм социальной уступчивости (конформного поведения,
без защитных механизмов .
Смешанная происходит, когда личность частично фрустрирована, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями.
Слайд 7Примеры защитных механизмов
способы самозащиты. Признаки:
Самообман, искажают восприятие реальности
Основаны на эмоциях,
иррациональны
Не решают существующие проблемы
Виды:
Вытеснение -подавление;
Проекция - свои мысли, чувства
и жизненные обстоятельства переносим на других людей. Цель: снять с себя ответственность, чувство вины за собственные неудачи и неприятности.
Замещение –перенос внимания с угрожающего объекта на доступный (обиженный ученик царапает машину учителя), самокритика, аутоагрессия;
Рационализация - искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки (Лиса и виноград, объяснение причин развода, увольнения, провал на вступительных экзаменах)
реактивное образование формируются побуждения противоположного содержания (демонстрируем противоположные качества, потребности, ценностные ориентации). –
Регрессия - возврат к детским моделям поведения
сублимация;- изменение потребностей в социально желаемом направлении
отрицание – отказ принимать событие (не верят в тяжелую болезнь)
Опросник Плутчика – Келлермана – Конте. Тест для диагностики механизмов психологической защиты
Слайд 82. Девиантная адаптация - те процессы социальной адаптации личности, которые
обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии,
что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. «Хорошо личности – плохо группе»
Типы:
Неконформистская адаптация - это процесс, благодаря которому личность преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами.
Результат: оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями; личность может либо оказаться выключенной из социального окружения, либо создавать вокруг себя зону постоянного напряжения и конфликтов.
Новаторская адаптация - это действия творческой личности, которой тесно в существующих рамках, и которая преобразует общество в соответствии со своими убеждениями.
Слайд 93. Патологическая адаптация - социально-психический процесс, который полностью или частично
осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит
к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов (галлюцинации, бред; исчезновение критики – невозможность осмыслить происходящее).
Слайд 10
Структура: 1.Познавательный компонент 2.Психическая переориентация
1.Познавательный компонент:
восприятие и истолкование возникшей
ситуации,
усвоение новых форм поведения, норм, ценностей, правил нового окружения.
Зависит от:
установок, особенностей когнитивной сферы индивида,
психических функций - внимание, мышление, общая подвижность и сила нервной системы.
Слайд 112.Психическая переориентация
выработка оценок и представлений о ситуации
происходят внутриличностные
изменения
может быть
революционной и затрагивать глубокие пласты душевного мира человека,
на уровне сознательного конформизма.
Слайд 12Уровни
На уровне общества (макросреда) -к социально-экономическому, политическому и духовному уровню
развитии общества
На уровне социальной группы (микросреда) - к нормам и
ценностям референтной группы,
На индивидуальном (внутриличностном) - в форме стремления достичь внутренней гармонии, целостности личности, сбалансированности внутренней позиции с ее оценкой другими индивидами.
Слайд 13Стадии
1 стадия - ориентировочная - характеризуется противоречиями между представлениями, ожиданиями
адаптирующейся личности и реальным положением дел.
2 стадия - истинной
адаптации - личность вырабатывает стратегию общения и поведения, направленную на установление соответствия между выдвигаемыми требованиями, их применением и реализацией среди членов группы.
3 стадия - стабилизации - характеризуется установлением динамического равновесия во взаимоотношениях между адаптирующейся личностью и социальным окружением
Слайд 141. начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они
должны вести себя в новой для них социальной среде, но
еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2. стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3. аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4. ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. стране эмигрант полностью усваивает язык, обычаи, образ жизни, устройство жилища, одежду и другие элементы новой культуры, новой социальной среды).
Слайд 15Механизмы
1 по формам принятия:
добровольный
Признак: изменения социальной среды
не мешают
жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом.
свойственные
ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения,
требованиястановятся понятными и доступными ему.
2) Вынужденный
ситуация, при которой характеристики новой среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам
Слайд 162. по используемым в процессе адаптации средствам :
1.Психические механизмы, направленные
на формирование и развитие психики субъекта - механизмы психической защиты,
психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.
2.Социально-психологические механизмы -приспособление индивида к среде через её освоение различными способами:
А. когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание - механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности.
Б. эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает - страх, беспокойство, тревога, покой и т.п.
В. поведенческие механизмы - выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.
3.Социальные механизмы:
А. механизм социальной деятельности, включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей, приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.
Б. механизм социального общения, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.
Слайд 17Показатели
адаптивность – согласование целей и результатов
Неадаптивность – есть противоречивые
отношений между целью и результатами
1. адаптированность = адаптационные способности –
наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия:
2. дезадаптированность,
Слайд 19Диагностика
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
(А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин.) -
для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых
психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
— «достоверность» (Д);
— «нервно-психическая устойчивость» (НПУ);
— «коммуникативные способности» (КС);
— «моральная нормативность» (МН);
— «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП).
Слайд 20Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда //
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности
и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197.
методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.
Слайд 21ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ (Н.Н. Мельникова):
ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ»
АНКЕТА «СОЦИАЛЬНОЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ»
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ АДАПТИВНОГОПОВЕДЕНИЯ