Слайд 1Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания
Камалиев Максут Адильханович
Заведующий кафедрой
общественного здравоохранения
доктор медицинских наук, профессор
Казахский национальный медицинский университет
имени С.Д.
Асфендиярова
Слайд 2Цель: Студенты должны иметь общее представление о дисциплине «Общественное здоровье
и здравоохранение», основные понятия, разделы, методы.
План лекции:
Общественное здравоохранение,
определение.
Здоровье, уровни, компоненты.
Разделы дисциплины.
Методы дисциплины.
Слайд 3ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
– это сложная общественная динамическая, функциональная, открытая и адаптивная
система, которую общество создает на каждом этапе своего развития и
использует для осуществления комплекса мероприятий, направленных на охрану и улучшение здоровья каждого человека и всего общества в целом.
Слайд 4ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
это наука и искусство предотвращения болезней, увеличения продолжительности жизни,
создания благоприятных условий для здоровья путем организованных действий и осмысленного
выбора общества.
Чарльз Уинслоу (1877-1957 гг.)
основатель первой школы
общественного здравоохранения
в Йельском Университете (США)
Слайд 5ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
– это наука, искусство предотвращения болезней, продолжения жизни
и укрепления ментального и физического здоровья
путем организации
усилий общества, направленных на
охрану окружающей среды,
контроль за инфекционными заболеваниями,
санитарное просвещение,
организация профилактики заболеваний,
развитие социальной структуры по обеспечению индивидуальных стандартов жизни, адекватной сохранению здоровья.
ВОЗ, 1953 г.
Слайд 6ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
– это интегральная теоретико-прикладная наука, которая изучает закономерности
влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает
систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.
Слайд 7НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
– это организованные усилия общества, направленные на развитие
такой политики здравоохранения, в которой интегрируются укрепление здоровья, профилактика заболеваний,
поддержание социальной справедливости в общем контексте устойчивого развития.
ВОЗ, 1995 г.
Слайд 8ЗДОРОВЬЕ
– это состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Устав
ВОЗ, 1946 г.
Слайд 9КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ
Биологическое здоровье (соматическое и физическое)
Психическое здоровье
(душевное и нравственное)
Социальное здоровье
Слайд 10БОЛЕЗНЬ
– это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и
функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов, превышающих приспособительно-компенсаторные
(адаптационные) возможности организма.
Слайд 11УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ
Индивидуальное здоровье.
Групповое здоровье – совокупность характеристик
здоровья лиц, объединенных по какому-либо признаку.
Региональное здоровье (здоровье населения) –
совокупность характеристик здоровья людей, проживающих на определенной территории).
Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.
Слайд 12ХХХ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (1977 Г.)
Политика ВОЗ «Здоровье для
всех» (Health for all):
«Достижение к 2000 г.
всеми жителями земли такого уровня здоровья, который позволит вести продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни».
Слайд 13МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПМСП (1978 Г.)
Алма-Атинская декларация – Великая Хартия
здравоохранения ХХ века.
Принята 12 сентября 1978 года
Слайд 14Здоровье – это … потенциал
Демографический
Трудовой
Экономический
Социальный
Культурный
Интеллектуальный
Оборонный
Слайд 15ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Оценка и изучение здоровья
населения, динамики его развития.
Оценка и изучение общественных и других условий,
влияющих на здоровье.
Разработка методов и способов укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и инвалидности, а также их реабилитации.
Теоретическое обоснование принципов развития, оценка качества и эффективности здравоохранения.
Решение проблем управления, финансирования и экономики здравоохранения.
Правовое регулирование здравоохранения.
Формирование менталитета и мышления медицинских работников.
Слайд 16РАЗДЕЛЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВРАЧЕБНАЯ
ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ (БИОЭТИКА)
ТЕОРИИ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА
(БИОСТАТИСТИКА)
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
ДЕМОГРАФИЯ
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ
ВРАЧЕБНО-ТРУДОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ВАЖНЕЙШИЕ БОЛЕЗНИ И ИХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ (МЕНЕДЖМЕНТ) ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
МАРКЕТИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Слайд 17МЕТОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ
СТАТИСТИЧЕСКИЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