Слайд 1Общая психология. Предмет, объект и задачи общей психологии.
1.Общая психология: объект,
предмет, задачи.
2. Методы исследования в общей психологии
Слайд 2
1.Общая психология: объект, предмет, задачи.
Определение общей психологии
Отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи
по исследованию индивида – конкретного представителя Homo sapiens. Включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие общие закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.
(Маклаков А. Г. Общая психология – СПб., 2000.)
Слайд 3Объект и предмет науки
Объект науки. Это та сторона действительности,
на изучение которой направлена данная наука. Часто объект фиксируется в
самом названии науки.
Предмет науки. Это та сторона или стороны объекта науки, какими он представлен в ней; если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе.
Слайд 4Подходы к предмету и объекту психологии
Предметом психологии являются психика и
психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления,
наблюдаемые в группах и коллективах (А.Г. Маклаков Общая психология)
Предметом психологии нужно признать психическое, но не как чисто субъективную данность, а как действительность, находящуюся в единстве с объективным, а потому могущую стать предметом объективного изучения. (Д.Н. Узнадзе Общая психология)
Слайд 6Предмет и объект психологии
Объект психологии - психика и весь мир
психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.
Предмет
психологии – закономерности, сущностные
взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным
носителям.
Слайд 7Особенности психологии
Чрезвычайная перспективность психологии и ее исследований вытекает из постоянно
возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания
Собственной единой
психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Они получают свою специфику через выделение центральной категории, посредством которой объясняются основные проявления психики.
Уникальность психологической науки заключается в том, что она одновременно является и естественной, и гуманитарной
Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Как исследователь представляет свой опыт, такие факты он и получает
Слайд 8Особенности психологии
Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству
В
психологии человек одновременно является и субъектом, и объектом познания, так
как свое сознание человек исследует с помощью сознания
Ее практические следствия уникальные — управление своими психическими состояниями, процессами, функциями и способностями, познавая себя, человек тем самым изменяет себя
Слайд 9Особенности современной психологии
Включение психологии в состав многих междисциплинарных исследований
Широкое использование
в психологии кибернетических и теоретико-информационных понятий и моделей, что способствует
ее формализации и математизации, компьютеров и других средств.
Стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления
Включение психологии в решение проблем исследования, связанных с освоением космического пространства, демографических, экологических и других актуальных проблем современности.
Слайд 10Принципы психологии
Принцип детерминизма – причинной обусловленности психических явлений (Психика опосредуется
естественными и социальными условиями и изменяется под их воздействием).
Принцип личностного
подхода
Изучение личности – это изучение ее индивидуальных и социально – психологических особенностей.
Слайд 11Принцип единства сознания и деятельности
Сознание и деятельность не
противоположны и не тождественны.
Они образуют единство. Сознание
возникает, проявляется и развивается в деятельности. Деятельность – форма активности сознания. Сознание обеспечивает активный характер деятельности.
Слайд 12Принципы психологии
Принцип развития
Психика является продуктом развития и изменяется в процессе
развития.
Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней
в развитии психики человека.
Слайд 13Принципы психологии
Принцип активности. (Внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека
сознательно, целенаправленно, а не только зеркально).
Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание
и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Слайд 14Определение психики
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и
животным возможность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира.
Слайд 15Функции психики человека
Отражение воздействий окружающей среды.
Регуляция поведения и деятельности.
Осознание человеком
своего места в окружающем мире.
Слайд 16Элементы психики
Элементы психики
Психические процессы
Психические свойства
Психические состояния
Психические образования
Слайд 17Психологические знания
Обыденные
Конкретны
Интуитивны
Ограничены личным опытом
Основаны на наблюдениях
Ограничены в сравнении с другими
людьми
Слайд 18Психологические знания
Научные
Обобщенные
Рациональные
Не ограничены опытом индивида
Основаны на эксперименте
Не ограничены в сравнении
Повторимы
Слайд 19Отрасли психологии
Базовые
Общая
Психология индивидуальных различий
Возрастная
Социальная
Психофизиология
Зоопсихология
Специальные
Педагогическая
Медицинская
Военная
Юридическая
Авиационно-космическая
Инженерная
Экономическая
Управления
Слайд 20Задачи психологии
Изучение качественных(структурных) особенностей явлений и процессов
Анализ становления и развития
психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными
условиями жизни и деятельности людей
Исследование физиологических механизмов психических явлений
Внедрение научных знаний в практику, деятельность людей.
Слайд 21Проблемы психологии
Психофизиологическая проблема — об отношении психики к ее телесному
субстрату.
Психосоциальная проблема — о зависимости психики от социальных процессов и
ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами.
Психопрактическая проблема — о формировании психики в процессе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов: образов, операций, мотивов, личностных свойств.
Психогностическая проблема — об отношении чувственных и умственных образов к отображаемой реальности.
Сложность исследований в психологической науке
Слайд 222. Методы исследования в общей психологии
(основные пути и приемы
научного познания психических явлений и их закономерностей.)
2.Организационные методы
Сравнительный метод – сопоставление
групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.
Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.
Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными)
Слайд 23Эмпирические методы. Наблюдение.
Наблюдение – это метод психологии заключается в восприятии,
фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных
психических процессах.
1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);
2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение – первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);
3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает);
4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает);
Слайд 24Эмпирические методы. Эксперимент
Эксперимент — метод психологии, заключающийся в активном вмешательстве
со стороны исследователя, который осуществляет полномерное манипулирование одним или несколькими
переменными (факторами) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта.
Эксперименты различают:
1. По месту проведения:
Лабораторный (в специальных условиях с использованием специальной техники). Действия испытуемого определяется инструкцией. Испытуемый знает, что проводится эксперимент.
- Естественный. Испытуемый ведёт себя более естественно, у него нет напряжения. Специального оборудования не требуется
2. По цели проведения:
- констатирующий (выявляет имеющийся уровень развития);
- формирующий (предполагает целенаправленное развитие определённых качеств):
Слайд 25Эмпирические методы. Вспомогательные
1. Опрос – метод психологии, в процессе проведения
которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них
судят о психологии этих людей.
Виды опросов:
а) беседа;
б) письменный опрос – анкета:
открытая (свободные ответы);
смешанная;
закрытые (с вариантами ответов);
Слайд 26Эмпирические методы. Вспомогательные
Тесты – стандартизированные психологические испытания, в результате которых
делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность
в целом.
Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям.
Валидность теста — это критерий степени достоверности измерения психического свойства (качества, явления), которое хотят измерить с помощью данного теста. По сути, валидность теста —это показатель степени его эффективности и пригодности для измерения нужной нам характеристики.
Слайд 27Эмпирические методы. Вспомогательные
Личностные опросники.
Методы исследования личности основаны на использовании
системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть
стандартизированные ответы; отличаются валидностью.
Слайд 28Методы обработки данных
Количественный (статистический)
Качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание
типичных случаев, описание исключений и т. п.).
Слайд 29Интерпретационные методы
Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития
с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он
устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.
Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.