Разделы презентаций


ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА перцептивная сторона общения

Содержание

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПонятие социальной перцепцииТермин «социальная перцепция» введен Дж. Брунером в 1947 г. Понималась как социальная детерминация перцептивных процессов. В дальнейшем «социальная перцепция» – восприятие социальных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ

ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА перцептивная сторона общения
Факультет психологии МГУ им.

М.В. Ломоносова
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА   перцептивная сторона

Слайд 2Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Понятие социальной перцепции
Термин

«социальная перцепция» введен Дж. Брунером в 1947 г. Понималась как

социальная детерминация перцептивных процессов.

В дальнейшем «социальная перцепция» – восприятие социальных объектов – других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Межличностное восприятие рассматривается как частный случай.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПонятие социальной перцепцииТермин «социальная перцепция» введен Дж. Брунером в 1947

Слайд 3Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Субъект

Объект

Член группы Группа

Варианты социально-перцептивных процессов (1)

Субъект восприятия: Индивид

Индивид воспринимает другого индивида в своей группе;

(2) Индивид воспринимает другого индивида в чужой группе;

(3) Индивид воспринимает свою группу;

(4) Индивид воспринимает чужую группу.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСубъект       Объект

Слайд 4Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Субъект

Объект

Член группы Группа

Варианты социально-перцептивных процессов (2)

Субъект восприятия: Группа

Группа воспринимает своего собственного члена;

(6) Группа воспринимает представителя другой группы;

(7) Группа воспринимает себя;

(8) Группа воспринимает другую группу.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСубъект       Объект

Слайд 5Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Социальное восприятие и

социальное познание
Процесс восприятия другого человека включает познавательные процессы. Роль познавательных

процессов точнее отражает термин «познание другого».

В широком смысле слова восприятие другого человека – это


восприятие его внешних признаков,
соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида
и интерпретация на этой основе его поступков.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСоциальное восприятие и социальное познаниеПроцесс восприятия другого человека включает познавательные

Слайд 6Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Механизмы взаимопонимания: идентификация
Идентификация

– буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на

основе попытки поставить себя на его место.

Установлена связь между идентификацией и эмпатией. Эмпатия – стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько «понимается», сколько «прочувствуется».

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииМеханизмы взаимопонимания: идентификацияИдентификация – буквально «уподобление». Предположение о внутреннем состоянии

Слайд 7Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Идентификация и эмпатия

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииИдентификация и эмпатия

Слайд 8Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Механизмы взаимопонимания: рефлексия
Социально-психологическая

рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по

общению.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииМеханизмы взаимопонимания: рефлексияСоциально-психологическая рефлексия – осознание индивидом того, как он

Слайд 9Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Рефлексивная структура диадического

общения
Успех общения максимален при минимальном разрыве: А – A’ –

A” и Б – Б’ – Б” (Дж. Холмс).
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииРефлексивная структура диадического общенияУспех общения максимален при минимальном разрыве: А

Слайд 10Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Атрибутивные процессы
Атрибуции –

приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или каких-то более общих

характеристик. Каузальная атрибуция – приписывание причин.

Исследования направлены на изучение попыток «человека с улицы» понять причину и следствия своего и чужого поведения (Г. Келли).

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииАтрибутивные процессыАтрибуции – приписывание людьми причин поведения, образцов поведения или

Слайд 11Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Фундаментальная ошибка атрибуции

(1)
Три типа атрибуции (Г. Келли)
Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в переоценке

личностных и недооценке обстоятельственных причин.

Личностная (причина приписывается совершающему поступок);
Объектная (причина приписывается объекту, на который направлено действие);
Обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам).

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииФундаментальная ошибка атрибуции (1)Три типа атрибуции (Г. Келли)Фундаментальная ошибка атрибуции

Слайд 12Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Проявления фундаментальной ошибки

атрибуции
Проблема «наблюдатель-участник». Фундаментальная ошибка больше присуща наблюдателю. Наблюдатель чаще

использует личностную атрибуцию, а участник – обстоятельственную.

Особенности приписывания причин при успехе и неудаче: участник «винит» в неудаче обстоятельства, а наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего исполнителя. Для успеха – наоборот.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииПроявления фундаментальной ошибки атрибуции Проблема «наблюдатель-участник». Фундаментальная ошибка больше присуща

Слайд 13Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Эффект «ореола». Информация,

получаемая о человеке, накладывается на образ, который уже был создан

заранее.

Эффект «первичности». Информация, предъявленная ранее, получает приоритет (для восприятия незнакомого человека).

Эффект «новизны». Последняя, наиболее новая информация оказывается более значимой (для знакомого человека).

Эффекты восприятия людьми друг друга

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииЭффект «ореола». Информация, получаемая о человеке, накладывается на образ, который

Слайд 14Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Стереотип (в широком

смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым

пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Следствия:
Упрощение процесса познания, заменяет образ другого неким «штампом», но необходим;
Может произойти сдвиг в сторону эмоционального принятия или непринятия. В этом случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждений.

Стереотипизация в межличностном познании

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСтереотип (в широком смысле) – это устойчивый образ какого-либо явления

Слайд 15Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Аттракция – буквально

«привлечение». Аттракция –

это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека, и продукт этого процесса (т.е. некоторое качество отношения).


Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Межличностная аттракция

Область исследований, связанных с выявлением эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииАттракция – буквально «привлечение». Аттракция –

Слайд 16Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Точность межличностного восприятия
Для

оценки «точности» межличностного восприятия впечатление, полученное о другом человеке, требуется

сопоставить с некоторым «эталоном». Источниками сравнения могут быть:
Тесты;
Экспертная оценка;
Самооценка и обратная связь.

Другая возможность: исследование всей совокупности «помех», изучение перцептивных способностей субъекта восприятия.

Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииТочность межличностного восприятияДля оценки «точности» межличностного восприятия впечатление, полученное о

Слайд 17Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологии
Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг

применяется для обучения искусству общения в целом, его специальные приемы

направлены на повышение точности восприятия.
Кафедра социальной психологии / Лаборатория прикладной социальной психологииСоциально-психологический тренингСоциально-психологический тренинг применяется для обучения искусству общения в целом,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика