Разделы презентаций


Общая психология. Предмет, объект и задачи общей психологии

Содержание

1.Общая психология: объект, предмет, задачи. Определение общей психологии Отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию индивида – конкретного представителя Homo sapiens.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Общая психология. Предмет, объект и задачи общей психологии.

1.Общая психология: объект,

предмет, задачи.
2. Методы исследования в общей психологии
 

Общая психология. Предмет, объект и задачи общей психологии. 1.Общая психология: объект, предмет, задачи.2. Методы исследования в общей

Слайд 2 1.Общая психология: объект, предмет, задачи. Определение общей психологии

Отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи

по исследованию индивида – конкретного представителя Homo sapiens. Включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие общие закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
(Маклаков А. Г. Общая психология – СПб., 2000.)
1.Общая психология: объект, предмет, задачи. Определение общей психологии     Отрасль психологической науки, объединяющая

Слайд 3Объект и предмет науки
Объект науки. Это та сторона действительности,

на изучение которой направлена данная наука. Часто объект фиксируется в

самом названии науки.
Предмет науки. Это та сторона или стороны объекта науки, какими он представлен в ней; если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. 



Объект и предмет науки Объект науки. Это та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто

Слайд 4Подходы к предмету и объекту психологии
Предметом психологии являются психика и

психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления,

наблюдаемые в группах и коллективах (А.Г. Маклаков Общая психология)
Предметом психологии нужно признать психическое, но не как чисто субъективную данность, а как действительность, находящуюся в единстве с объективным, а потому могущую стать предметом объективного изучения. (Д.Н. Узнадзе Общая психология)


Подходы к предмету и объекту психологииПредметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так

Слайд 5Полипредметность психологии

Полипредметность психологии

Слайд 6Предмет и объект психологии
Объект психологии - психика и весь мир

психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.

Предмет
психологии – закономерности, сущностные

взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным
носителям.

Предмет и объект психологииОбъект психологии - психика и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.Предмет психологии

Слайд 7Особенности психологии
Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно

возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания
Собственной единой

психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.
Уникальность психологической науки заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной
 Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Как исследователь представляет свой опыт, такие факты он и получает

Особенности психологииЧрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики

Слайд 8Особенности психологии
Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству
 В

психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так

как свое сознание человек исследует с помощью сознания
 Ее практические следствия уникальные — управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями, познавая себя, человек тем самым изменяет себя

Особенности психологииЭто наука о самом сложном, что пока известно человечеству В психологии человек одновременно является и субъектом, и

Слайд 9Особенности современной психологии
Включение психологии в состав многих междисциплинарных исследований
Широкое использование

в психологии кибернетических и теоретико-информационных понятий и моделей, что способствует

ее формализации и математизации, компьютеров и других средств.
Стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления
 Включение психологии в решение проблем исследования, связанных с освоением космического пространства, демографических, экологических и других актуальных проблем современности.

Особенности современной психологииВключение психологии в состав многих междисциплинарных исследованийШирокое использование в психологии кибернетических и теоретико-информационных понятий и

Слайд 10Принципы психологии
Принцип детерминизма – причинной обусловленности психических явлений (Психика опосредуется

естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием).
Принцип личностного

подхода
Изучение личности – это изучение ее индивидуальных и социально – психологических особенностей.

Принципы психологииПринцип детерминизма – причинной обусловленности психических явлений (Психика опосредуется естественными и социальными условиями и изменяется под

Слайд 11Принцип единства сознания и деятельности
Сознание и деятельность не

противоположны и не тождественны.
Они образуют единство. Сознание

возникает, проявляется и развивается в деятельности. Деятельность – форма активности сознания. Сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности  Сознание и деятельность не противоположны и не тождественны.  Они образуют

Слайд 12Принципы психологии
Принцип развития
Психика является продуктом развития и изменяется в процессе

развития.
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней

в развитии психики человека.
Принципы психологииПринцип развитияПсихика является продуктом развития и изменяется в процессе развития.Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его

Слайд 13Принципы психологии
Принцип активности. (Внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека

сознательно, целенаправленно, а не только зеркально).
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание

и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принципы психологииПринцип активности. (Внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально).Принцип целостного,

Слайд 14Определение психики
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и

животным возможность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира.

Определение психикиПсихика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным возможность отражать воздействия предметов и явлений

Слайд 15Функции психики человека
Отражение воздействий окружающей среды.
Регуляция поведения и деятельности.
Осознание человеком

своего места в окружающем мире.

