Слайд 1Общие сведения о деталях машин
Слайд 2Различают детали общего и специального назначения.
Детали общего назначения — винты, гайки,
валы, муфты, подшипники и т.д. применяются почти во всех машинах.
Детали
специального назначения встречаются только в некоторых машинах. Например, в строительных машинах это — крюк подъемного крана, зуб ковша экскаватора и т.д.
Слайд 3Обеспечение эффективности работы машины при длительном сроке службы в значительной
степени определяется характеристиками деталей прочностью, надежностью, долговечностью, износостойкостью и жесткостью
деталей и узлов.
В зависимости от назначения и условий производства детали машин изготавливаются из чугунных и стальных прокатов, штампованных заготовок, из сплавов, а также из пластмасс.
Слайд 4Наиболее распространенными являются чугун и сталь, называемые черными металлами.
Широкое
применение при изготовлении многих деталей машин получил чугун, обладающий хорошими
литейными свойствами, низкой стоимостью и достаточной прочностью. Сложные по конфигурации корпусные и другие детали отливаются из так называемого серого чугуна, представляющего собой железоуглеродистый сплав. Детали, изготовленные из серого чугуна, имеют ограниченную прочность при возникновении в них касательных напряжений (изгиб, кручение) или при воздействии на них ударных нагрузок.
Слайд 5Для изготовления сложных по форме деталей, в которых возникают значительные
касательные напряжения, применяются отливки из высокопрочного и ковкого чугуна, обладающие
большой прочностью.
Сталь (литейная или прокатная) применяется для изготовления более нагружаемых деталей. Из стали отливаются в основном крупные динамически нагружаемые и сложные по форме детали. Это ходовые рамы, станины, ковши больших экскаваторов, корпуса камнедробилок, а из специальных износостойких высокомарганцовистых сталей ( зубья ковшей экскаваторов, рабочие органы камнедробильных машин и т.д.)
Для повышения прочности и твердости изготовленных из стали деталей их обычно подвергают термической обработке (закалке, отпуску или нормализации).
Слайд 6Из цветных металлов наибольшее применение при изготовлении деталей машин находят
медь, алюминий, олово, свинец, цинк. Применяются они в виде сплавов
(алюминиевые сплавы, латунь, бронза, баббит и др.).
В машиностроении кроме металлов применяются и другие материалы, например: пластмасса, резина, стекло, асбест и др.
Наиболее широко распространены пластмассы на основе синтетических смол. Они разделяются на слоистые (текстолит, гетинакс, асботекстолит) и термопластические материалы (плексиглас, винипласт, фторопласт). Пластмассы используют для изготовления вкладышей подшипников, зубчатых колес, сепараторов подшипников качения, ремней, крепежных деталей, рукояток и др.).
Слайд 71.Унификация и стандартизация машин и деталей обеспечивают максимальную взаимозаменяемость деталей и
минимальную номенклатуру машин. Поэтому основные параметры любой машины регламентируются ГОСТами,
а размеры, материал и качество изготовления деталей всегда обусловлены соответствующими стандартами.
2. Под агрегатированием понимается метод создания машин и оборудования путем компоновки их из унифицированных узлов и деталей, позволяющих значительно поднять серийность и качество производства.
Требования, предъявляемые к деталям машин
Слайд 8При изготовлении любой детали абсолютно точно обеспечить ее размеры затруднительно,
да и не нужно. Возможные же при изготовлении деталей отклонения
от заданных номинальных размеров устанавливаются ГОСТом, допуском на изготовление и предусмотренной посадкой.
Слайд 93. Допуском называется разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Поле допуска определяется
как зона между верхним и нижним предельными отклонениями.
В зависимости от
требований, предъявляемых к сочленяемым деталям, задаются различные значения допусков, характеризующие квалитет точности.
Допуск определяется необходимой степенью точности детали и экономической целесообразностью получения этой точности. Чем меньше допуск, тем тщательнее следует обрабатывать деталь, а следовательно, стоимость ее будет выше.
В зависимости от условий работы детали должны соединяться с различной степенью подвижности друг относительно друга. Характер соединения деталей определяется посадкой.
Слайд 104.Посадкой называется характер сопряжения двух деталей, определяемый разностью их размеров, создающий
большую или меньшую свободу их относительного перемещения или степень сопротивления
взаимному смещению. Посадки разделяются на прессовые, переходные и подвижные. Увеличение зазора между подвижными деталями увеличивает динамические воздействия, вызывает возрастание износа. Уменьшение зазора увеличивает трение, нагрев и может привести к заклиниванию подвижного соединения.
Слайд 11Оформить конспект в тетради
Ответить на контрольные работы
Контрольные вопросы:
1.Поясните для чего
используют систему допусков и посадок?
2.Для чего используют метод агрегатирования на
производстве?
3.Поясните что означает унифицированное производство?
4.Поясните для чего в машиностроении используют цветные металлы?
5.Поясните чем отличаются детали общего назначения от специальных деталей.
Домашнее задание