Слайд 1Общие вопросы формирования числовых представлений
2 курс 4 сем.
Лекция 9
Слайд 2Содержание
9.1. История возникновения чисел и систем их записи (краткий
обзор)
9.2. Теории и смыслы числа
9.3. Генезис числа у дошкольников
(Генезис (филос.
категория) Генезис, философская категория, выражающая возникновение, происхождение, становление развивающегося явления.
Слайд 39.1. История возникновения чисел и систем их записи (краткий обзор)
165306-1.ppt
Цветкова
Счет К истории.docx
Слайд 49.2. Теории и смыслы числа
1. Число как обозначение количества предметов
в группе (теория числа на основе теории множеств, теоретико-множественные смыслы
числа)
Слайд 5Теоретико-множественные смыслы числа
(число как обозначение количества)
Теоретическая основа: взаимно однозначное
соответствие
Выражение взаимно однозначного соответствия в детской речи: «всем пары
хватило», «все (всё) по парам», «один к одному», «столько же», «поровну», «не поровну – кому-то (чему-то) не хватило пары».
Слайд 6Столько же Не столько
Поровну
Не поровну
Слайд 9 Понятие числа на основе понятия величины
(число как обозначение
количества)
Слайд 10 Понятие числа на основе понятия величины
(число как
обозначение количества)
Слайд 11 Порядковые смыслы числа (число как обозначение порядка)
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 …
Один, два, три, четыре, пять …
Первый, второй, третий, четвертый …
Число характеризуется через свое место в последовательности других чисел
( 5 число, которое стоит после числа 4 и перед числом 6, «соседи числа», слудующее, предыдущее )
Слайд 12 Операторные смыслы числа (число как обозначение результата действий
с другими числами)
5 это 2 да 3 10=
5 * 2
7 это 3 да 4 5 = 10 : 2
7 это 10 без 3-х
Слайд 13Сложение
теоретико-множественный смысл)
Слайд 14Вычитание
теоретико-множественный смысл)
Слайд 15Умножение
(теоретико-множественный смысл)
Слайд 16Деление
(теоретико-множественный смысл)
Слайд 17Деление
(теоретико-множественный смысл)
Слайд 18Сложение и вычитание (величинный смысл)
Слайд 22Сложение и вычитание
Умножение и деление
(порядковый смысл)
(операторный смысл)
Слайд 23«Гуманитарные» смыслы числа
Этнокультурные смыслы числа. Ондар Ч. Этнокульт смыслы.doc
Личностные смыслы. Смыслы числа и их роль в математическом развитии
детей. Представление числа в языке. ЦАРЕВА С.Е. Из главы 7 о числах СМЫСЛЫ Форм. у дошкольников.docx
Слайд 24Задание к лекции 10 ( 27.02.2014)
1. Выделить лексику числовых
представлений – выписать слова, словосочетания, используемые при проявлении и формировании
числовых представлений дошкольников.
Слайд 25Задание к лекции 10 ( 27.02.2014)
2. Показать в рисунках и
описаниях действий с предметами четыре смысла (теоретико-множественный, величинный, порядковый, операторный)
чисел, отношений и действий: