Слайд 1Общая характеристика системы образования России
Слайд 2Основные понятия теории организации
Слайд 3Организация -
группа людей, действующих совместно для достижения общих целей
Для успешного достижения
этих целей деятельность людей в группе должна координироваться
Поэтому организацию можно
рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей
Слайд 4Виды организаций
Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих
во взаимодействие друг с другом
Формальная организация — организация, обладающая правом юридического
лица:
цели деятельности закреплены в учредительных документах
функционирование — в нормативных актах, положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации
Слайд 5Формальные организации
Коммерческие организации — их деятельность направлена на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг
Некоммерческие
организации —не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками организации
(возможно ведение предпринимательской деятельности, получение и распределение прибыли, но только в некоммерческих, ранее сформулированных целях)
Слайд 6Разновидности организаций
Предприятие – коммерческая организация, обладающая статусом юридического лица и преследующая
коммерческие цели: производство продукции, торговля товарами, оказание услуг и выполнение
работ
Учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения задач, связанных с социально-культурной, просветительской, образовательной и иной деятельностью, не предполагающей напрямую с заработка денег
Слайд 7Организационно-правовая форма организации
Организационно-правовая форма организации определяется формой собственности
Собственность как экономическая
категория отражает объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу присвоения
ими в ходе хозяйственной деятельности средств производства, а также полученных с их помощью товаров, услуг и доходов
Собственность как юридическая категория отражает в соответствии с действующим законодательством весь спектр вещных (имущественных) прав людей в данном обществе
Слайд 8Собственность включает:
владение — это начальная форма собственности, отражающая юридическое, документальное закрепление
субъекта собственности, его право на обладание неким благом, фактическое обладание
вещью
пользование - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. При этом владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта, а могут быть разъединены (фермер владеет и пользуется своей землей; хозяин гостиницы владеет, но, как правило, не пользуется ею)
распоряжение — право исключительного физического контроля над благами, право и возможность использовать объект собственности любым желаемым образом вплоть до ее отчуждения (продажа, дарение, обмен, сдача в аренду, залог и т.п.).
Слайд 9Форма собственности:
Частная - тип собственности, при которой исключительное право на
владение, распоряжение и пользование объектом собственности и получение дохода имеет
частное лицо. Характерный признак ее - передача имущества по наследству
Общественная - тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием
Слайд 10Формы общественной собственности:
Государственная - форма общественной собственности, являющаяся достоянием
всех людей страны:
республиканская — достояние граждан страны (земля, ее недра, республиканские
банки, средства госбюджета, предприятия, учебные заведения, другое имущество)
муниципальная— имущество ассоциации граждан области, района (средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество)
Слайд 11Формы общественной собственности:
Коллективная - вещи, материальные и духовные ценности
принадлежат определенному коллективу:
кооперативная — достояние членов кооператива, объединивших средства и труд
для совместной деятельности
народная — сложившаяся в результате перехода коллективу государственного предприятия или выкупа арендованного имущества
акционерная — это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций
арендная — возникшая в результате аренды трудовым коллективом предприятия на договорных условиях за плату и на определенный срок
общественных объединений и религиозных организаций — возникает за счет собственных средств, пожертвований
Слайд 12Юридическое лицо -
организация, которая:
имеет обособленное имущество в собственности, в хозяйственном ведении, в
оперативном управлении
отвечает имуществом по своим обязательствам
может от своего имени приобретать
имущественные и личные неимущественные права
может быть истцом и ответчиком в суде
имеет самостоятельный баланс или смету
Слайд 13Законодательные основы образования
Слайд 14Документы, устанавливающие основные правила взаимодействия субъектов сферы образования
Конституция Российской Федерации
Закон
„Об образовании в Российской Федерации “
Гражданский кодекс Российской Федерации
другие
законодательные и нормативные акты
Слайд 15Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие
принципы государственной политики в сфере образования. В частности, статья 43
провозглашает:
Каждый имеет право на образование
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования
Слайд 16Закон «Об образовании» с точки зрения экономики важен следующими своими
положениями:
был установлен подход к определению понятия образовательного учреждения —
это
юридическое лицо, некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая образовательный процесс
Слайд 17Закон «Об образовании» определил экономические отношения в сфере образования:
введено понятие
„непредпринимательской деятельности“ в сфере образования
определено содержание автономии образовательного учреждения
отношения собственности
в системе образования
обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений
Слайд 18Непредпринимательская деятельность в сфере образования
В зависимости от цели и способа
организации:
Непредпринимательская деятельность - осуществляется с целью удовлетворения соответствующих общественных потребностей
независимо от прибыльности
Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли
Для образовательных учреждений не являются предпринимательской деятельностью (примеры):
образовательные услуги
дополнительные платные образовательные услуги
Являются предпринимательской деятельностью в момент реализации, но не относятся впоследствии к таковой в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс данного учреждения, предусмотренные уставом:
платные образовательные услуги
реализация издательско-полиграфической продукции
Являются предпринимательской деятельностью:
сдача в аренду основных фондов и иного имущества
Закон «Об образовании»: «Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю»
Слайд 19Автономия образовательных учреждений:
"...Автономия образовательных учреждений (организаций) - право самостоятельно, без
вмешательства извне решать вопросы подбора и расстановки кадров, осуществлять учебную,
научную, финансово-хозяйственную и иную деятельность в соответствии с национальным законодательством и уставом образовательного учреждения (организации)..."
Слайд 20Автономия образовательных учреждений
Экономический аспект автономии состоит в том, что
учебное заведение самостоятельно:
формирует внутреннюю структуру управления,
создает структурные подразделения (кроме филиалов)
формирует кадровый состав работников
реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской
распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности
арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем
учреждает организации различных типов
привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники за исключением кредитных ресурсов
реализует производимую продукцию, результаты работы, оказывает услуги и др.
Слайд 21Отношения собственности в сфере образования:
За образовательным учреждением учредитель закрепляет объекты
права собственности: здания, сооружения, имущество, оборудование и т.д.
Объекты собственности, закрепленные
учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения
Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества
Слайд 22Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными
документами:
типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации
разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений
иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования
Слайд 23Определения системы образования, образовательного процесса, образовательной организации
Слайд 24
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:
взаимодействующих преемственных образовательных
программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
сети реализующих
их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов
органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций
Слайд 25Процесс функционирования системы образования
Слайд 26Основное звено системы образования -
образовательная организация - некоммерческая организация,
осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида
деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
основной тип образовательной организации - учреждение
Слайд 27
Учредителями образовательного учреждения в соответствии с Законом «Об образовании»
могут быть:
органы государственной власти, органы местного самоуправления
отечественные и иностранные организации
всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы)
отечественные и иностранные общественные и частные фонды
общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации
граждане Российской Федерации и иностранные граждане
Слайд 28Организационно-правовые формы образовательных учреждений:
Под организационно-правовой формой понимается:
способ закрепления и использования имущества хозяйствующим
субъектом
правовое положение хозяйствующего субъекта и цели осуществляемой им деятельности
Слайд 29Организационно-правовые формы образовательных учреждений:
государственные (Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской
Федерацией или субъектом Российской Федерации)
муниципальные (Муниципальным является образовательное учреждение, созданное
муниципальным образованием)
негосударственные (частные учреждения, в том числе учреждения общественных объединений и религиозных организаций)
Слайд 30К образовательным относятся учреждения и организации следующих типов:
дошкольные
общеобразовательные (начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования)
учреждения начального профессионального, среднего профессионального,
высшего профессионального и послевузовского профессионального образования
учреждения дополнительного образования детей
учреждения дополнительного образования взрослых
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс
Слайд 31
Основные характерные черты образовательных учреждений:
некоммерческий статус
полное или частичное, вплоть до
самофинансирования, финансирование собственником
наличие в оперативном управлении имущества, переданного учредителем для
осуществления образовательного процесса и иной деятельности, в т. ч. приносящей доходы
право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса, и использовать для этого переданное имущество
право самостоятельного распоряжения в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами, полученными за счет внебюджетных источников
Слайд 32Основные черты некоммерческих организаций
Учредителями некоммерческих организаций могут выступать физические и
юридические лица
Имущество некоммерческих организаций формируется из имущественных и (или) членских
взносов учредителей.
Возможно функционирование учреждения на основе самоокупаемости, т.е. при нулевом финансировании
Некоммерческие организации несут полную ответственность по своим обязательствам
Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы