Слайд 1Виды информационных технологий управления
Лебедева И.А.
Слайд 2Различают следующие виды ИТ:
Информационная технология обработки данных
Информационная технология управления
Автоматизация офиса
Информационная
технология поддержки принятия решений
Информационная технология экспертных систем
Слайд 3Информационная технология обработки данных
Характеристика и назначение
ИТ обработки данных предназначена
для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные
данные и известны алгоритмы их обработки.
Эта технология применяется на уровне операторской деятельности в целях автоматизации рутинных постоянно повторяющихся операций ручного управленческого труда.
Слайд 4На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:
обработка данных об
операциях, производимых фирмой;
создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел;
получение ответов
на текущие запросы и их оформление на бумаге.
Слайд 5Примеры рутинных операций
операция проверки на соответствие нормативу уровня запасов
указанных товаров на складе. При уменьшении уровня выдается заказ поставщику;
операция
продажи товаров фирмой и выдача выходного документа для покупателя в виде чека или квитанции;
ежедневный контрольный отчет о поступлениях и выдачи наличных средств банком;
запрос к базе данных по кадрам на занятие определенной должности.
Слайд 6Основные компоненты информационной технологии обработки данных
Слайд 7Основные компоненты технологии обработки данных
сбор данных;
обработка данных:
классификация и группировка;
сортировка
(упорядочение записей);
вычисления (арифметические и логические операции), с помощью которых получают
новые данные;
укрупнение (агрегирование) данных с целью уменьшения количества данных;
хранение данных;
создание отчетов.
Слайд 8Особенности, отличающие данную технологию от других:
выполнение необходимых фирме задач по
обработке данных;
решение хорошо структурированных задач, для которых существует алгоритм;
выполнение стандартных
процедур обработки;
выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;
использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют подробный характер, допускающий проведение ревизий;
акцент на хронологию событий;
требование минимальной помощи со стороны специалистов других уровней.
Слайд 9Информационная технология управления
Характеристика и назначение
Эта технология используется при худшей структурированности
задач, чем технология обработки данных.
Целью ИТ управления является удовлетворение
всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений.
Информация д.б. представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривалась тенденция изменения данных.
Слайд 10При этом решаются следующие задачи:
оценка планируемого состояния объекта управления;
оценка отклонений от планируемого состояния;
выявление причин отклонений;
анализ возможных
решений и действий.
Слайд 11Информационная технология управления направлена на создание различных отчетов.
Отчеты бывают:
регулярные и
специальные.
Те и другие могут иметь форму:
суммирующих,
сравнительных
и
чрезвычайных.
Слайд 12 Использование отчетов оказывается особенно эффективным при реализации так называемого
управления по отклонениям. При использовании этого принципа на фирме к
отчетам предъявляются следующие требования:
отчет должен создаваться, когда отклонение произошло;
сведения должны быть отсортированы по значению критического для отклонения показателя;
все отклонения надо показать вместе, чтобы менеджер мог уловить связи между ними;
необходимо показать количественное отклонение от нормы.
Слайд 13Основные компоненты ИТ поддержки принятия решения
Слайд 14Технология автоматизации офиса
Исторически автоматизация началась на производстве и затем
распространилась в офис с целью вначале автоматизации секретарской работы.
По
мере развития средств телекоммуникаций автоматизация офисных технологий заинтересовала управленцев и специалистов.
Автоматизация офиса призвана не заменить существующую традиционную систему коммуникации персонала, а лишь дополнить ее.
Слайд 16База данных
Является обязательным компонентом любой технологии.
Информация из базы данных
поступает на вход программ, таких как текстовый процессор, табличный процессор,
электронная почта, компьютерные конференции и пр.
Слайд 17Технологические операции табличного процессора
- ввод данных;
- обработка данных (сортировка, копирование
и перенос, вычислительные операции и т.д.);
- вывод информации в печатном
виде;
- качественное оформление табличных данных;
- качественное оформление данных в виде диаграмм и графиков;
- проведение инженерных, финансовых и статистических расчетов;
- проведение математического моделирования и др.
Слайд 18Электронный календарь
Предоставляет возможность манипулировать рабочим расписанием управленцев и других работников.
Компьютерные конференции и телеконференции
Круг лиц, имеющих доступ к этой технологии,
ограничен.
Слайд 19Аудио и видеоконференции
Предназначены для коммуникации между территориально удаленными работниками
или подразделениями фирмы.
Их применение не требует компьютера. Они
сокращают транспортные и командировочные расходы, позволяют привлечь к решению проблем максимальное количество работников фирмы. Наиболее популярны три конфигурации:
- одностороняя видео- и аудиосвязь;
- одностороняя видео- и двухсторонняя аудиосвязь;
- двухсторонняя видео- и аудиосвязь.
Слайд 20Информационная технология поддержки принятия решений
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия
решений является новый метод организации человека и компьютера.
Выработка решений
происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:
Система поддержки принятия решений
Человек, принимающий решения.
Слайд 21Отличительные характеристики ИТ поддержки принятия решений:
способность ИС совместно
с человеком создавать новую информацию;
ориентация на решение плохо структурированных
задач;
сочетание традиционных методов доступа и обработки данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;
направленность на непрофессионального пользователя;
высокая адаптивность к особенностям технического и программного обеспечения и требованиям пользователя.
Слайд 22Основные компоненты ИТ поддержки принятия решений
Слайд 23База данных
Часть данных поступает от ИС операционного уровня, эти
данные д.б. предварительно обработаны. Для этого имеются две возможности:
использовать
СУБД, входящую в состав системы ППР;
использовать специальную СУБД за пределами системы ППР.
Помимо данных об операциях требуются и другие внутренние данные, например, данные о движении персонала, инженерные данные и т.п.
Внешние данные ( например, данные о конкурентах, национальной и мировой экономике и и.д.). Приобретаются у специализированных организаций.
Еще один источник данных – документы (письма, приказы, контракты, прейскуранты и т.д.).
Слайд 24База моделей
Целью создания БМ являются описание и оптимизация некоторого
объекта или процесса.
Модели базируются на математической интерпретации проблемы, например, модель
линейного программирования дает возможность определить производственную программу выпуска нескольких видов продукции при заданных ограничениях на ресурсы.
Использование моделей началось с применения статистических методов и методов финансового анализа, реализуемых с помощью обычных алгоритмических языков. Позже были созданы специальные языки, позволяющие моделировать ситуации типа “что будет, если” или ”как сделать, чтобы?”.
Слайд 25Классификация моделей
По цели использования модели подразделяются на
оптимизационные и
описательные.
По способу оценки:
детерминистские и
стохастические.
По области возможных приложений:
на
специализированные (только для одной системы) и
универсальные.
Слайд 26Стратегические модели
Используются на высших уровнях управления для установления целей
организации, объемов ресурсов и политики приобретения этих ресурсов.
Они
также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, прогнозирования политики конкурентов и т.р., для них характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в агрегированной форме.
Горизонт планирования измеряется в годах.
Эти модели обычно детерминистские, описательные, специализированные, используются на одной определенной фирме.
Слайд 27Тактические модели
Применяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля
ресурсов.
Сферы использования: финансовое планирование, планирование требований к работникам,
планирование продаж, построение схем компоновки предприятий.
Модели применимы лишь к отдельным частям фирмы.
Временной горизонт – от 1-го месяца до двух лет.
Обычно реализуются как детерминистские, оптимизационные и универсальные.
Слайд 28Оперативные модели
Используются на низших уровнях управления для поддержки принятия
оперативных решений с горизонтом, измеряемым днями и неделями. Например, ведение
дебиторских счетов, кредитных счетов, календарное производственное планирование, управление запасами и т.д.
Они, как правило, детерминистские, оптимизационные и универсальные.
Слайд 29Математические модели
Состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих
математические методы.
Это могут быть процедуры линейного программирования, статистического анализа
временных рядов, регрессионного анализа и т.д. – от простейших процедур до сложных ППП.
Слайд 30Система управления базой моделей
Система управления базой моделей должна обладать следующими
возможностями: создавать новые модели и изменять существующие, поддерживать и обновлять
параметры моделей, манипулировать моделями.
Слайд 31Система управления интерфейсом
Эффективность и гибкость ИТ во многом зависят
от характеристик интерфейса.
Интерфейс определяет: язык пользователя, язык сообщений
компьютера, знания пользователя.
Слайд 32Новые возможности представления выходных данных
Это машинная графика и мультипликация
Значительно повышают наглядность в системах поддержки принятия решений (
трехмерные изображения и моделирование физических систем и объектов).
Слайд 33Информационная технология экспертных систем
Характеристика и назначение
Экспертные системы дают возможность
менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о
которых этими системами накоплены знания.
Сходство ИТ в экспертных системах и системах поддержки принятия решений состоит в том, что они обеспечивают высокий уровень принятия решений.
Слайд 34Однако имеются три существенных различия:
Решение проблемы в рамках систем
ППР отражает уровень ее понимания пользователем, тогда как технология экспертных
систем предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.
Экспертные системы способны пояснять свои рассуждения в процессе решения задачи. Часто эти пояснения более важны для пользователя, чем само решение.
Использование знаний – нового компонента ИТ.
Слайд 35Основные компоненты ИТ экспертных систем
Слайд 36Интерфейс пользователя
Менеджер может использовать 4 метода ввода информации: меню,
команды, естественный язык, собственный интерфейс.
Технология экспертных систем позволяет получить
в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:
объяснения, выдаваемые по запросам пользователя;
объяснения полученного решения проблемы (система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи).
Слайд 37База знаний
Cодержит факты, описывающие проблемную область и логическую взаимосвязь этих
фактов.
Центральное место в БЗ принадлежит правилам.
Правило определяет, что
следует делать в данной конкретной ситуации и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Слайд 38Интерпретатор
Эта часть ЭС производит в определенном порядке обработку знаний (мышление),
находящихся в БЗ.
Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению
совокупности правил.
Если условие соблюдается, выполняется определенное действие и предоставляется вариант решения проблемы.
Слайд 39Модуль создания системы
Он служит для создания набора правил.
Существуют
два подхода:
использование алгоритмических языков программирования (ЛИСП, Пролог) и
использование
оболочек экспертных систем.
Слайд 40Оболочка экспертных систем
Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную
среду, которая может быть приспособлена для решения определенной проблемы путем
создания соответствующей базы знаний.
Слайд 41Вопросы
1. Для чего предназначена ИТ обработки данных? Какие задачи она
решает?
2. Перечислите основные компоненты ИТ обработки данных.
3. Чем отличается ИТ
управления? Какова ее цель?
4. Что означает управление по отклонениям?
5. Для каких работников предназначена технология автоматизации офиса?
6. Приведите примеры компьютерных офисных технологий.
Слайд 42Вопросы
7. Назовите особенности технологии поддержки принятия решений.
8. Приведите основные компоненты
ИТ принятия решений.
9. Сравните стратегические, тактические и оперативные модели по
уровням управления, сферам использования и горизонту планирования.
10. Для кого предназначена технология ЭС и в чем состоит ее отличие от ИТ поддержки принятия решений?