Слайд 1 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЗ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ
Дисциплина «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Слайд 2ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Современная трактовка понятия «качество» –
совокупность свойств товаров и услуг, определяющих их способность удовлетворять реальные
и потенциальные потребности потребителей.
Слайд 3ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Элементы, составляющие качество, называются показателями
качества, а численное их выражение – значением показателя качества.
три
основных направления деятельности по качеству, отличающиеся характером воздействия на этапы петли качества:
– обеспечение качества;
– управление качеством;
– улучшение качества.
Все эти виды деятельности связаны между собой через жизненный цикл продукции, но отличаются своими целями.
Слайд 4ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА
Обеспечение качества – это все планируемые и осуществляемые систематически
виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточной
уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. Обеспечение качества включает в себя обеспечение и контроль качества.
Цель деятельности по обеспечению качества – создание уверенности в том, что качество продукции удовлетворяет заданным требованиям.
Слайд 5ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
защита потребителя от недоброкачественных товаров и услуг на
мировом рынке в целом и национальных рынках отдельных стран.
повышение конкурентоспособности
товаров и услуг;
приведение в соответствие (гармонизация) стандартов, норм, правил, действующих на национальном рынке с требованиями мирового рынка.
Слайд 6УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Управление качеством – скоординированная деятельность по руководству и управлению
организацией применительно к качеству, направленная на выполнение требований к нему.
Управление качеством включает в себя планирование, обеспечение и контроль качества и представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессов, так и на причины неудовлетворительного функционирования на всех этапах «петли качества» для достижения экономической эффективности.
Цель деятельности по управлению качеством – предупреждение или устранение несоответствий, возникающих в процессе обеспечения качества.
Слайд 7УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА
Улучшение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению
организацией применительно к качеству, направленная на увеличение способности выполнить требования
к качеству. Деятельность по улучшению качества включает в себя планирование, обеспечение, контроль и улучшение качества.
Цель деятельности по улучшению качества – улучшение параметров качества продукции, повышение стабильности качества изготовления, постоянное снижение издержек.
Слайд 8ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ ДЭМИНГА - ШУХАРТА
В повседневной жизни мы бессознательно
пользуемся круговым циклом управления: планирование – осуществление – контроль –
управляющее воздействие
круговой цикл управления составляет подлинную сущность управления.
Слайд 9ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Функция планирования, по сути дела, подразумевает проектирование.
Цель -
определяет ожидаемое качество для товаров
Воплощается в нормативы технических характеристик, способов
эксплуатации, гарантийного обслуживания, облекается в форму рабочих чертежей, технических условий и другой технической документации с тем, чтобы ими было легко воспользоваться на месте производства изделий.
Слайд 10ФУНКЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Функция осуществления представляет собой воплощение запроектированного качества конструкции в
готовую продукцию.
Цель – сохранить степень соответствия продукции техническим требованиям и
выдержать установленные сроки, а также по возможности улучшить эти показатели.
Воплощается в проектирование технологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин, рабочего инструмента, а также методов работы и методов контроля, в том числе методику контроля измерительных приборов и технологических процессов, обучении исполнителей
Слайд 11ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ
Функция контроля осуществляется на стадии изготовления продукции и состоит
в выяснении истинных достоинств товара после его поступления на рынок.
в
зависимости от возможности или невозможности реализовать товар в соответствии с планом сбыта можно составить мнение о пригодности.
Слайд 12ФУНКЦИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции
и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по
техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества.
Слайд 13ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
Жизненный цикл продукции – совокупность взаимосвязанных процессов создания и
последовательного изменения состояния продукции от формирования требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.
В соответствии с жизненным циклом продукции рассматривают следующие этапы:
маркетинг и изучение рынка;
проектирование и разработка продукции;
подготовка и разработка процессов;
закупки;
производство или предоставление услуги;
проверки;
упаковка и хранение;
реализация и распределение продукции;
монтаж и ввод в эксплуатацию;
техническая помощь и обслуживание;
послепродажная деятельность;
утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.
Слайд 14ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Принцип менеджмента качества –
всестороннее фундаментальное правило руководства и управления процессом постоянного улучшения деятельности
организации для удовлетворения требований всех заинтересованных сторон.
Международные стандарты ИСО серии 9000-2000 устанавливают 8 принципов управлением предприятием и процессами производства продукции для достижения целей в области качества:
Принцип 1 – Ориентация на клиента.
Принцип 2 – Лидерство руководителя.
Принцип 3 – Вовлечение и мотивация персонала.
Принцип 4 – Подходы к управлению, основанные на процессном представлении всех видов производственной деятельности.
Принцип 5 – Системный подход к управлению.
Принцип 6 – Непрерывное совершенствование СМК.
Принцип 7 – Все управленческие решения должны
быть основаны на достоверных фактических данных.
Принцип 8 – Установление взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Слайд 15ПРИНЦИП 1
– ОРИЕНТАЦИЯ НА КЛИЕНТА
Заинтересованные стороны организаций
включают:
потребителей и конечных пользователей;
работников организации;
владельцев-инвесторов
( таких как акционеры, отдельные лица или группы, включая общественный сектор, имеющие конкретный интерес в организации);
поставщиков и партнеров;
различные объединения и государственные структуры, на которые организация или ее продукция оказывают воздействие.
Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей и конечных пользователей руководству организации следует:
понять потребности и ожидания своих потребителей, в том числе потенциальных;
установить основные характеристики продукции, предназначенной для ее потребителей и конечных пользователей;
определить и оценить конкурентную обстановку на рынке;
определить возможности рынка, слабые стороны и будущие преимущества в конкурентной борьбе.
Слайд 16ПРИНЦИП 2
– ЛИДЕРСТВО РУКОВОДИТЕЛЯ
Основная задача руководства – обеспечение атмосферы
дове-рия и работы без страха, ини-циирование, признание и по-ощрение вклада
людей, под-держка открытых и честных взаимоотношений.
Руководство должно постоянно заботиться об обучении персо-нала и всячески способство-вать «выращиванию» специ-алистов, а также обеспечивать решение задач качества необ-ходимыми ресурсами.
Задачи высшего руководства:
разработка прогноза, политики и стратегических целей, соответствующих назначению организации;
демонстрация на собственном примере стиля управления, обеспечивающего доверие персонала;
доведение до сведения персонала направления деятельности организации, ценностей, связанных с качеством и системой менеджмента качества;
участие в проектах по улучшению, поиск новых методов, решений и разработка новой продукции;
получение обратной связи непосредственно по результативности и эффективности системы менеджмента качества;
определение процессов жизненного цикла, добавляющих ценность продукции в интересах организации;
определение вспомогательных процессов, влияющих на результативность и эффективность процессов жизненного цикла продукции;
создание среды, способствующей вовлечению и развитию работников;
обеспечение организационной структуры и ресурсов, необходимых для поддержки стратегических планов организации.
Слайд 17ПРИНЦИП 3 – ВОВЛЕЧЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Система качества и ее
механиз-
мы должны побуждать работников проявлять инициативу в
постоянном улучшении.
Сотрудников необходимо мотивировать к качественному труду и тем самым вовлекать в процессы постоянного улучшения деятельности организации. Современная организация – это система взаимодействующих команд.
Вовлечение и развитие своих работников необходимо поощрять посредством:
планирования обеспечения постоянной подготовки и карьеры;
определения ответственности и полномочий персонала;
разработки индивидуальных и групповых целей,
менеджмента выполнения процесса и оценивания результатов;
участия в постановке целей и принятии решений;
признания и вознаграждения;
содействия открытому, двустороннему обмену информацией;
постоянного анализа потребностей своих работников;
создания условий, поощряющих нововведения; обеспечения эффективной групповой работы;
информирования о предложениях и мнениях; использования измерений степени удовлетворенности работников;
выяснения причин прихода работников в организацию и их увольнения.
Слайд 18ПРИНЦИП 4 – ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРОЦЕССНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ВСЕХ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Желаемый результат достигается более эффективно,
когда соответствующими
ресурсами и видами деятельности
управляют как процессами. При этом процесс определен как
«совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих
видов деятельности, преобразующих вход в выход».
Применение в организации системы процессов наряду
с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Слайд 20ТРИ ВИДА ПРОЦЕССОВ
• индивидуальный процесс, выполняемый отдельным индивидуумом;
• функциональный,
или вертикальный, процесс, отражающий деятельность организации по вертикали и соответствующих
ее структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих организаций;
• деловой, или бизнес-процесс, или горизонтальный, который пересекает по горизонтали деятельность организации. Он представляет собой последовательную цепочку взаимосвязанных интегрированных процессов деятельности компании или отдельных операций, обеспечивающих достижение компании целей.
Слайд 21Принцип 5
– Системный подход к управлению
Данный принцип тесно связан с предыдущим и с
представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов.
Системный подход, прежде всего, ведет к увязыванию задач,
возникающих в рамках концепции качества, с миссией организации, ее видением, стратегическими целями и политикой в области качества. Подход предполагает улучшение системы через измерение и оценку.
Слайд 22ПРИНЦИП 6 – НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СМК
Непрерывное, или постоянное, улучшение
– одна из целей предприятия.
Реализация этого принципа, прежде всего, требует определенной перестройки сознания и формирования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом.
Слайд 23ПРИНЦИП 7 – ВСЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСНОВАНЫ НА
ДОСТОВЕРНЫХ ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Решения будут
наиболее эффективными, если они основываются на анализе данных и информации.
Реализация принципа требует, прежде всего, измерений и сбора достоверных и точных данных, относящихся к задаче. Как сбор данных, так и последующий их анализ требуют (предполагают) владение знаниями и применение соответствующих методов.
Слайд 24ПРИНЦИП 8
– УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОВЫГОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОСТАВЩИКАМИ
Реализация принципа требует :
идентификации основных поставщиков,
организации
четких и открытых связей и отношений, основанных на балансе краткосрочных и долгосрочных целей обеих сторон,
обмене информацией и планов на будущее,
совместной работе по четкому пониманию потребностей потребителей,
инициировании совместных разработок и улучшении продукции и процессов.
Система качества должна иметь стимулирующиеся механизмы по признанию достижения и улучшения поставщика.
Слайд 25ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
Какова роль управления качеством продукции на промышленных предприятиях,
в проектных организациях и службах материально-технического снабжения?
2. Поясните роль
высшего руководства в обеспечении и управлении качеством продукции.
3. Какие положения должна содержать политика в области качества предприятия?
4. Какие действия должны быть непременно предприняты со стороны предприятия на стадии превращения новых изделий в товары?
5. Каким образом обеспечить условия, чтобы самопроверка и самоконтроль были исчерпывающими?
6. Внесите ясность в вопросы зависимости между самоконтролем и проверкой, осуществляемой контролем.
7. В чем различие между устранением нарушений в технологическом процессе и внесением в него усовершенствований?
8. Какие следует принять меры, чтобы повысить сознательность людей в их стремлении к достижению высокого качества?
9. На какие категории ( виды) можно подразделить процессы, протекающие в организации?
10. Какие процессы можно отнести к ключевым или бизнес-процессам?
11. На какие группы можно разделить стандарты серии 9000 версии 1994-1996 гг.?