Слайд 1ТЕМА 3.
ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
3.1. Основные
типы систем электронного бизнеса (корпоративные веб-сайты или порталы, торговые интернет-системы)
(лекция)
3.2. Структура порталов (лекция)
3.3. Построение порталов (практическая)
3.4. Решение задач электронной коммерции (Торговые интернет-системы)
Слайд 23. ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
3.4. РЕШЕНИЯ ДЛЯ
ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ТОРГОВЫХ ИНТЕРНЕТ-СИСТЕМ
Слайд 3Торговая интернет-система (ТИС) позволяет реализовать полный торговый цикл в онлайновом
режиме, но при этом полностью интегрирована с торгово-учетной системой предприятия.
Слайд 4Основные модели торговых интернет-систем
СМS-системы – Content Management System;
B2B-системы –
Торговые площадки;
ERP-системы – Enterprise Resource Managment;
платформы электронной коммерции.
Слайд 5Система электронной коммерции
это интернет-технология, предоставляющая участникам системы определенные возможности:
производителям и
поставщикам товаров и услуг различных категорий — представить в сети
Интернет товары и услуги (в том числе онлайновые услуги и доступ к информационным ресурсам), принимать через Интернет и обрабатывать заказы клиентов;
покупателям (клиентам) — просматривать с помощью стандартных интернет-браузеров каталоги и прайс-листы предлагаемых товаров и услуг и оформлять через Интернет заказы (заявки, запросы) на интересующие товары и услуги.
Слайд 6Функциональные характеристики систем электронной коммерции (ТИС):
оформление заказов по каталогам и
прайс-листам (заказы хранятся в единой базе данных);
связь интернет-приложений с внутренней
системой делопроизводства;
саморегистрация пользователей;
поддержка как локального, так и удаленного (через Интернет) администрирования;
возможность продаж через Интернет товаров различных категорий;
заказ принимается через Интернет, однако его обработка производится по стандартной схеме (обработка, поставка, отчетно-финансовые документы);
проведение онлайновых платежей.
Слайд 7Решения в области электронной коммерции:
Основные:
Торговая система (прием заказов, администрирование
электронных магазинов).
Платежная система (оплата товаров и услуг)
Вспомогательные:
Информационно-поисковые системы, взаимодействующие с
торговыми системами.
Биллинговые (учетные) системы (подсчет количества обращений пользователей, объема графика и т.п.).
Слайд 8Направления внедрения систем электронной коммерции
розничная «мелкоштучная» продажа книг, аудио-видеодисков, кассет,
сувениров, офисных принадлежностей, ПК и ПО;
оформление туристических услуг (билеты, туры,
гостиницы);
доставка цветов, подарков;
платные информационные услуги (новостная, аналитическая, архивная информация).
Слайд 9Классификация систем электронной коммерции
1. По уровню реализации :
рекламные веб-страницы;
рекламные веб-страницы
с прайс-листами и возможностью их импорта на ПК покупателя;
электронные витрины
(включая прайс-листы с возможностью их импорта) — заказы покупателей принимаются по электронной почте, телефону/факсу;
электронные магазины (возможность онлайнового формирования заказов покупателями);
платные информационные услуги (новостная, аналитическая, архивная информация);
корпоративные коммерческие системы В2В.
Слайд 10Классификация систем электронной коммерции
2. Масштаб внедрения:
электронный магазин малого или среднего
производственного или торгово-посреднического предприятия;
системы оптово-розничных аукционов (сопоставление предложений продавцов с
заявками покупателей);
корпоративные системы В2В регионального или отраслевого уровня или уровня крупной корпорации.
Слайд 11Классификация систем электронной коммерции
3. Технология построения:
специализированная разработка
разработка на основе
специализированных продуктов;
построение систем на основе законченных (коробочных) продуктов.
Слайд 12Классификация систем электронной коммерции
4. Размещение аппаратно-программных ресурсов системы электронной коммерции:
на аппаратно-программной платформе владельца системы электронной коммерции (организации-продавца);
на аппаратно-программной платформе
организации, предоставляющей услуги в области построения и сопровождения систем электронной коммерции;
на аппаратно-программной платформе компании-оператора связи (интернет-провайдера).
Слайд 13Классификация систем электронной коммерции
5. Средства доставки заказанных товаров покупателю или
способы предоставления услуг (доставки информации и т.п.):
собственная служба доставки;
служба экспресс-доставки,
почта;
электронная почта (информационные услуги);
предоставление доступа к информационным ресурсам или каналам связи;
предоставление возможности импорта («скачивания») информации (программное обеспечение, информационные ресурсы).
Слайд 14***Технологические схемы построения С.Э.К.
интеграция внутренней системы автоматизации обработки заявок потребителей
и формирования заказов у поставщиков с внешней интернет-системой маршрутизации (приема
и направления) заказов и заявок;
формирование ИС, направляющей заявки потребителей из центральной производственной или сбытовой структуры к соответствующим (например, ближайшим к потребителю) дилерам;
построение корпоративной структуры, объединяющей производителей, поставщиков, крупные технологические компании, их дилеров и крупных клиентов с целью сокращения времени прохождения платежей и выполнения заказов, уменьшения объемов складских запасов;
создание корпоративных систем контроля производственной деятельности для производственно-технологических цепочек, состоящих из большого числа организационных звеньев (вертикально интегрированные перерабатывающие комплексы — от сырья до конечных продаж) с целью оптимизации внутренних процессов товародвижения, получения оперативной информации о текущих ресурсах предприятия.
Слайд 153. ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
3.4. РЕШЕНИЯ ДЛЯ
ЗАДАЧ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ
Слайд 16Электронные торговые площадки
(е-Marketplace)
основываются на торговых сетях,
построены на
стандартах Интернета и
интегрируются с системами управления ресурсами предприятия и
финансовыми системами.
Слайд 17Задачи е-Маrketplace
консолидировать спрос и оказывать дополнительное давление на поставщиков;
облегчить
обмен высвобождающимися материально-техническими активами — дорогостоящим оборудованием, материалами и т.п.;
минимизировать
затраты на операции купли-продажи за счет сокращения количества посредников.
Слайд 18Цель создания e-Marketplace:
объединение реальных компаний в виртуальные бизнес-сообщества на
взаимовыгодной основе для создания динамической среды обмена информацией и совершения
сделок в режиме реального времени.
Слайд 19В зависимости от состава участников e-Marketplace бывают:
универсальными,
ориентированными только
на закупки (e-Marketplace крупного потребителя),
ориентированными только на продажи (e-Marketplace крупного
производителя или дистрибьютора),
ориентированными на конкретную отрасль или категорию товара (вертикальные)
ориентированными на непроизводственные материалы или услуги (горизонтальные).
Слайд 20***Основная задача организатора e-Marketplace
создание инфраструктуры для компаний, работающих в
определенном секторе рынка или в определенной отрасли промышленности, что позволит
решить специфические для этой индустрии задачи, связанные со сбытом продукции и материально-техническим снабжением.
Слайд 21***Специфические задачи сбыта и материально-технического снабжения:
отраслевая экспертная информационная база;
объединенный каталог
продукции и услуг;
гибкие схемы негоциации (посредничество при покупке векселей);
автоматическое формирование
и контроль исполнения контрактов;
логистика;
финансовые расчеты и финансирование сделок;
дополнительный сервис для бизнес-сообщества (дискуссии, конференции, чат);
рейтинги, анализ, отчеты.
Слайд 22*** Конкурентные преимущества при участии в e-Marketplace
Общие:
больше потенциальных поставщиков,
больше предлагаемой продукции;
ускоренный доступ к рынку;
сокращение закупочного цикла;
доступ к специальным
ценам (например, неликвиды);
снижение операционных расходов.
Слайд 23*** Конкурентные преимущества при участии в e-Marketplace
Сбыт (продавец):
расширение рынка
сбыта;
получение нового канала для маркетинга;
улучшение сервиса и его персонифицирование;
автоматизация процедур
обработки и исполнения заказов;
сокращение операционных расходов;
получение дополнительной информации.
Снабжение (покупатель):
новые потенциальные заказчики;
новый канал обслуживания;
создание новой роли на рынке и в цепочке поставок;
защита инвестиций, удержание текущих заказчиков;
оптимизация операционных расходов;
получение дополнительного источника дохода (сбор за транзакции на е-Marketplace).
Слайд 24Практика достижения конкурентных преимуществ при использовании e-Marketplace
сократить время выхода
на рынок конечных потребителей на 30-60%;
сократить затраты на закупку на
40—60%;
повысить качественный уровень обслуживания заказчиков за счет персонифицированного сервиса;
сократить затраты, связанные с размещением и прохождением заказа, на 50%.
Слайд 25Основные бизнес-модели организации вертикальных (отраслевых) торговых сообществ
агрегаторы (электронные каталоги);
аукционы;
биржи.
Слайд 26Агрегатор (электронный каталог)
— место проведения закупок в один прием.
Модель агрегатора
поддерживает информацией весь процесс поиска и согласования вплоть до заключения
договора поставки по тысячам позиций одной спецификации с различными продавцами и обеспечивает покупателя информацией о состоянии поставки.
Слайд 27Электронный аукцион
— механизм ликвидации избытков производства по оптимальной цене, который
дает возможность широкому кругу конкурирующих на торгах покупателей закупить товар
по ценам ниже рыночных.
Слайд 28Электронная биржа
— это рынок наличной товарной продукции данной индустрии.
Модель
биржи предполагает ограниченный состав постоянных, уже проверенных игроков.
Слайд 29***Модели торговых площадок (источник: Forrester Research)
Слайд 30***Модели торговых площадок (источник: Forrester Research)
Слайд 31***Модели торговых площадок (источник: Forrester Research)
Слайд 32***Модели торговых площадок (источник: Forrester Research)
Слайд 33***Таблица:
Основные статьи доходов и расходов торговых площадок
Верхняя часть
списка статей дохода
Верхняя часть списка статей расхода
Критические факторы успеха
Слайд 34***Верхняя часть списка статей дохода
Эл. Каталог
Биржа
Аукцион
От 10 до 20% стоимости
транзакции от продавца или покупателя
Ежемесячные взносы от производителя и дистрибьютора
за размещение на сайте; дополнительные доходы от поставщика продукции
Продажа объема транзакционных данных места участника
От 5 до 10%стоимости транзакции, поделенные между продавцом и покупателем
Дополнительные доходы от продавца за проведение специальных аукционов
Членские взносы поставщиков (100 долл. в месяц)
Менее 1% стоимости транзакции, поделенные между продавцом и покупателем поровну
Членские взносы участников (1000 долл. в месяц)
Слайд 35***Верхняя часть списка статей расхода
Эл. Каталог
Биржа
Аукцион
Технология: программисты, компьютерное оборудование и
ПО, базы данных и лицензии на коммерческое ПО
Маркетинговые программы по
привлечению продавцов и покупателей
Конвертация каталогов в общую структуру данных и сопровождение каталогов
Технология: программисты, компьютерное оборудование и ПО, базы данных и лицензии на коммерческое ПО
Маркетинговые программы по привлечению продавцов и покупателей
Специалисты по проведению аукционов для оказания помощи продавцам по аукционной стратегии
Технология: программисты, компьютерное оборудование и ПО, базы данных и лицензии на коммерческое ПО
Периодические маркетинговые программы по исследованию рынка для построения бизнес-правил, отражающих динамику индустрии.