Функции психики человекаОтражение воздействий окружающей среды.Регуляция поведения и деятельности.Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Слайд 16Элементы психики
Элементы психики
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования

Элементы психикиЭлементы психикиПсихические процессыПсихические свойстваПсихические состояния Психические образования

Слайд 17Психологические знания Обыденные
Конкретны
Интуитивны
Ограничены личным опытом
Основаны на наблюдениях
Ограничены в сравнении с другими

людьми

Психологические знания ОбыденныеКонкретныИнтуитивныОграничены личным опытомОснованы на наблюденияхОграничены в сравнении с другими людьми

Слайд 18Психологические знания Научные
Обобщенные
Рациональные
Не ограничены опытом индивида
Основаны на эксперименте
Не ограничены в сравнении
Повторимы

Психологические знания Научные ОбобщенныеРациональныеНе ограничены опытом индивидаОснованы на экспериментеНе ограничены в сравненииПовторимы

Слайд 19Отрасли психологии
Базовые
Общая
Психология индивидуальных различий
Возрастная
Социальная
Психофизиология
Зоопсихология

Специальные
Педагогическая
Медицинская
Военная
Юридическая
Авиационно-космическая
Инженерная
Экономическая
Управления

Отрасли психологииБазовыеОбщаяПсихология индивидуальных различийВозрастнаяСоциальнаяПсихофизиологияЗоопсихологияСпециальныеПедагогическаяМедицинскаяВоеннаяЮридическаяАвиационно-космическаяИнженернаяЭкономическаяУправления

Слайд 20Задачи психологии
Изучение качественных(структурных) особенностей явлений и процессов
Анализ становления и развития

психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными

условиями жизни и деятельности людей
Исследование физиологических механизмов психических явлений
Внедрение научных знаний в практику, деятельность людей.

Задачи психологии Изучение качественных(структурных) особенностей явлений и процессовАнализ становления и развития психических явлений и процессов в связи

Слайд 21Проблемы психологии
Психофизиологическая проблема — об отношении психики к ее телесному

субстрату.
Психосоциальная проблема — о зависимости психики от социальных процессов и

ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами.
Психопрактическая проблема — о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов: образов, операций, мотивов, личностных свойств.
Психогностическая проблема — об отношении чувственных и умственных образов к отображаемой реальности.
Сложность исследований в психологической науке
Проблемы психологииПсихофизиологическая проблема — об отношении психики к ее телесному субстрату.Психосоциальная проблема — о зависимости психики от

Слайд 222. Методы исследования в общей психологии (основные пути и приемы

научного познания психических явлений и их закономерностей.)
2.Организационные методы
Сравнительный метод – сопоставление

групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.
Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.
Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными)
2. Методы исследования в общей психологии  (основные пути и приемы научного познания психических явлений и их

Слайд 23Эмпирические методы. Наблюдение.
Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии,

фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных

психических процессах.
1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);
2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение – первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);
3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает);
4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает);

Эмпирические методы. Наблюдение.Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения

Слайд 24Эмпирические методы. Эксперимент
Эксперимент — метод психологии, заключающийся в активном вмешательстве

со стороны исследователя, который осуществляет полномерное манипулирование одним или несколькими

переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.
Эксперименты различают:
1. По месту проведения:
Лабораторный (в специальных условиях с использованием специальной техники). Действия испытуемого определяется инструкцией. Испытуемый знает, что проводится эксперимент.
- Естественный. Испытуемый ведёт себя более естественно, у него нет напряжения. Специального оборудования не требуется
2. По цели проведения:
- констатирующий (выявляет имеющийся уровень развития);
- формирующий (предполагает целенаправленное развитие определённых качеств):

Эмпирические методы. ЭкспериментЭксперимент — метод психологии, заключающийся в активном вмешательстве со стороны исследователя, который осуществляет полномерное манипулирование

Слайд 25Эмпирические методы. Вспомогательные
1. Опрос – метод психологии, в процессе проведения

которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них

судят о психологии этих людей.
Виды опросов:
а) беседа;
б) письменный опрос – анкета:
открытая (свободные ответы);
смешанная;
закрытые (с вариантами ответов);


Эмпирические методы. Вспомогательные1. Опрос – метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе

Слайд 26Эмпирические методы. Вспомогательные
Тесты – стандартизированные психологические испытания, в результате которых

делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность

в целом.
Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям.
Валидность теста — это критерий степени достоверности измерения психического свойства (качества, явления), которое хотят измерить с помощью данного теста. По сути, валидность теста —это показатель степени его эффективности и пригодности для измерения нужной нам характеристики.

Эмпирические методы. ВспомогательныеТесты – стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический

Слайд 27Эмпирические методы. Вспомогательные
Личностные опросники.
Методы исследования личности основаны на использовании

системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть

стандартизированные ответы; отличаются валидностью.

Эмпирические методы. ВспомогательныеЛичностные опросники. Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики

Слайд 28Методы обработки данных
Количественный (статистический)
Качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание

типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Методы обработки данныхКоличественный (статистический)Качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Слайд 29Интерпретационные методы
Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития

с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он

устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.
Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Интерпретационные методыГенетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика