Слайд 1ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
интерактивная сторона общения
Слайд 2интеракционистская ориентация происходит от понятия «интеракция», которое обозначает не любое,
а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в общении, в
группе, в обществе.
социальное взаимодействие (в интеракционизме) - непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека:
«принимать роль другого»,
представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»),
интерпретировать ситуацию,
конструировать собственные действия.
Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей в общении, в группе, в обществе)
Слайд 3Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Эти направления отличаются не столько спецификой
своего подхода, но главным образом той проблематикой, которой в них
уделяется основное внимание
Слайд 4Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей
в общении, в группе, в обществе)
социальное взаимодействие (в интеракционизме) -
непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека:
«принимать роль другого»,
представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»),
интерпретировать ситуацию,
конструировать собственные действия.
Слайд 5Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция символического интеракционизма
Герберт Блумер
(1900 -
1987)
Г. Блумер резюмировал основные принципы данного подхода с позиций трех
предположений:
Слайд 6Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей
в общении, в группе, в обществе)
социальное взаимодействие (в интеракционизме) -
непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека:
«принимать роль другого»,
представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»),
интерпретировать ситуацию,
конструировать собственные действия.
Слайд 7Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция символического интеракционизма Дж. Мида
Слайд 8взаимодействие характеризуется
Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Джордж Мид
(1863-1931)
Концепция символического интеракционизма
Дж. Мида
Центральное понятие теории Мида - понятие межиндивидуального взаимодействия.
По мысли Мида, именно в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание.
Слайд 9Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция символического интеракционизма Дж. Мида
Слайд 10Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция символического интеракционизма Дж. Мида
Слайд 11Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция символического интеракционизма Дж. Мида
В
отличие от игры в соревновании ребенок
должен быть готов реагировать
как на жесты, так и на значимые символы любого другого участника, принимать роли всех, чтобы адекватно исполнять свою собственную роль.
неизбежно основываются на выборе конкретных символов из множества, что предполагает мысль, а главное развивает социальную способность оценивать себя глазами других.
Слайд 12Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Слайд 13Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей
в общении, в группе, в обществе)
социальное взаимодействие (в интеракционизме) -
непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека:
«принимать роль другого»,
представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»),
интерпретировать ситуацию,
конструировать собственные действия.
Слайд 14Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция управления впечатлениями Э. Гоффмана
Слайд 15Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей
в общении, в группе, в обществе)
социальное взаимодействие (в интеракционизме) -
непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека:
«принимать роль другого»,
представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»),
интерпретировать ситуацию,
конструировать собственные действия.
Слайд 16Интеракционистская ориентация в социальной психологии
теория этнометодологии Т. Гарфинкеля
Этнометодология (англ. ethnomethodology)
— направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения,
смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия.
Слайд 17Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей
в общении, в группе, в обществе)
социальное взаимодействие (в интеракционизме) -
непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»), важнейшей особенностью которой признается способность человека:
«принимать роль другого»,
представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа («генерализованный другой»),
интерпретировать ситуацию,
конструировать собственные действия.
Слайд 18Интеракционистская ориентация в социальной психологии
интеракция - социальное взаимодействие (взаимодействие людей
в общении, в группе, в обществе)
Слайд 19Интеракционистская ориентация в социальной психологии
Концепция интеракции П. Сорокина
Питирим Сорокин
(1889—1968)
Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми,
что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом.
Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга.
Социальная связь — это зависимость людей/ реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других лю-дей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.
Слайд 20Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения – это условный
термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием
людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности
При анализе взаимодействия вычленяют
Слайд 21Структура взаимодействия
Структура – «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность
и тождественность самому себе, т.е. сохранение
основных свойств при различных
внешних и внутренних изменениях»
Философский словарь
Слайд 22Структура взаимодействия
Теория Талкотта Парсонса
Действующий
субъект
(актор, деятель)
Ситуация,
в которой
происходит
действие
В ситуацию могут входить разнообразные объекты
Физические
объекты
Культурные
объекты
Другие акторы
(«другие»)
Ориентация
данного актора
на данную
ситуацию
ориентации
мотивационные
ценностные
Деятельность строится из единичных актов
(единичных действий).
Слайд 23Структура взаимодействия
Теория Я. Щепаньского
Щепаньский Ян
описание ступеней развития взаимодействия
расчленяется не
на элементарные акты,
а на стадии, которое оно проходит.
Центральным понятием
при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как
последовательное осуществление:
Слайд 24Взаимодействие – это не только обмен информацией, но и организация
совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность
почему
люди вступают в различные взаимодействия - ?
Слайд 25Необихевиористские концепции
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 26Теории диадического взаимодействия
Теория «взаимодействия исходов»
(Д. Тибо, Г. Келли)
Если
сумма вознаграждений больше суммы потерь
Слайд 27Теории диадического взаимодействия
Теория «взаимодействия исходов»
Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(Д.
Тибо, Г. Келли)
Факторами, влияющими на качество взаимодействия, являются:
Слайд 28Дилемма узника
Двух заключенных подозревают в совместном преступлении.
Они помещены в
отдельные камеры. Каждый из них имеет выбор —
признаться или
не признаться в совершенном преступлении
Узникам известно, что, если оба не признаются, их обоих освободят (А = +1, В = +1)
Узникам известно, что, если оба признаются, оба получат одинаковое незначительное наказание (А = — 1, В = —1)
Слайд 29Дилемма узника
Если один признается, в то время как другой —
нет, признавшийся будет не только освобожден, но и вознагражден, а
непризнавшийся получит суровое наказание
если А признается, а В нет, то В будет серьезно наказан (В = —2) и А отпущен с наградой (А = +2))
если А не признается, а В признается, то А сурово накажут (А = -2),
В же получит не только свободу, но и вознаграждение (В = +2)
Слайд 30Теории диадического взаимодействия
Теория «взаимодействия исходов»
Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(Д.
Тибо, Г. Келли)
Слайд 31Теории диадического взаимодействия
Теория «взаимодействия исходов»
Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(Д.
Тибо, Г. Келли)
Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия
является матрица исходов, характеризуемая следующими допущениями:
в ней содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии;
представлены все возможные линии поведения участников;
ценность издержек и вознаграждений изменяются с течением времени;
матрица не известна участникам до взаимодействия.
B1
B2
А1 A2
Слайд 32Теории диадического взаимодействия
Теория «взаимодействия исходов»
Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(Д.
Тибо, Г. Келли)
Основным техническим приемом в представлении социального взаимодействия
является матрица исходов, характеризуемая следующими допущениями:
в ней содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии;
представлены все возможные линии поведения участников;
ценность издержек и вознаграждений изменяются с течением времени;
матрица не известна участникам до взаимодействия.
B1
B2
А1 A2
Слайд 33Необихевиористские концепции
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 34Необихевиористские концепции
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 35Теории диадического взаимодействия
Теория социального обмена
Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Бихевиористская
теория, объясняющая качество взаимодействия людей в диаде от соотношения «вознаграждения»
и «издержек».
В центре внимания Д. Хоманса – взаимный обмен вознаграждениями (позитивными подкреплениями) и издержками (негативными подкреплениями), который имеет место в диадическом взаимодействии.
Социальное действие трактуется как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты
Слайд 36Необихевиористские концепции
В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Слайд 37Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
транзакционный анализ – направление, предлагающее
регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также
учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
Слайд 38Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
транзакционный анализ – направление, предлагающее
регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также
учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
Слайд 39Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
Основные характеристики позиций
Слайд 40Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
транзакционный анализ – направление, предлагающее
регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также
учет характера ситуаций и стиля взаимодействия
Родитель: «Надо!»
Взрослый: «Вероятно и целесообразно».
Ребенок: «Хочу!»
Слайд 41Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
Основные характеристики позиций
Слайд 42Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
Основные виды трансакций
Трансакция –
единица коммуникации между двумя или более персонами. Трансакции показывают, с
каких инстанций личности (состояний) собеседник обращается к другому человеку
Слайд 43Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
Позиции взаимодействия
Слайд 44Структура взаимодействия
Транзакционный анализ Э. Берна
Позиции взаимодействия
Слайд 45Типы взаимодействия
Реализация целей одного затрудняет или исключает реализацию целей другого
Реализация
целей одного способствует реализации целей другого
Слайд 48Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности в
социальной психологии принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения
задач или проблем.
Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых
можно отнести три типа совместной деятельности:
Типы совместной деятельности
Слайд 49Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей
задачи.
При этом
интенсивность труда исполнителей примерно одинакова,
особенности деятельности
исполнителей определяются руководителем и малоизменчивы.
Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников.
Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей
Типы совместной деятельности
Слайд 50Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего:
временным распределением,
порядком участия каждого
в работе.
Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник,
затем — второй, третий и т. д.
Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместного преобразования исходного сырья в конечный продукт.
Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда.
Типы совместной деятельности
Слайд 51Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда
минимизируется
Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности
задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого.
Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.).
Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом.
Типы совместной деятельности
Слайд 52Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на
коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы
и ценности) и традиционные способы поведения.
Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.
Для организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах.
Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.
Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные достижения.
Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности.
Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств и сложных технологий
Совместно-взаимодействующий тип деятельности
Слайд 54Теория диадического взаимодействия
(Дж. Тибо и Г. Келли)
взаимный фатальный
контроль
поведенческий контроль «Дилемма узника»
Матрица фиксирует все возможные линии поведения участников
взаимодействия. Фиксируются исходы в зависимости от того, какую линию поведения выберет каждый.
Слайд 55КОНФЛИКТ
как наличие противоположных намерений или целей у субъектов взаимодействия, проявляющихся
в их действиях
В структуру конфликта обычно включают
(Л.А. Петровская, 1977):
конфликтная
ситуация
объект конфликта
позиции участников (оппонентов)
инцидент («пусковой механизм»)
развитие и разрешение конфликта
Слайд 56КОНФЛИКТ
как процесс развития взаимодействия субъектов по поводу различия их интересов
и ценностных ориентаций
(Б.Л. Еремин, 1997)
Слайд 57КОНФРОНТАЦИОННАЯ (военная) ФАЗА
стороны стремятся обеспечить свой интерес
за счет ликвидации
чужого интереса
Слайд 58КОМПРОМИССНАЯ (политическая) ФАЗА
стороны стремятся достигнуть своего интереса через переговоры, производя
замену различающихся интересов на общий компромиссный
Слайд 59КОММУНИКАТИВНАЯ (управленческая) ФАЗА
стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом
обладают не только субъекты,
НО И ИХ ИНТЕРЕСЫ, которые теперь становятся
взаимодополняющими
Слайд 60Типы конфликтов:
Подлинный конфликт: существует объективно и воспринимается адекватно.
Случайный или
условный конфликт: зависит от легко изменяемых обстоятельств, что не осознается
сторонами.
Смещенный конфликт: явный конфликт, за которым скрывается другой, скрытый конфликт, лежащий в основе явного.
Неверно приписанный конфликт: между ошибочно понятыми сторонами и как результат по поводу ошибочно истолкованных проблем.
Латентный конфликт: который должен был произойти, но которого нет, поскольку он по тем или иным причинам не осознается сторонами.
Слайд 613. Формы организации совместной деятельности
Слайд 62
1. Совместно-индивидуальная. Каждый делает свою часть общей работы независимо от
других.
Совместно-последовательная. Общая задача выполняется последовательно участниками.
3. Совместно-взаимодействующая. Одновременное
взаимодействие всех участников при решении задач.
Типы деятельности
(Л. Уманский)
Слайд 63Совместно-творческая форма организации совместной деятельности (П.В. Малиновский, 1990)
строится на принципах:
индивидуального
творчества
социального творчества
культурного творчества
морального творчества
Слайд 64Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров,
2005)
Слайд 65Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров,
2005)
Слайд 66Формы организации совместной деятельности и тип организационной культуры (Т.Ю. Базаров,
2005)