Разделы презентаций


ОБЩАЯ И СИСТЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Содержание

Общая и системная экология (5 з.е., 108 ч.)16 лекций (32 часа)20 лабораторных (40 часов)КСРС 9 часовКонсультация к экзамену 2 часаЭкзамен 6 часовКурсовая работаПреподаватель: Паринова Татьяна АлександровнаКонтакты: nadeinata@mail.ru t.parinova@narfu.ru

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОБЩАЯ И СИСТЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ

ОБЩАЯ И СИСТЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ

Слайд 2Общая и системная экология (5 з.е., 108 ч.)
16 лекций (32

часа)
20 лабораторных (40 часов)
КСРС 9 часов
Консультация к экзамену 2 часа
Экзамен

6 часов
Курсовая работа
Преподаватель: Паринова Татьяна Александровна
Контакты: nadeinata@mail.ru
t.parinova@narfu.ru

Общая и системная экология (5 з.е., 108 ч.)16 лекций (32 часа)20 лабораторных (40 часов)КСРС 9 часовКонсультация к

Слайд 3УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники
Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова

О.П. Экология. М.: изд. Дрофа. 2008.
Чернова Н.М. Общая экология:

Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. М.: Дрофа, 2008. 416 с. Допущено Минобр. РФ в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений.
Рекус И.Г., Шорина О.С. Основы экологии и рационального природопользования. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУП. 2001. 146 с.
Савенок А.Ф., Савенок Е.И.. Основы экологии и рационального природопользования. Мн.: Сэр-Вит. 2004. 432 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫОсновные источникиНиколайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. М.: изд. Дрофа. 2008. Чернова

Слайд 4Дополнительные источники
Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. М. 2000. 380

с.
Степановских А.С. Экология: учебник для студ. вузов. Курган: Зауралье. 2000.

703 с.
Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами экологии. Учебник. М. 2009. 655 с.
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие. М. 2000. 320 с.
Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М. Л. 1940. 250 с.
Евдокимов А. Ю. Биосфера и кризис цивилизации. М. 2008. 480 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломец А.И. Современная наука о растительности. М. 2001. 264 с.
Одум Ю. Основы экологии. М.1975. 740 с.
Работнов Т.А. Экспериментальная фитоценология. М. 1998. 240 с.
Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М. 1994. 367 с.
Уиттекер Р.Х. Сообщества и экосистемы. М. 1980. 327 с.
Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск: Наука.1989. 248 с.
Черновский Л.А., Бонина О.М., Удальцов Е.А. Экология. Основы общей экологии и защита биосферы. Новосибирск. 2008 г. с.180
Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. 1999. № 3.
Rockwood Larry L., Young Linda, Serruys W Patrick. Introduction to Population Ecology (Введение в популяционную экологию). Wiley Blackwell. 2006. 352 р.


Дополнительные источникиВоронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. М. 2000. 380 с.Степановских А.С. Экология: учебник для студ. вузов.

Слайд 5ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Экология как наука и её

роль в современном обществе. Структура и основные понятия
Аутэкология
Демэкология
Синэкология
Экологические системы. Системный

подход в экологии
Биосферная экология
ПЕРЕЧЕНЬ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАЭкология как наука и её роль в современном обществе. Структура и основные

Слайд 6ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩЕЙ ОТМЕТКИ В 1 СЕМЕСТРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЦЕНТНО-ВЕСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

(ФОРМА АТТЕСТАЦИИ – «ЭКЗАМЕН»)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТИРУЮЩЕЙ ОТМЕТКИ В 1 СЕМЕСТРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЦЕНТНО-ВЕСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ФОРМА АТТЕСТАЦИИ – «ЭКЗАМЕН»)

Слайд 7Лекция 1(16). Экология как наука и её роль в современном

обществе. Структура и основные понятия
Паринова Татьяна Александровна

Лекция 1(16). Экология как наука и её роль в современном обществе. Структура и основные понятияПаринова Татьяна Александровна

Слайд 8ЭКОЛОГИЯ – это наука
(в исходном варианте) о взаимоотношениях организмов между

собой (и систем надорганизменного уровня) с окружающей (абиотической, биотической и

антропогенной) средой
(учитывая парадигму системного подхода в современном естествознании) о структуре и функционировании экологических систем различного ранга
ЭКОЛОГИЯ – это наука(в исходном варианте) о взаимоотношениях организмов между собой (и систем надорганизменного уровня) с окружающей

Слайд 9Обособление экологии представляет собой естественный этап роста знаний о природе
Индийские

трактаты «Рамаяна»
и «Махабхарата»
Первые описания экологии животных можно отнести

к индийским и древнегреческим трактатам (VI-I века до н. э.)