Постоянные маркетинговые исследования в новых областях рынков
Слайд 36Верхняя часть списка статей расхода (продолжение)
Эл. Каталог
Биржа
Аукцион
Штат по обслуживанию клиентов
для оказания помощи поставщикам и обеспечение послепродажной поддержки для покупателей
Менеджеры
по продуктам и штат маркетинга для обозрения продуктов по категориям, предложения новых возможностей для покупателей и продажа доп. услуг
Штат по обслуживанию клиентов для разрешения проблем послепродажной поддержки
Штат по обслуживанию кредитов и сбору платежей
Маркетинговые программы по привлечению участников, как продавцов, так и покупателей
Обучение заказчиков для принятия правил рыночной торговли и использования веб-ориентированных торговых систем
Слайд 37***Критические факторы успеха
Эл. Каталог
Биржа
Аукцион
Ориентация группы продуктов и товаров на целевые
сообщества покупателей
Установление ранних партнерских отношений с несколькими ключевыми поставщиками
Проектирование, ориентированное
на совместимость со снабженческим ПО покупателя и системами управления заказами поставщиков
Установить контроль за снижением цены для привлечения устойчивой поставки незатребованных избытков
Помочь продавцам реализовать наилучшую возможную выигрышную цену предоставлением советов по стратегии аукциона
Разработать надежное, защищенное пространство осуществления транзакций для продавцов и покупателей
Привлекать больше покупателей, чем продавцов, путем предложения доп. сервисов типа кредитной линии для небольших покупателей
Вовлекать в работу самых больших игроков индустриального рынка
Установление позиции независимой, нейтральной стороны путем выработки и внедрения правил функционирования рынка, которые не делают снисхождения ни одному участнику
Разработка специфических правил, например: приемлемые размеры лота, повышения цены, условий расчетов в соответствии со стандартами индустрии
Слайд 38Большинство торговых площадок реализуют несколько моделей: электронные каталоги сосуществуют с
аукционами, которые, в свою очередь, соседствуют с биржами.
Слайд 39Вертикальное торговое сообщество (ВТС)
предполагает автоматизацию и обслуживание процессов материально-технического
снабжения отраслевого вертикального рынка, а затем вовлечение в состав предлагаемых
услуг индустриального контента.
Слайд 40Условия для успешной деятельности торговой площадки (ВТС)
признание участниками низкой эффективности
обычной цепочки закупки-поставки;
возможность собрать критическую массу поставщиков и покупателей;
учет специфики
и взаимосвязей данной индустрии;
возможность создания единого каталога;
применение мощных поисковых технологий.
Слайд 41*** Преимущества участия в ВТС:
дополнительные доходы для компании, работающей на
электронной торговой площадке;
увеличение капитализации за счет первоначального публичного размещения акций;
снижение
операционных затрат и оптимизация бизнес-процессов для участников рынка;
сокращение времени на обработку заказов, выведение товаров на рынок;
доступ к предложениям в режиме реального времени;
усиление позиции при ведении переговоров;
ликвидация устаревших товаров и излишков продукции;
взаимодействие с партнерами и получение более полной информации о рынке;
концентрация отраслевого опыта, стандартизация;
равные возможности для небольших организаций: доступ на более широкий, в перспективе — глобальный рынок.
Слайд 42*** Проблемы при создании площадки:
создавать собственную эл. торг. площадку или
выйти на уже существующую;
начальное финансирование;
«укомплектование» и управление компанией, осуществляющей деятельность
на электронной торговой площадке;
риск применения антимонопольной практики;
независимость электронной компании и ее руководства от участников торговой площадки;
конфликты интересов;
конфиденциальность;
тарифы/экспортные квоты в западных странах;
анонимность транзакций;
отсутствие опыта электронной торговли;
недостаточность интеграции с ИС участников;
ограниченная функциональность (риски финансирования и т.д.);
не определена налоговая и правовая база;
безопасность работы в Интернете;
российское законодательство и применение средств шифрования.