Слайд 1Общетеоретические методы исследований в менеджменте
Слайд 2Состав базовых методов исследования
Графические методы
Метод формализации
Метод моделирования
Слайд 3Общетеоретические методы исследований в менеджменте
Графические инструменты исследований
Слайд 4Графические инструменты
Карты
Диаграммы
Графики
Гистограммы и т.д.
Слайд 5Графические иструменты
Карты перемещение материалов и людей в процессе работы
Карты регистрации
рабочих функций
Слайд 6Образец схемы передвижения материала
Слайд 7Объемно-трехмерная схема передвижения материала
Слайд 8Таблица перекрестных перемещений «Travel chart»
Слайд 9Карта регистрации коллективных функций у группы рабочих
Слайд 11Карта регистрации функций обеих рук человека
Слайд 12ДИАГРАММА «РЫБИЙ СКЕЛЕТ» К. ИСИКАВЫ
Подразделение неэффективно и нерентабельно
ОБОРУДОВАНИЕ
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Низкая торговая
наценка, не определены правила работы с неликвилдами
МЕТОДЫ
ЧЕЛОВЕК
Бумажная система документооборота
Избыточное количество
сотрудников.
Задвоение функционала сотрудников различных подразделений
Отсутствие четко закрепленных функций.
Перекладывание обязанностей на
плечи других сотрудников
Сложности при взаимодействии смежных подразделений
Отсутствие четко определенного функционала у подразделений
Низкая мотивация сотрудников
Нежелание оптимизировать работу
Ограничение по уровню оклада
Сложности с привлечение высококвалифицированных кадров
Нет системы управления складом
Ограничение по количеству оргтехники
Отсутствие возможности оперативно оценивать качество товарного запаса
Отсутствует возможность оперативно оценить под кого был заказан товар
Постоянный рост
объемов работ
Несоблюдение сроков работ,
ухудшение репутации
Финк В.А. Директор департамента логистики, MBA-35
Слайд 15Матричные диаграммы
Матрица соответствий
X–образная диаграмма
Крышеобразная
диаграмма
Слайд 16Матричная диаграмма
Символы и веса для обозначений в матричных диаграммах
Пример
матричной диаграммы
(L - образная)
Слайд 17Диаграмма Парето
Компания среднего размера, занимающаяся электротехническим оборудованием, каждый раз принимает
участие в многочисленных торгах. Стараясь привлечь как частных клиентов, так
и потребителей из промышленности. Но компания не была удовлетворена долей торгов с заключенными контрактами.
Слайд 18Общетеоретические методы исследований в менеджменте
Методы формализации
Слайд 19Методы формализации
Отображение исследуемых объектов в знаковой форме
Достоинства
Обеспечение обобщенности подхода к
решению проблем
Символика придает краткость, однозначность и четкость фиксации значений
Возможность формирования
знаковых моделей исследуемых объектов
Слайд 20Общетеоретические методы исследований в менеджменте
Метод моделирования
Слайд 21Модель и моделирование
Модель
Моделирование
Моделирование функций
Моделирование объекта исследования
Слайд 22Необходимость использования моделирования
Модель доступнее для исследования, чем реальный объект
Выявление наиболее
существенных факторов, формирующих свойства объекта
Модель позволяет научиться управлять объектом, определять
наилучшие способы управления
Предоставляет возможность прогнозирования прямых и косвенных последствий реализации воздействий
Слайд 24Общетеоретические методы исследований в менеджменте
Методы аппроксимации, интерполяции и экстраполяции
Слайд 26Интерполяция
Линейная интерполяция
Слайд 28Экстраполяция на основе математического процессора Mathcad
Слайд 29Экстраполяция на основе векторного прогнозирования
Слайд 30Эмпирические методы исследования
Слайд 31Эмпирические методы исследования
Методы наблюдения
Методы работы с документацией
Методы измерения
Методы экспериментирования
Слайд 32Методы наблюдения
Прямое и косвенное наблюдение
Включенное и простое наблюдение
Слайд 33Разновидности наблюдения
Хронометрическое наблюдение
Фотографирование
Описание
Слайд 34Эмпирические методы исследования
Методы изучения документации
Слайд 36Источники документированной информации
Данные бухгалтерской, учетной и статистической отчетности
Устав, учредительные документы
Приказы
Нормативно-правовые
документы по основным направлениям деятельности
Экологический паспорт
Положения и т.д.
Слайд 37Эмпирические методы исследования
Методы измерения
Слайд 38Виды измерений
По способы получения результатов измерений
Прямые / Косвенные / Совокупные
/ Совместные
По характеру зависимости измеряемой величины от времени
Статические / Динамические
По
способу выражения результатов измерений
Абсолютные / Относительные
По направлению измеряемых видов деятельности
Технические / Экономические /Социологические и т.д.
Слайд 39Основные инструменты метода
Объект измерения
Эталон
Измерительное устройство
Метод измерения
Слайд 40Эмпирические методы исследования
Принципы работы с фактологическим материалом
Слайд 41Содержание фактологического материала
Теоретико-методологическое
Эмпирическое
Слайд 42Этапы работы с фактами в процессе исследования
Научное описание
Метод группировки фактов
Метод
построения типологий
Объяснение
Характер объясняющих положений
Характер объясняемых положений
Механизм объяснений
Слайд 43Этапы работы с фактами в процессе исследования
Предсказание-прогноз
Практика
Материально-производственная деятельность
Социально-преобразующая деятельность
Опытно-конструкторская и
естественнонаучная деятельность
Слайд 44Роль практики в процессе исследования
Основа определения проблем и движущая сила
исследования
Способ приложения знаний, основа определения цели
Критерий истинности результатов исследований
Слайд 45Эмпирические методы исследований в менеджменте
Методы экспериментирования
Слайд 46Виды эксперимента
Специфика исследовательской деятельности
Научно-исследовательский эксперимент
Практический эксперимент
Характер структуры социального эксперимента
Проективные эксперименты
Квазиэксперименты
Характер
экспериментальной ситуации
Полевые эксперименты
Лабораторные эксперименты
Слайд 47Виды эксперимента
Характер логической структуры доказательств
Параллельные эксперименты
Последовательные эксперименты
Характер исследуемого объекта
Социальные, правовые
и т.д.
Основная цель
Поисковые эксперименты
Проверочные эксперименты
Слайд 48Этапы эксперимента
Теоретический
Разработка программы проведения эксперимента
Реализация программы эксперимента
Анализ и оценка результатов
Слайд 49Основные формы проведения эксперимента
Мысленный
Реальный
Слайд 50Основные формы проведения эксперимента
Модельный
Вычислительный эксперимент
Слайд 51Сфера применения метода
Проверка правильности теоретических положений
Поиск, обнаружение и получение новых
знаний об исследуемых явлениях, объектах и его свойствах
Демонстрация новых знаний
и свойств изучаемого объекта
Слайд 52Формально-логические методы исследований в менеджменте
Слайд 53Состав формально-логических методов исследования
Методы классификации
Методы обобщения и типологии
Индуктивные и дедуктивные
методы конструирования понятий
Аргументация
Логика др.
Слайд 54Основа логических методов
Требования и принципы формальной логики
Слайд 55Основные определения
Понятие
Тип обобщенных предметов
Собирательные и несобирательные
Конкретные и абстрактные
Близость содержания
Сравнимые
и несравнимые
Совместимые и несовместимые
Слайд 56Основные определения
Суждение
Двузначная логика и трехзначная логика
Простые и сложные
Категорические
Утвердительные
и отрицательные
Общие, частные, единичные
Сравнимые и несравнимые
Совместимые и несовместимые
Слайд 57Основные определения
Умозаключение
Дедуктивные
Индуктивные
По аналогии
Строгая и нестрогая
Слайд 58Логические конструкции для правильных умозаключений
… если ..., то….
… или …
…
либо…
… тогда и только тогда ...
… неправильно, что …
… ни
…, ни …
Слайд 59Основные правила конструирования
Правило корректности сопоставления понятий
Правило установления соразмерности определяющего
и определяемого понятий
Правило запрета порочного круга
Правило ясности и точности всех
понятий, используемых в определяющей части
Слайд 60Индукция
Индуктивная форма заключения
Индуктивная форма изложения
Индуктивный метод исследования
Слайд 61Индуктивные формы умозаключений
Полная индукция
Популярная индукция
Научная индукция
Слайд 62Дедукция
Общее знание
Особенное
знание
Частное знание
Слайд 63Реализация дедуктивной формы познания - силлогизмы
Пример
1ое суждение: Каждый брокер держит
квалификационный экзамен
2ое суждение: Некоторые студенты – брокеры
3е суждение (вывод): Некоторые
студенты держали квалификационные (брокерские) экзамены
Слайд 64Методы доказательства
Фактологические
Формально-логические
Экспериментальные
Эмпирические
Слайд 65Состав доказательства
Тезис
Аргументы
Демонстрация
Слайд 66Наиболее применяемые способы и приемы доказательства
Доказательство от определения
Доказательство от обратного
Аксиоматическое
доказательство
Фактологическое доказательство
Доказательство по рабочей гипотезе
Экспериментальное доказательство
Слайд 67Ошибки в доказательствах
Подмена тезисов или понятий
Подмена количественных характеристик тезиса
Подмена модальности
Слайд 68Исследовательские процедуры познания
Обоснование
Предвидение
Предсказание
Слайд 69Временные характеристики ситуации
Лысов О.Е.
Слайд 70Конкретный пример обоснования - аргументация
Цель аргументации
Принятие некоторого утверждения
Ожидание поступка или
бездействия
Возможность сделать истину достоянием кого-либо
Характеристика аргументации – убеждающее воздействие
Результат воздействия
– приобретение знаний, веры, мнений (Платон)
Слайд 71Аргументационная конструкция
Тезис
Основание
Пояснения, введение в историю вопроса, отступления
Слайд 72Успех аргументации зависит от
Расположения реципиента к восприятию
Учета адресности аудитории и
основы на взглядах аудитории
Внутреннего принятия
Слайд 73Вопрос - форма исследовательского мышления
Функции вопроса
Коммуникативная
Исследовательская
Логическая структура вопроса
Группы вопросов
Категориальные
Пропозициональные
Слайд 74Постановка вопроса
Закрытые вопросы
Вы утверждаете, что...», «Не будете ли Вы возражать,
если...», «Вы не будете отрицать, что...»
Открытые вопросы
Почему…, Зачем…, Каким образом…,
Каковы ваши предложения…., Каким будет ваше решение по поводу…
Слайд 75Хорошая формулировка вопроса
Стимулирует действие
Является открытой, т.е. допускает множество разнообразных ответов
Это
запрос мнений, а не проверка знаний участников
При ее подготовке необходимо
исходить из предполагаемых ответов, но избегать суггестивности
Слайд 76Варианты формулировки вопросов
Простой: «С какими основными проблемами столкнулась компания …?»
Двойной:
«Компании … необходимо осуществить диверсификацию своей деятельности. Аргументы за. Аргументы
против.»
Кратный: «Каковы основные проблемы компании …
В области финансов?
В области маркетинга?
В области работы с персоналом?»
Слайд 77Логико-интуитивные методы исследований в менеджменте
Слайд 78Классификация методов
Экспертные методы исследований
Методы тестирования
Интуитивные методы исследования
Методы деловых и инновационных
игр и др.
Слайд 79Логико-интуитивные методы исследования в менеджменте
Экспертные методы исследования
Слайд 80Этапы проведения экспертных исследований
определение целей и задач экспертизы;
подбор экспертов
и формирование экспертных групп;
определение методики работы с экспертами, составление анкет.
формирование
правил определения суммарных оценок на основе оценок отдельных экспертов;
работа с экспертами;
анализ и обработка экспертных оценок
Слайд 81Факторы, влияющие на эффективность проведения экспертных исследований
Надежность и полнота имеющейся
информации об особенностях предпринимательской деятельности в контексте интегрированной системы менеджмента;
Форма представления конечных результатов – качественная или количественная;
Возможные области использования результатов экспертного оценивания рисков;
Сроки проведения экспертизы;
Наличие имеющихся ресурсов и возможности привлечения экспертов.
Слайд 82Типовой состав экспертной комиссии
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Секретарь
Рабочая группа
Руководитель
Технические работники
Представители организации
Консультант -эксперт
Экспертная группа
Слайд 83Формирование экспертных групп в исследованиях
требования к образованию (теоретической подготовке);
требования к технологической компетентности (опыт работы по направлению деятельности, которая
выступает объектом управления);
требования к опыту работы в составе экспертных комиссий и групп;
требования к профессионализму и объективности;
отсутствие личной заинтересованности в результатах экспертизы;
наличие положительных рекомендаций и отзывов.
