Слайд 1Организация исследовательской деятельности школьников: из педагогического опыта МБОУ СОШ № 61
им. М.И. Неделина
г. Липецк
Слайд 2С сентября 2001 года в школе ведется опытно-экспериментальная исследовательская работа
целью которой стала разработка модели образовательного учреждения нового типа, реализующего
программу создания системы краеведческого образования.
В сентябре 2010 года школа приобрела статус базового учреждения краеведческой направленности.
Слайд 32013 – 2014 уч.г.:
«Краеведение как системообразующий компонент воспитательной системы школы»
Тема
проекта СОШ №61
как базового учреждения в системе образования г.Липецка
Слайд 4создание модели использования возможностей краеведения в процессе духовно-нравственного развития школьников
по средствам научно-исследовательской деятельности учащихся
Цель деятельности базового учреждения
Задачами учебно-исследовательской работы в нашей школе являются :
выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
развитие художественных и научных способностей на основе углубленного изучения определенных предметов;
развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.
Слайд 5Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей учащихся может дать
ощутимый результат, если она носит системный и систематический характер. В
МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина сложилась следующая структура деятельности педагогического и ученических коллективов в организации учебных исследований школьников, которую можно представить в таблице по трем этапам процесса.
Слайд 6Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом,
на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как
метод проектов, модульного обучения, мастерские и т.п., которые широко внедряются в практику работы. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач. Поэтому в учебном плане школы в качестве дополнительного образовательного компонента предусматриваются спецкурсов рамках работы разнообразных кружков.
Ключевое место в работе научно-исследовательских кружков школы занимают исследовательские проекты старшеклассников, которые выполняются под руководством учителей и специалистов из разных областей науки. Кратко опишем опыт руководства данными проектами.
Слайд 7Исследовательская работа в краеведческих кружках «Прикоснемся к истокам…», «Лампада» в основном связана
с изучением и научным осмыслением истории и культуры Липецкого края. Проблемы археологических
исследований, истории становления краеведения в Липецкой области; особенности формирования народного искусства — основные направления исследовательской деятельности школьников. Ребята обращаются к населению края: материальной культуре, прикладному творчеству, истории ведущих предприятий области.
Одним из важных этапов научной работы с детьми является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возраст ребенка, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования.
Основу составляют школьники 15-16 лет. К этому возрасту учащиеся способны с помощью педагога работать в архиве, «добывать» знания из научной и научно-популярной литературы, анализировать полученную информацию, использовать соответствующую терминологию, вступать в полемику. Ребята могут высказывать и выражать свое отношение к поставленной проблеме, создавая свои собственные творческие проекты, модели, рисунки. Тематика научных и творческих работ и проектов весьма разнообразна, например: «Древнерусская одежда X-XIIIвв. По письменным, изобразительным, археологическим источникам», «Мужской костюм домонгольской Руси», «Древнерусские амулеты в системе языческого мировоззрения славян Верхнего и Среднего Подонья», «История становления фабрики «Липецкие узоры»», «Современные иконописцы Липецкой области» и т.д.
Слайд 8Опыт выполнения и защиты проектных работ учащихся показывает, что
такая форма
организации деятельности очень плодотворна и полезна.
Помогает выявить учеников, способных
и имеющих склонность к научно-
исследовательской работе, интерес к науке и применению знаний, полученных
на уроках. Выполнение научных проектов требует умения работать с научной и
научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками),
критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать
научные результаты, уметь представлять их графически, делать корректную
статистическую обработку своих материалов.
Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект,
стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует
самостоятельному критическому осмыслению научных результатов,
что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы
хотим воспитать уже в школе. Сегодня школа не может ограничиваться
только трансляцией тщательно отобранных знаний. Развивающая
образовательная среда - это созданная учителями, учащимися и
родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности,
составная часть общения и воспитания. В нашей школе создаются все условия
для успешной исследовательской деятельности учащихся.
Это не отдельный элемент образовательной среды,
а система, отражающая ориентированность школы на творческий поиск.
Слайд 9В своей работе мы столкнулись с тем, что классическая модель организации исследований
не всегда дает положительный результат. В кружке мы работаем по-иному: обнаружение интересного факта —
осваивание методов изучения объекта или явления — определение целей и задач — дополнительные исследования —обработка и оформление результатов — защита проекта. Начальная заинтересованность перерастает в желание узнать побольше об обнаруженном факте. Дети начинают добывать информацию. Здесь уже необходимо участие руководителя: он должен дать общие рекомендации по исследованию, определить перспективы работы. Совместно обозначаются цель и задачи работы, составляется план дальнейших действий ребенка или группы. Поскольку темы работ достаточно разнообразны, то возникает необходимость консультироваться со специалистами различных областей науки. Организация таких встреч — обязанность руководителя. Эти встречи становятся для детей незабываемыми и дают дополнительный импульс в работе. Кроме того, уточняются цели и задачи, рекомендуются конкретные методики, оказывается помощь в знакомстве с научной литературой. Для начинающего исследователя чрезвычайно важным является публичное обсуждение результатов своих исследований. Одна из главных задач школы —участие ребят в различных конкурсах, конференциях, чтениях как муниципального, так и всероссийского, международного уровней. Для ребят, несомненно, является важным получение независимой рецензии на свою работу. Участие в конференции или конкурсе служит для ребенка подтверждением необходимости его работы и воспитывает чувство ответственности за собственную деятельность.
Слайд 12Учащиеся пытаются разобраться в самом процессе исследования, привлекают архивные и музейные материалы,
труды научных авторитетов в области искусствоведческих и исторических наук. Юные исследователи создают
собственные проекты, эскизы, схемы, рисунки, иллюстрации. Это их первые серьезные попытки в исследовательской и творческой деятельности. Возможно, эти работы не являются еще целостными и законченными — они любопытны свежим восприятием и оригинальным решением поставленных задач.
Кроме того, для более плодотворной работы над проектами с археологической тематикой с 2012 года учащиеся является участниками археологических экспедиций исторического факультета ЕГУ им И.А. Бунина; ФНК Липецкой области. Основное правило, которого придерживаемся при организации исследовательской деятельности: исследуемый объект нужно изучать «на его территории», т. е. в естественной среде. Находясь в «поле», дети испытывают большие эмоциональные переживания, нежели в аудиторных условиях; здесь действует целый комплекс психологических фактор. Специальная литература, консультации у тех же специалистов, педагогический опыт — помощники учителя. Ученый ведет работу над специальной темой, и дети, видя эту работу, начинают понимать, что с ними не играют в науку. Они наблюдают за исследованиями, со временем пытаются участвовать и в результате втягиваются в процесс. Ученый перестает восприниматься как педагог — они становятся партнерами. ров, вызванных спецификой экспедиционной жизни.
Слайд 14В ходе выполнения исследовательской работы ребята обучаются:
видеть проблему;
самостоятельно ставить задачи;
планировать,
учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
овладевать навыками конструктивного общения, что включает:
умение
выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики,
аргументированно говорить, владеть вниманием аудитории,
выслушивать других
задавать вопросы по проблемам выступления, с
достоинством выходить из острых ситуаций.
Слайд 15Конкурсы научно-исследовательских проектов 2012-2013 гг.
Слайд 19Конкурсы научно-исследовательских проектов 2013-2014 гг.
Слайд 23Форма мастер-класс является эффективной формой профессионального обучения, целью которого является
создание условий для профессионального развития учителя.
2013. Мастер-класс «Одеваем куклу в
древнерусский костюм» на XIII международной выставке-конкурсе современного искусства Российская неделя искусств, весна 2013.
Начиная с сентября 2013 г. ежемесячно проводим мастер-классы с обучающимися ДДТ «Октябрьский» по реконструкции древнерусского костюма X-XIII вв. Мастер-классы носят как теоретически, так и практический характер.
Слайд 25Результаты работы нашли отражение в создании школьных музеев и экспозиций
Слайд 26Школьные музеи и экспозиции:
музей
«Диконская слобода»
экспозиция, посвященная Главному маршалу артиллерии
и ракетных войск, Герою Советского Союза
М. И. Неделину
выставочный зал
«Герои живут рядом»
экспозиция «Развитие металлургии в городе Липецке»
экспозиция «Родники педагогического труда»
кабинет «Литературное краеведение»
стенд
«Музыканты Липецкого края»
картинная галерея
«В каждом рисунке солнце»
Слайд 28Жизнь и деятельность главного маршала – М.И.Неделина
Слайд 29Выставочный зал
"Герои живут рядом"
Слайд 31Кабинет
"Литературное краеведение"
Слайд 33Экспозиция
"Развитие металлургии
в городе
Липецке"
Слайд 35- Семинар «Школьное краеведение в условиях введения ФГОС. Формы внеклассной
краеведческой работы»
- Семинар «Роль музейных краеведческих объединений в духовно-нравственном развитии
школьника»
- Семинар «Проектная деятельность в школе»
- Семинар «Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности как средства воспитания
патриотизма и гражданственности школьников»
- Семинар «Введение элементов краеведения в структуру уроков »
В школе ежегодно проводятся семинары для учителей истории:
Слайд 36С 2013 года мы являемся экспериментальной площадкой управления образования г.Липецка
и работаем над темой «Формирование патриотических качеств личности школьника средствами
краеведческой работы»