Разделы презентаций


Обществознание 10 класс «Познание» (раздел III, 1 занятие)

I. Познание мираПознание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление , расширение и совершенствование.Два уровня

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПОЗНАНИЕ
Раздел III
1 занятие

ПОЗНАНИЕРаздел III1 занятие

Слайд 2I. Познание мира
Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения

и развития знания, его постоянное углубление , расширение и совершенствование.
Два уровня познания:



Чувственное,
основные формы:
Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явлений, процессов воздействующих на органы чувств.
Восприятие – это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно-конкретный образ.
Представление - чувственное отражение предметов и явлений, сохраняющихся в сознании и позволяющих воспроизводить их мысленно.


Рациональное
(абстрактное или логическое мышление), основные формы:
Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что- либо о предмете, явлении, процессе.
Умозаключение – операция мышления, при которой формируются новые суждения. Умозаключения бывают: индуктивные, дедуктивные, полученные по аналогии.

I. Познание мираПознание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т.е. обусловленный прежде всего

Слайд 3II. Истина , ее критерии
Истина – процесс адекватного (верного, правильного)

отражения действительности в сознании человека.
Объективная – отражает реальное положение вещей,

окружающий мир такой, какой он существует вне и независимо от нашего сознания.
Абсолютная – полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки.
Относительная – знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий.
Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Истина всегда конкретна, она связанна с определенным местом и временем.

Критерии:
Чувственный опыт
Разум
Теория
Практика – материальная предметно-чувствительная деятельность человека
II. Истина , ее критерииИстина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека.Объективная – отражает

Слайд 4III. Виды познания
Житейское – констатирует, как протекает то или иное

событие. В его основе лежит чувственное познание.

Научное – достоверное обобщение

фактов.

Практические знания – продукт многовековой практической деятельности человека, в процессе которой накапливались определенные знания.

Художественное – целостное отражение мира и человека в нем, строится на образе.

Социальное – субъект и объект познания совпадают, это общество.
III. Виды познанияЖитейское – констатирует, как протекает то или иное событие. В его основе лежит чувственное познание.Научное

Слайд 5IV. Научное познание.
Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.

Признаки:

непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.

Формы : вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Методы:
Эмпирические:

эксперимент, сравнение, наблюдение.
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.

Уровни:
Эмпирический – выражает объективные факты, установленные в результате экскрементов и наблюдений.
Теоретический – выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

IV. Научное познание.Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.Признаки: непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.Формы : вопрос, проблема,

Слайд 6V. Социальное познание
Особенности:
Субъект и объект познания – общество- совпадают
Сложность

изучаемого объекта
Возможность наблюдений и эксперимента ограничена

Принципы:
Рассматривать социальную деятельность в развитии
Изучать

общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости
Выявлять общее и особенное

Главный источник знаний:
Социальная действительность
Исторический опыт
Общественная практика
V. Социальное познаниеОсобенности: Субъект и объект познания – общество- совпадаютСложность изучаемого объектаВозможность наблюдений и эксперимента ограниченаПринципы:Рассматривать социальную

Слайд 7VI. Теории общественного развития
Формационный подход – основатель К. Маркс, согласно

его теории основой развития общества является экономическая сторона общественной жизни.
Цивилизационный

подход – согласно которому все сферы жизни общества - экономика, политика, культура, мораль, религия, право, этнические ценности – являются одинаково необходимыми элементами исторического процесса. Однако главную роль в общественном развитии играет сам человек, его потребности, интересы, социальные и нравственные нормы, мотивы и идеалы.
Культурологический подход – говорит о том, что решающим фактором развития общества является культура. Чем больше люди осознают свои потребности и интересы, тем большее значение для них приобретают духовные виды деятельности, духовные ценности. Деятельность культурного человека основана на его осознанном стремлении к свободе.
Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которой проявилась деятельность многих поколений людей.
VI. Теории общественного развитияФормационный подход – основатель К. Маркс, согласно его теории основой развития общества является экономическая

Слайд 81. Формационный подход
Общественно – экономическая формация – это общество, находящееся

на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его

сторон, с присущем ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним настройкой.

















п


Структура
Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений(философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.

способ
Базис – экономический строй(совокупность производственных
отношений)


Производственные силы – средства производства и люди,
обладающие производственным опытом, навыками к труду

производства

1. Формационный подходОбщественно – экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в

Слайд 9 Виды общественно – экономических формаций
Первичная (архаичная)
Первобытно –

общинная Рабовладельческая
Вторичная (экономическая)
Феодальная Капиталистическая
Третичная
Коммунистическая:


социализм, коммунизм
Виды общественно – экономических формацийПервичная (архаичная)  Первобытно – общинная РабовладельческаяВторичная (экономическая)  Феодальная  КапиталистическаяТретичная

Слайд 102. Цивилизационный подход
Термин «цивилизация» в мировой исторической и философской литературе

употребляется:
Как определение стадии в развитии локальных культур(Шпенглер)
Как синоним культуры (Тойнби)
Как

ступень исторического развития(Морган, Энгельс, Тоффлер)
Как уровень(ступень)развития того или иного региона либо отдельного этноса
2. Цивилизационный подходТермин «цивилизация» в мировой исторической и философской литературе употребляется:Как определение стадии в развитии локальных культур(Шпенглер)Как

Слайд 11Направлении в теории цивилизации
Стадиальный подход
Локальный подход
Цивилизация - единый процесс,

проходящий через определенные стадии
Доиндустриальная (до 18 века)
Индустриальная (19-20вв.)
Постиндустриальная (современность)
Локальная цивилизация

– большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития
Направлении в теории цивилизацииСтадиальный подходЛокальный подход Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадииДоиндустриальная (до 18 века)Индустриальная

Слайд 12Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов
Цивилизационный и формационный подходы к

определению основных этапов развития человечества в основном не противоречат друг

другу. Теория формаций определяет уровень развития общества в зависимости от социально-экономического базиса, рассматривает материальное производство в качестве основы общественной жизни и главного фактора общественного прогресса. Она утверждает, что закономерности развития носят всеобщий характер, общественные законы определяют путь развития общества. Цивилизационный подход делает акцент на роль духовно-идеальных факторов и обосновывает их ведущую роль в историческом процессе. В центре находится человек и его роль в развитии материальной и духовной культуры. Формационная теория основывается на своем основополагающем научно-исследовательском принципе об определяющей роли материального производства в жизни общества. Цивилизационный же подход утверждает, что каждая цивилизация уникальна, неповторима, а понятие прогресса относительно. Он может охватывать отдельные сферы общества. Сравнительный анализ двух подходов позволяет сделать вывод о том, что их не надо рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним надо подходить с точки зрения дополнительности, принимая во внимание положительные моменты в каждом из них.
Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходовЦивилизационный и формационный подходы к определению основных этапов развития человечества в основном

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика