Слайд 1Мы, люди, живем в постоянном общении с себе подобными. Это
называется термином «общество» Вся история человечества – это проявление, развитие
и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно общество не может существовать, воспроизводя себя и сохраняя собственную идентичность.
Слайд 2Общество
как форма
жизнедеятельности
людей
Слайд 3Многие мыслители на протяжении разных эпох проявляли интерес не к
Богу, не к природе, не к человеку, а именно к
обществу. Их интересовали вопросы:
Что такое общество?
Каким образом оно рождается?
Почему человечество создало такое объединение?
Как общество относится к природе?
Что заставляет общество развиваться?
Каким будет общество в будущем?
Слайд 4План урока
1.Что такое общество
2.Основные сферы общества
3.Ступени развития общества
Слайд 5Вопросы :
1.Как наука объясняет происхождение человека?
2.Может ли человек жить вне
общества?
3.Зависит ли судьба человека от жизни общества?
4.Может ли человек повлиять
на жизнь общества?
Слайд 6Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс.
Задание:
Кто-то может возразить, что истории известны случаи, когда люди, в
силу определенных обстоятельств, оказывались в полном одиночестве, но не теряли человеческого облика. Например, литературный герой Дефо Робинзон Крузо…
Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества?
Слайд 7Понятие «общество» в узком смысле
Общество защиты природы
Общество любителей кошек
Общество собаководов
Слайд 8Задание: Давайте перечислим как можно больше словосочетаний с понятием
«общество».
Слайд 9Следовательно, люди объединяются в эти общества по разным причинам:
По интересам
Действиям
Целям
Национальности
и т.д.
Поэтому ученые обществоведы не вывели единого определения того, что
такое общество. Они используют это понятие в двух смыслах.
Слайд 10Понятие «общество» в узком смысле
Европейское общество
Российское общество
Английское общество
Слайд 11Понятие «общество» в узком смысле
Аграрное общество
Индустриальное общество
Информационное общество
Слайд 12Понятие «общество в узком смысле
Слайд 13Понятие «общество» в широком смысле
Слайд 15Структура общества
Формы объединения людей
Касты
Сословия
Классы
Слайд 16Структура общества
Формы объединения людей
Семья
Друзья
Школьный класс
Слайд 17Структура общества
Формы объединения людей
Этнос
Народность
Нация
Слайд 19Задание: Обратимся к рубрике «Мнение» на стр. 21 учебника
и обсудим взгляд американского писателя Э. Хемингуэя: «Нет человека, который
был бы как остров, сам о себе; каждый человек есть часть материка, часть суши…»
Согласны ли с данным мнением? Свой ответ аргументируйте.
Слайд 20
Общество - сложная и динамическая система
Слайд 21
Признаки общества как системы
Целостность
Устойчивость
Способность к саморазвитию
Открытость
взаимосвязанные элементы
стремление к самосохранению
постоянные изменения
новые
элементы появляются, старые исчезают
Слайд 22Общество как система
Элементов
Подсистем
Политика
Экономика
Социум
Культура
Слайд 25Представьте себе здание из четырех этажей.
Задание: «Постройте» свой дом,
расположив на этажах сферы жизни общества во степени важности. Свой
выбор объясните
Слайд 26На сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми
направлены социальные нормы - правила поведения, которые складывались в соответствии
с потребностями общества.
Задание: Применяя прием «Понятийное колесо», подберите синонимы к слову норма
Слайд 27Предлагаю сыграть в игру «Можно и нельзя»
Инструкция: чтобы выжить людям
приходилось учиться отвечать на важные вопросы.
- Что следует делать?
-
Что можно делать?
- Чего нельзя делать?
- Как нужно себя вести?
- Как себя вести не следует?
- Что в деятельности людей приемлемо?
- Что нежелательно?
Слайд 30Домашнее задание
Выучить § 3 и выполните задание на выбор:
1.
Как вы относитесь к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества
- процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведите аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
2. Подумайте, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
3. Аргументируйте свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В.Г. Белинского: «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств»
4. Напишите эссе на тему «Человек не должен жаловаться на времена - из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его»
Т. Каргейль, английский историк, философ, писатель
Слайд 31Вставьте вместо пропусков понятия: общество, страна, государство.
А. ___________ является
крупным экспортером нефти и газа на мировом рынке.
Б. ___________
осуществляет политику невмешательства во внутренние дела других стран.
В. ___________защищает права человека и гражданина.
Г. В ___________ все население делится на касты.
Д. ___________ обладает богатыми природными ресурсами.
Слайд 32Общество – динамическая система. Выберите из приведенного ниже перечня положения,
подтверждающие данное утверждение
1) В ходе развития общества возможно возникновение
новых, устаревание и отмирание старых элементов.
2) Главной функцией общества является воспроизводство человека.
3) Общество берет из окружающей среды ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей людей.
4) Смена исторических эпох сопровождается изменениями средств и способов производства.
5) Отмена Александром 2 крепостного права в России способствовала росту численности рабочего класса.
6) В результате первой русской революции 1905–1907 года Россия стала думской монархией.
Слайд 33Установите соответствие :
ФАКТ
А) изобретение самолета
Б) оказание услуг по
дизайну интерьера
В) рост безработицы
Г) выставка детских рисунков
СФЕРА
ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1) экономическая
2) духовная