Слайд 84Оценка экспертов
Оценка кандидатов на основе статистического анализа результатов прошлой
деятельности
Коллективная оценка кандидатов в эксперты как специалиста в данной области
Самооценка
кандидата в эксперты
Аналитическое определение компетентности кандидатов в эксперты
Слайд 85Классификация экспертов по степени компетентности (пример)
Слайд 86Формирование экспертных групп в исследованиях
Оценка качества эксперта
Оценка близости мнения эксперта
к среднему мнению группы
Слайд 87Формирование экспертных групп
Определение численности группы
Слайд 88
Выбор методики работы
с экспертами
Методы экспертных оценок
Коллективная работа
экспертной группы
Мозговой
штурм
Сценарии
Деловые игры
Совещания
…..
Индивидуальное мнение
экспертов
Анкетный опрос
Интервью
Дельфи
…..
Слайд 89Обработка экспертных оценок
Методы упорядочения
Непосредственная оценка (баллы)
Ранжирование (проставление рангов)
Сопоставление (парное
сравнение и последовательное сопоставление)
Слайд 90Обработка экспертных оценок
Методы подведения итоговых оценок
Построение ранжирования методом средних
рангов
Построение ранжирования методом медианы рангов
Построение ранжирования с использованием баллов
Слайд 91Методы экспертных оценок, применяемые в экономических исследованиях
Метод Дельфи
Сценариев
Дерева целей
SMART-анализ
Морфологический
анализ
SWOT-анализ
SPAISE-анализ
Слайд 92Метод Дельфи
Постановка вопроса (численный ответ)
Отбор экспертной группы
Проведение 1го тура голосования
Анализ
данных
Изучение результатов
Проведение 2го тура
Повторение анализа данных и изучения результатов
Слайд 93Метод сценариев позволяет
с разным уровнем достоверности определяются возможные тенденции
развития и взаимосвязи между действующими факторами
Слайд 94Метод «дерева целей»
Основная функция исследования СУ
Направлен на
Определение и формулирование целей
для представления конечных результатов работы
Концентрацию усилий по поиску путей проведения
исследовательских работ
Определение критериев достижения поставленных целей
Обеспечение возможности оценки степени достижения цели
Слайд 95Правила построения дерева целей
Логическая дедукция
Декомпозиция по избранному классификационному признаку
Параметрический
Объектный
Технологический
Временной
Расчленение не менее чем на две подцели
Слайд 96Правила построения дерева целей
Логическая дедукция
Адресность цели
Наличие для каждой цели
ресурсного обеспечения
Обеспечение редукции цели
Отсутствие изолированных вершин
Декомпозиция до уровня ответственного исполнителя
Слайд 97Пример формулировки
Обеспечить маркетинговой службе в текущем году рост продаж
продукции предприятия на 30%
Слайд 98Применение дерева целей
Для проверок правильности формирования, формулирования и последовательных
оценок на соответствие предъявляемым требованиям
Для постановки и формулирования целей во
вновь создаваемых СУ
Для постановки формулирования целей исследования СУ
Слайд 99SMART - анализ
S (Specific) – конкретность, четкость, без двоякого толкования
М
(Мeasurable) – измеримость
A (Ambition) – амбициозность
R (Realistic) – реалистичность
Т (Time)
– ориентированность во времени
Слайд 100Работа по SMART
Пример: Анна недавно начала работать в отделе оптовых продаж
крупной российской компании. И вот, огромная удача, ее клиент сделал
крупный заказ. Анна посмотрела по компьютеру наличие товара – в притык, но хватает. Согласовала продажу с начальником и назначила отгрузку на следующее утро. Но утром ей позвонил разъяренный клиент – его машина приехала на склад, а товара в нужном объеме там не оказалось. Анна стала разбираться и выяснила, что вчера вечером Дима, менеджер по продажам, сидящий напротив нее в офисе, отгрузил большую партию этого самого товара
Слайд 102SWOT – анализ (пример использования экспертных оценок)
Слайд 104Морфологический анализ
Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое устраняет
либо существующее препятствие развития, либо фактор нормального функционирования
Средство –
морфологическая карта
Слайд 105Операторы построения морфологической карты
Зачем это нужно?
Как это можно сделать?