описывают образ жизни более 50 видов зверей

Обособление экологии представляет собой естественный этап роста знаний о природеИндийские трактаты «Рамаяна» и «Махабхарата» Первые описания экологии

Слайд 10Аристотель
(384–322 до н. э.)



«отец биологии»
описал свыше 500 видов известных

ему животных и рассказал об их поведении: о миграциях, зимней

спячке, строительной деятельности, способах самозащиты и т. п.

Теофраст
Эрезийский
(371–280 до н. э.)


«отец ботаники»
ученик Аристотеля
привел сведения о зависимости формы и роста растений от разных условий, почвы и климата

Аристотель (384–322 до н. э.) «отец биологии»описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении:

Слайд 11Ввёл в 1866 г.
немецкий биолог
Эрнст Геккель
в книге
«Всеобщая морфология

организмов / Generelle Morphologie der Organismen»
Термин «экология» от греческих слов

oikos-«жилище», «местопребывание» и logos-«учение», «наука»
Ввёл в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккельв книге«Всеобщая морфология организмов / Generelle Morphologie der Organismen»Термин «экология»

Слайд 12«Слоёный пирог биологии»: фундаментальные (горизонтальные) и
таксономические (вертикальные) подразделения
Экология относится

к
фундаментальным разделам
биологии и является
составной частью всех
её таксономических
подразделений

«Слоёный пирог биологии»: фундаментальные (горизонтальные) и таксономические (вертикальные) подразделенияЭкология относится к фундаментальным разделамбиологии и являетсясоставной частью всехеё

Слайд 13Что есть наука Экология?
Экология – один из сравнительно молодых и

бурно развивающихся разделов биологии
Экология – это изначально биологическая наука
Экология –

это очень сложная и многообразная наука и её нельзя сводить только к категории загрязнений. Экология ≠ охрана природы
Что есть наука Экология?Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологииЭкология – это изначально

Слайд 14 
Объекты исследования экологии
популяции
биоценозы
экосистемы
вся биосфера
Предмет изучения 
экологии
организация и функционирование

таких систем

  Объекты исследования экологиипопуляциибиоценозыэкосистемывся биосфера Предмет изучения экологии организация и функционирование таких систем

Слайд 15







МЕГАЭКОЛОГИЯ
Предмет экологии
Организмы в их отношениях с окружающей средой
Среда обитания
Общие законы

функционирования экосистем
Биоэкология
Средология
(энвироника)
Общая
экология

МЕГАЭКОЛОГИЯПредмет экологииОрганизмы в их отношениях с окружающей средойСреда обитанияОбщие законы функционирования экосистемБиоэкологияСредология(энвироника)Общаяэкология

Слайд 18На базе основных направлений появляются новые:
физиологическая экология выявляет закономерности

физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов
биохимическая экология изучает

молекулярные механизмы приспособительных реакций организмов при изменениях среды
палеоэкология – экологические связи вымерших организмов и древние сообщества
эволюционная экология – экологические механизмы преобразования популяций
морфологическая экология – закономерности строения органов и структур организмов в зависимости от условий обитания
глобальная экология разрабатывает проблемы взаимоотношений природы и биосферы в целом
социальная экология изучает проблемы взаимоотношений природы и общества
экология человека
На базе основных направлений появляются новые: физиологическая экология выявляет закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов

Слайд 20Задачи экологии в общетеоретическом плане:
1. разработка общей теории устойчивости экологических

систем
2. изучение экологических механизмов адаптации к среде
3. исследование регуляции численности

популяций
4. изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания
5. исследование продукционных процессов
6. исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости
7. моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов
Задачи экологии в общетеоретическом плане:1. разработка общей теории устойчивости экологических систем2. изучение экологических механизмов адаптации к среде3.

Слайд 21Прикладные задачи экологии сегодняшнего дня
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий

в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека
улучшение качества окружающей

природной среды
сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития
Прикладные задачи экологии сегодняшнего дняпрогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности

Слайд 22Стратегическая задача экологии
развитие теории взаимодействия природы и общества на основе

нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы

Стратегическая задача экологииразвитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую

Слайд 23Методы экологии
наблюдение
эксперимент
сравнительный метод
исторический метод
моделирование

Методы экологии наблюдение эксперимент сравнительный метод исторический метод моделирование

Слайд 24Методы экологии
Общенаучные
Специальные
Теоретические
Эмпирические
Методы смежных наук:
физики, химии, географии, геохимии и др.

Методы экологииОбщенаучныеСпециальныеТеоретическиеЭмпирическиеМетоды смежных наук:физики, химии, географии, геохимии и др.

Слайд 25ТАКИМ ОБРАЗОМ, сегодня ЭКОЛОГИЯ перестала быть
чисто естественной биологической наукой,


это – комплексная СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ наука

ТАКИМ ОБРАЗОМ, сегодня ЭКОЛОГИЯ перестала быть чисто естественной биологической наукой, это – комплексная СОЦИОЕСТЕСТВЕННАЯ наука

Слайд 26Основные понятия экологии

Основные понятия экологии

Слайд 27Экология – это наука о связях, поддерживающих устойчивость жизни в

окружающей среде
Жизнь – самое сложное явление в окружающем нас

мире

Экология – это наука о связях, поддерживающих устойчивость жизни в окружающей среде Жизнь – самое сложное явление

Слайд 28Вопрос: ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ? ЖИВАЯ МАТЕРИЯ?
Аристотель: «Жизнь – это

питание, рост и одряхление»
Г. Тревиранус: «Стойкое единообразие процессов при различии

внешних влияний»
М. Биша: «Совокупность функций, сопротивляющихся смерти»
Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел»
И.П. Павлов: «Сложный химический процесс»
А.И. Опарин: «Особая, очень сложная форма движения материи»
С точки зрения термодинамики, жизнь – это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии
Вопрос: ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ? ЖИВАЯ МАТЕРИЯ?Аристотель: «Жизнь – это питание, рост и одряхление»Г. Тревиранус: «Стойкое

Слайд 29«Жизнь – саморегулирующаяся открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность

к самовоспроизведению, обмен веществ, тонко регулируемый поток энергии.
Жизнь –

это ядро упорядоченности, распространяющееся в менее упорядоченной Вселенной»
«Жизнь – саморегулирующаяся открытая система, которой свойственны иерархическая организация, способность к самовоспроизведению, обмен веществ, тонко регулируемый поток

Слайд 30Вопрос: КОГДА ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ???

Вопрос: КОГДА ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ???

Слайд 31Отложения возрастом 3,7 млрд. лет из Гренландии с облегчённым изотопным

составом углерода с высокой степенью биогенного происхождения
Вопрос: КОГДА ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ

НА ЗЕМЛЕ???
Отложения возрастом 3,7 млрд. лет из Гренландии с облегчённым изотопным составом углерода с высокой степенью биогенного происхожденияВопрос:

Слайд 32Уровни организации живой материи

Уровни организации живой материи

Слайд 33Уровни организации живой материи
Молекулярный уровень. Живая система состоит из биологических

макромолекул: нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), белков, полисахаридов и др.
Клеточный

уровень. Клетка – структурно-функциональная единица любого живого организма
Организменный уровень. Элементарной единицей этого уровня является особь
Популяционно-видовой уровень. Популяция – совокупность организмов одного вида, объединенных общим местообитанием. На этом уровне осуществляются элементарные эволюционные преобразования
Биогеоценотический уровень. Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов
Биосферный уровень – высший уровень организации живой материи, совокупность всех биогеоценозов. На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии
Уровни организации живой материиМолекулярный уровень. Живая система состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), белков,

Слайд 34Основные свойства живой материи
обмен веществ, энергии и информации
единство химического

состава
самовоспроизведение
способность к росту и развитию
саморегуляция
раздражимость
дискретность
иерархичность

Основные свойства живой материиобмен веществ, энергии и информации единство химического составасамовоспроизведениеспособность к росту и развитиюсаморегуляцияраздражимость дискретностьиерархичность

Слайд 35Жизнь (по Н.Ф. Реймерсу) – это «…особая форма физико-химического состояния

и движения материи, характеризуемая зеркальной ассимитрией аминокислот и сахаров, обменом

веществ, гомеостазом, раздражимостью, самовоспроизведением, системным самоуправлением, саморазвитием, приспособленностью к среде (адаптацией), обычно подвижностью, физической и функциональной дискретностью отдельных индивидов или их общественных конгломератов (пчелы, муравьи, термиты и др.), исключительным разнообразием форм при общем физико-химическом единстве живого вещества биосферы»
Жизнь (по Н.Ф. Реймерсу) – это «…особая форма физико-химического состояния и движения материи, характеризуемая зеркальной ассимитрией аминокислот

Слайд 36Классификация живых организмов

Классификация живых организмов

Слайд 37Мы уже встречались с искусственной системой К. Линнея в школьных

учебниках. Он разделил все растения на 24 класса, а животных

на 6 классов. Линней был метафизиком и считал, что виды неизменны. В его классификации наивысшей таксономической единицей был класс, который объединял отряды, отряды состояли из родов, роды объединяли виды, сходные по определенным признакам.

Кроме того, К.Линней прочно закрепил в науке использование бинарной номенклатуры. Латинские названия обеспечили взаимопонимание ученых разных стран.

Классификация Карла Линнея

Первые попытки классификации живых организмов не отражали родственных связей между различными видами, создавались искусственные системы, которые основывались на небольшом количестве определенных признаков.

Мы уже встречались с искусственной системой К. Линнея в школьных учебниках. Он разделил все растения на 24

Слайд 38Теории Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина привели к развитию исторического

подхода в биологии, в том числе и в систематике. В

одну систематическую категорию стали объединять на основе единства происхождения, классификация стала естественной, то есть отражающей эволюцию и родственные связи.

Современная систематика основывается не только на внешнем сходстве, но и на данных молекулярной биологии (изучении ДНК, белков), сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии, палеонтологии, географического распространения.

Естественная классификация

Теории Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина привели к развитию исторического подхода в биологии, в том числе и

Слайд 39Один из вариантов современной классификации живых организмов по происхождению

Один из вариантов современной классификации живых организмов по происхождению

Слайд 40Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, многие бактерии могут

фиксировать атмосферный азот, благодаря этим бактериям почва обогащается азотом и

повышается урожайность растений
Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, многие бактерии могут фиксировать атмосферный азот, благодаря этим бактериям почва

Слайд 42Экологические категории организмов

Экологические категории организмов

Слайд 43Классификация живых организмов по характеру питания
Автотрофы –
организмы способные
самостоятельно


создавать органические
вещества
из неорганических.
Продуценты.
Кормильцы биосферы
Гетеротрофы –
организмы,


использующие для
своего питания
чужие тела, т.е. готовые
органические вещества


Классификация живых организмов по характеру питанияАвтотрофы – организмы способные самостоятельно создавать органические вещества из неорганических. Продуценты. Кормильцы

Слайд 45Продуценты (лат. производящий) – автотрофные организмы, способные производить органические вещества

из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения и автотрофные бактерии)

Продуценты (лат. производящий) – автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез (растения

Слайд 46Консументы (лат. потреблять, расходовать) – гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество


Консументы бывают трех порядков:

растительноядные животные
плотоядные животные
всеядные животные
Консументы (лат. потреблять, расходовать) – гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество Консументы бывают трех порядков:

Слайд 47Редуценты – это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими

остатками мёртвых растений и животных (детритом)
Детритом могут также питаться животные

– детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков
Редуценты – это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом)Детритом могут

Слайд 48МИКСОТРОФЫ – организмы со
смешанным типом питания

МИКСОТРОФЫ – организмы сосмешанным типом питания

Слайд 49сосна
жук
короед
дятел
ястреб
Пищевые или трофические цепи – это последовательность разных видов организмов,

по которой вещество и энергия передаются с уровня на уровень,

поскольку одни организмы поедают другие
соснажуккороеддятелястребПищевые или трофические цепи – это последовательность разных видов организмов, по которой вещество и энергия передаются с

Слайд 50Разветвлённая речная трофическая сеть

Разветвлённая речная трофическая сеть

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика