Разделы презентаций


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ

Содержание

УРОВНИбиологический, адаптация объясняется через эволюцию, теория адаптации Ч. Дарвина. физиологический: срочная: является врожденной, наследственно-обусловленной, мало изменяющейся под воздействием окружающей среды долговременная, является постепенным процессом привыкания организма к действию раздражителя.  Процесс адаптации направлен

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ

Слайд 2УРОВНИ
биологический, адаптация объясняется через эволюцию, теория адаптации Ч. Дарвина. 
физиологический:
срочная:

является врожденной, наследственно-обусловленной, мало изменяющейся под воздействием окружающей среды
долговременная,

является постепенным процессом привыкания организма к действию раздражителя.  Процесс адаптации направлен на  достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию факторов, нарушающих это равновесие. 
УРОВНИбиологический, адаптация объясняется через эволюцию, теория адаптации Ч. Дарвина. физиологический: срочная: является врожденной, наследственно-обусловленной, мало изменяющейся под воздействием

Слайд 33. психологический,
- “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных

ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями социальной среды”.



3. психологический, - “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями

Слайд 44. социальный.
Особенность: приспособление осуществляется путем преобразования внешнего мира.

- это состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность

без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности.
сферы:
В социально-психологической сфере— системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении социально-психологических ролей;
В сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности.

4. социальный. Особенность: приспособление осуществляется путем преобразования внешнего мира. - это состояние взаимоотношений личности и группы, при

Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ И.Д. КАЛАЙКОВА

КЛАССИФИКАЦИЯ И.Д. КАЛАЙКОВА

Слайд 6Виды адаптации (Налчаджян)
Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в

типичных проблемных ситуациях:
Защитная проявляется действие основных защитных механизмов личности (агрессии,

рационализации, регрессии, проекции и других)
Незащитная происходит, когда личность оказывается в нефрустрированной проблемной ситуации, требующей от неё принятия рациональных решений. Средства:
познавательные операции,
механизмы целеполагания, групповых социально-психологических процессов и решения задач,
различные форм социальной уступчивости (конформного поведения,
без защитных механизмов .
Смешанная происходит, когда личность частично фрустрирована, но стоит перед конструктивными задачами, связанными с её социальными ролями.
Виды адаптации (Налчаджян)Нормальная адаптация приводит к устойчивой адаптивности личности в типичных проблемных ситуациях:Защитная проявляется действие основных защитных

Слайд 7Примеры защитных механизмов
способы самозащиты. Признаки:
Самообман, искажают восприятие реальности
Основаны на эмоциях,

иррациональны
Не решают существующие проблемы
Виды:
Вытеснение -подавление;
Проекция - свои мысли, чувства

и жизненные обстоятельства переносим на других людей. Цель: снять с себя ответственность, чувство вины за собственные неудачи и неприятности.
Замещение –перенос внимания с угрожающего объекта на доступный (обиженный ученик царапает машину учителя), самокритика, аутоагрессия;
Рационализация - искажение реальности с целью сохранить высокий уровень самооценки (Лиса и виноград, объяснение причин развода, увольнения, провал на вступительных экзаменах)
реактивное образование формируются побуждения противоположного содержания (демонстрируем противоположные качества, потребности, ценностные ориентации). –
Регрессия - возврат к детским моделям поведения
сублимация;- изменение потребностей в социально желаемом направлении
отрицание – отказ принимать событие (не верят в тяжелую болезнь)
Опросник Плутчика – Келлермана – Конте. Тест для диагностики механизмов психологической защиты

Примеры защитных механизмовспособы самозащиты. Признаки:Самообман, искажают восприятие реальностиОснованы на эмоциях, иррациональныНе решают существующие проблемыВиды:Вытеснение -подавление; Проекция -

Слайд 82. Девиантная адаптация - те процессы социальной адаптации личности, которые

обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе при том условии,

что ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением. «Хорошо личности – плохо группе»
Типы:
Неконформистская адаптация - это процесс, благодаря которому личность преодолевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными для членов этой группы способами.
Результат: оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы и их носителями; личность может либо оказаться выключенной из социального окружения, либо создавать вокруг себя зону постоянного напряжения и конфликтов.
Новаторская адаптация - это действия творческой личности, которой тесно в существующих рамках, и которая преобразует общество в соответствии со своими убеждениями.

2. Девиантная адаптация - те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей индивида в данной группе

Слайд 93. Патологическая адаптация - социально-психический процесс, который полностью или частично

осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит

к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов (галлюцинации, бред; исчезновение критики – невозможность осмыслить происходящее).
3. Патологическая адаптация - социально-психический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм

Слайд 10  Структура: 1.Познавательный компонент 2.Психическая переориентация
1.Познавательный компонент:
восприятие и истолкование возникшей

ситуации,
усвоение новых форм поведения, норм, ценностей, правил нового окружения.


Зависит от:
установок, особенностей когнитивной сферы индивида,
психических функций - внимание, мышление, общая подвижность и сила нервной системы.

   Структура: 1.Познавательный компонент 2.Психическая переориентация   1.Познавательный компонент:восприятие и истолкование возникшей ситуации, усвоение новых

Слайд 112.Психическая переориентация
выработка оценок и представлений о ситуации
происходят внутриличностные

изменения
может быть
революционной и затрагивать глубокие пласты душевного мира человека,


на уровне сознательного конформизма.

2.Психическая переориентация выработка оценок и представлений о ситуации происходят внутриличностные измененияможет быть революционной и затрагивать глубокие пласты

Слайд 12Уровни
На уровне общества (макросреда) -к социально-экономическому, политическому и духовному уровню

развитии общества
На уровне социальной группы (микросреда) - к нормам и

ценностям референтной группы,
На индивидуальном (внутриличностном) - в форме стремления достичь внутренней гармонии, целостности личности, сбалансированности внутренней позиции с ее оценкой другими индивидами.

УровниНа уровне общества (макросреда) -к социально-экономическому, политическому и духовному уровню развитии обществаНа уровне социальной группы (микросреда) -

Слайд 13Стадии
1 стадия - ориентировочная - характеризуется противоречиями между представлениями, ожиданиями

адаптирующейся личности и реальным положением дел. 2 стадия - истинной

адаптации - личность вырабатывает стратегию общения и поведения, направленную на установление соответствия между выдвигаемыми требованиями, их применением и реализацией среди членов группы.  3 стадия - стабилизации - характеризуется установлением динамического равновесия во взаимоотношениях между адаптирующейся личностью и социальным окружением
Стадии1 стадия - ориентировочная - характеризуется противоречиями между представлениями, ожиданиями адаптирующейся личности и реальным положением дел.

Слайд 141.         начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они

должны вести себя в новой для них социальной среде, но

еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2.         стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3.         аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4.         ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. стране эмигрант полностью усваивает язык, обычаи, образ жизни, устройство жилища, одежду и другие элементы новой культуры, новой социальной среды).

1.         начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них

Слайд 15Механизмы
1 по формам принятия:
добровольный
Признак: изменения социальной среды
не мешают

жить и действовать привычным, удобным и доступным для него способом.
свойственные

ранее субъекту ценностные установки, принципы и идеалы, изменяются в новых условиях жизнедеятельности без особого сопротивления и напряжения,
требованиястановятся понятными и доступными ему.
2) Вынужденный
ситуация, при которой характеристики новой среды жизнедеятельности, не соответствуют и противоречат его ценностно-нормативным установкам


Механизмы 1 по формам принятия:добровольный Признак: изменения социальной средыне мешают жить и действовать привычным, удобным и доступным

Слайд 162. по используемым в процессе адаптации средствам :
1.Психические механизмы, направленные

на формирование и развитие психики субъекта - механизмы психической защиты,

психической травмы, психического и психологического внушения и т.п.
2.Социально-психологические механизмы -приспособление индивида к среде через её освоение различными способами:
А. когнитивные механизмы, т.е. приспособление к среде через её исследование, изучение и познание - механизмы воображения, мышления, познавательной деятельности.
Б. эмоциональные механизмы, позволяющие субъекту приспособиться к среде через те эмоциональные состояния, которые она вызывает - страх, беспокойство, тревога, покой и т.п.
В. поведенческие механизмы - выбор и реализацию субъектом в новой для него ситуации определённой модели поведения и деятельности.
3.Социальные механизмы:
А. механизм социальной деятельности, включение субъекта в новую систему социальных отношений, норм и ценностей, приобретает новые социальные статусы и роли, позволяющие ему войти в новую социальную среду.
Б. механизм социального общения, совершенствовать имеющиеся у него навыки общения и приобретать новые, расширять социальную среду собственной жизнедеятельности и усваивать новые социальные нормы и ценности.



2. по используемым в процессе адаптации средствам :1.Психические механизмы, направленные на формирование и развитие психики субъекта -

Слайд 17Показатели
адаптивность – согласование целей и результатов
Неадаптивность – есть противоречивые

отношений между целью и результатами
1. адаптированность = адаптационные способности –

наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия:
2. дезадаптированность,
Показатели адаптивность – согласование целей и результатовНеадаптивность – есть противоречивые отношений между целью и результатами1. адаптированность =

Слайд 18Критерии адаптированности

Критерии адаптированности

Слайд 19Диагностика
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»
(А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин.) -

для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых

психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: — «достоверность» (Д); — «нервно-психическая устойчивость» (НПУ); — «коммуникативные способности» (КС); — «моральная нормативность» (МН); — «личностный адаптивный потенциал» (ЛАП).
ДиагностикаМногоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин.) - для оценки адаптационных возможностей личности с учетом

Слайд 20Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда //

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности

и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. C.193-197. 
методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения.

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая

Слайд 21ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ (Н.Н. Мельникова):
ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ»
АНКЕТА «СОЦИАЛЬНОЕ

БЛАГОПОЛУЧИЕ»
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ АДАПТИВНОГОПОВЕДЕНИЯ


ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ (Н.Н. Мельникова): ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ»АНКЕТА «СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ АДАПТИВНОГОПОВЕДЕНИЯ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика