Слайд 2План
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОСТНОЙ ДИНАМИЧНОЙ СИСТЕМЫ
СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯ
СТРУКТУРА
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ЕЕ ДИНАМИКА
Слайд 3
Общество — это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий
между людьми, их общностями (семейными, профессиональными, территориальными, этническими и др.)
и организациями, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.
Слайд 4Отличительные признаки
общественной системы
Социальность
Социальное взаимодействие
Территория
Социальное пространство и
социальное время
Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции
Социальные институты
Социальные изменения зависят
от сознания, воли и деятельности людей
Структурированность
Слайд 6Концепции общества в истории социологии
«Атомистическая» теория: общество понимается как совокупность
действующих личностей (атомов общества).
Теория «социальных групп»: общество интерпретировалось как совокупность
различных пересекающихся групп людей, которые существуют в пределах одного народа.
«Институциональная» концепция: общество представляет собой систему социальных институтов и организаций, которые гарантируют устойчивость, формируют устойчивую структуру коллективной жизни.
«Функциональная» концепция: общество есть группа человеческих существ, представляющая собой функциональную систему действия по обеспечению своего существования.
Слайд 7Органическая школа
рассматривала общество как аналог природного организма и пытались
объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей.
Слайд 8Г. Спенсер
общество – это биологической организм, который развивается на
основе всеобщей эволюции
большое значение придавал разработке темы социального контроля
и его институтов (государства и церкви)
ввел в научный оборот термин «социальный институт»
социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизм самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология
Слайд 9Психологическая тенденция
Попытка объяснить социальные процессы исключительно психологическими качествами людей,
так общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма
подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон)
Слайд 10Материалистическое понимание
Рассматривает общество как социальный организм, как единую социальную
систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в
ней самой. Концепция общественной формации Карла Маркса и Фридриха Энгельса гласила, что главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ.
Слайд 11Карл Маркс
общество – это социальный организм, единая социальная система,
источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней
самой
системный подход к анализу общества
создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества
историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов
Слайд 12Общественно-экономические формации по К.Марксу
Первобытнообщинная,
Рабовладельческая,
Феодальная,
Капиталистическая,
Коммунистическая (включает в
себя социалистическую как предшествующую).
Слайд 13На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают ограниченность абстрактно-теоретических
методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной
целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.
Слайд 14М. Вебер
суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный
смысл, которым мы их наделяем
методом изучения этого субъективного смысла должно
быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности
Слайд 15Э. Дюркгейм
социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации
индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации
общество - духовная реальность, основанная
на коллективных представлениях, имеет физическое и моральное превосходства над индивидами
разделение труда создает общество и способствует его сохранению, а также создает общественную связь в современном обществе
предмет социологии - социальные факты, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие
Слайд 16Г. Зиммель
общество - это процесс социального взаимодействия людей;
наиболее устойчивыми
формами взаимодействия между людьми являются мода, соревнование, конфликт и т.д.
Слайд 17
Во второй половине XIX - начале XX вв. в западной
социологии сложилась еще одна типология обществ.
Трудами О. Конта, Г.
Спенсера, Э. Дюркгейма, А. Тойнби и др. социологов утверждалась идея о двух основных типах общества:
традиционном (военном),
индустриальном (промышленном).
Слайд 18
Во второй половине XX в. в западной социологии трудами трехступенчатая
типология обществ (цивилизаций) (Д. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, А.
Турэн, О. Тоффлер) :
Аграрно-ремесленное,
Индустриальное,
Постиндустриальное.
Слайд 19Тенденции и закономерности общественного развития
Закон ускорения социального развития гласит,
что каждый последующий этап общественного развития проходит более краткий, сжатый
во времени период, чем предыдущий, а социальное время все более уплотняется, заполняется все более новым и сложным содержанием.
Слайд 20
В развитии человеческих обществ действует закон неравномерности экономического, политического, социального
и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы в
тех или иных сферах развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие.
Слайд 21
Социальный регресс - возвращение общества к предшествующему уровню развития. Социальный
регресс - процесс более локальный, чем прогресс, он охватывает отдельные
общества или отдельные их подсистемы и небольшие промежутки времени. Что же касается социального прогресса, то это - глобальный процесс, охватывающий все компоненты и подсистемы общества во всех его регионах и странах в их движении и развитии на всем протяжении исторического времени.
Слайд 22
В развертывании социального прогресса различают две основных формы - реформы
и революцию.
Реформа представляет собой ряд постепенных преобразований, не затрагивающих
основ существующего социального строя и не ведущих к его коренному преобразованию.
Революция — это коренное социальное преобразование, затрагивающее основы существующего социального строя и представляющее собой переход общества от одного качественного состояния к другому.
Слайд 23
Поселенческая общность - это совокупность людей, которые имеют общее постоянное
место жительства, зависят друг от друга в повседневной жизни и
осуществляют разнообразные виды деятельности для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей. В отличие от школы, университета, завода и т.п., которые правомерно назвать цокольной средой, поселенческая структура (город, деревня, регион) является целостной средой жизнедеятельности и развития человека.
Слайд 24
Основная ось неоднородности, неодинаковости социокультурных условий и возможностей проходит по
линии сопоставления:
крупный город → малый город → деревня (село).
Слайд 25Характеристики города
Разнообразие трудовой деятельности населения.
Многообразие непроизводственной деятельности (образование, здравоохранение,
культура, наука).
Социальная и профессиональная неоднородность населения.
Мощное развитие транспортных, телефонных
и иных средств коммуникаций.
Различные органы, исполняющие властные, управленческие функции.
Городской образ жизни, для которого чаще всего характерно отсутствие приусадебного хозяйства, оторванность от земли.
«Одиночество в толпе».
Слайд 26Характеристики села
подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам природы,
более тяжелые
условия труда вследствие более низкой технической оснащенности
невысокая степень социально-экономического развития;
малая
плотность населения и небольшое число жителей;
социальная и профессиональная однородность населения;
небольшие возможности образовательного и социокультурного развития;
важная роль местных традиций, обычаев, общественного мнения и ценностных ориентаций.
Слайд 27
Урбанизация (от латинск. urbanus) — процесс сосредоточения населения, экономической, политической
и культурной жизни в крупных городах и связанного с этим
возрастания роли городов в развитии общества, в распространении черт и особенностей, свойственных городскому образу жизни, па все общество, в том числе в сельской местности.
Слайд 28
Племя — это такая природно-социальпая общность людей, которая характерна для
первобытнообщинного строя, объединена кровнородственными связями, представляет совокупностъ двух или нескольких
родов, отличается от других племен своей территорией, языком, культурой, религиозными верованиями.
Слайд 29
Народность, в отличие от племени, обладает сформировавшимся надплеменным языком, наличием
фольклорной (т.е. народной) культуры в виде сказаний, былин, обрядов, обычаев,
институтами власти, для нее характерно социальное расслоение и наличие частнособственнических отношений.
Слайд 30
Под этносом понимается естественно сложившаяся в определенной ландшафтной среде, исторически
близкая к формированию изначальной социокультурной специфики человека как социального существа,
общность, базирующаяся на общих для нее специфических архетипах - подсознательных коллективных этических представлениях, самобытных обычаях и культурных традициях.
Слайд 31Черты этноса
Этнос развертывает свои особенности как специфическая социально-природная общность.
Признаки,
отличающие этнос от всех других этносов: территория (родина предков), язык,
религия, культура.
Антропологические характеристики
Люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей для всех их деятельности на основе общего этнического происхождения (этногенеза) и общей культуры, воплощенной в языке.
Совокупность всех названных отличий составляет своеобразные «векторы», пользуясь которыми, люди, принадлежащие к данному этносу, отличают себя от всех других этносов по принципу «свои — чужие».
Слайд 32
В настоящее время в мире насчитывается свыше двух тысяч этносов,
среди которых 96,2 % составляют этнические общности численностью в миллион
и более человек. Каждый этнос, многочисленный или малочисленный, стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, свою самобытную культуру.
Слайд 33
Нация — это исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность, возникшая и
развивающаяся на основе единства территории, экономических отношений, особенностей национального самосознания,
литературного языка, многослойной культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.
Слайд 34
Трансформационные процессы этнонационального развития и взаимодействия можно дифференцировать на объединяющие
и разделяющие.
Слайд 35Объединяющие этнонациональные процессы
Консолидация
Ассимиляция
Кооперация
Слайд 36Этнические процессы разделяющего типа
этническое доминирование
этнодискриминация
этноприоритетный национализм
Слайд 37
Суть цивилизационного подхода к истории человечества в самой общей форме
заключается в том, что история общества представляет собой не что
иное, как совокупность не связанных друг с другом человеческих цивилизаций.
Слайд 38
Основы цивилизационного подхода
1) ориентирован на познание истории общества, с учетом
специфики стран и регионов;
2) история - многолинейном, многовариантном процессе;
3) цивилизационный
подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;
4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;
5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение, для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.
Слайд 39
Н. Я.Данилевский (1822–1885) в хронологическом порядке выделяет следующие культурно-исторические типы:
1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, 4)
индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский и 10) германо-романский, или европейский. К ним можно, пожалуй, причислить еще два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственною смертью и не успевшие совершить своего развития”.* Именно народы этих культурно-исторических типов совместно делали историю человечества. Каждый из них развивался самостоятельно, собственным путем в соответствии с особенностями своей духовной природы и спецификой внешних условий жизни.
Слайд 41
Английский историк и социолог Арнольд Тойнби (1889–1975), прямо связывал особенности
возникновения и развития различных цивилизаций со спецификой той территории, в
пределах которой они формировались, а известный специалист по этногенезу Лев Николаевич Гумилев (1912- 1992) (http://gumilevica.kulichki.net) подчеркивал значение природно-ландшафтного, т.е. территориального, своеобразия в формировании типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев тех или иных этносов.
Слайд 425 цивилизаций (с т.зр. территориально-культурно-религиозной)
Западная христианская (католическая и протестантская),
Православная
христианская,
Индийская (буддийская),
Дальневосточная (китайско-конфуцианская),
Исламская (арабо-мусульманская).
Слайд 44
Социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в
которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым
в обществе социальным статусом.
Слайд 45История стратификационного деления
4 исторических типа стратификации
Рабство (рабовладельческий строй),
Касты (Древняя и
современная Индия),
Сословия (феодализм),
Классы (капитализм).
Слайд 463 вида стратификации (по П.А. Сорокину)
Экономическая (выражается в различии доходов, уровня
жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения).
Политическая (означает дифференциацию
людей на группы с разным уровнем авторитета, возможностей влияния на ход общественных процессов, отражает существование в обществе управляющих и управляемых, начальников и подчиненных).
Профессиональную (предполагает, что люди, принадлежащие к разным профессиям, обладают неравным престижем, неравными возможностями для собственного развития).
Слайд 47
Т. Парсонс выделял 3 универсальных критерия социальной стратификации:
1) «качество»,
т.е. предписывание личности определенной характеристики, позиции (ответственность, компетентность и др.);
2) «исполнение», т.е. оценка деятельности данной личности сравнительно с деятельностью других;
3) «обладание» материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными показателями и пр.
Слайд 48
Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие
«авторитет».
На основе этого понятия Р. Дарендорф делит все современное
общество на две больших группы - управляющих и управляемых и предлагает следующую стратификацию общества.
Слайд 49Современная система стратификационных признаков
1. Признаки, связанные с экономическим положением людей,
т.е. наличием частной собственности, величиной доходов, уровнем материального благосостояния.
2.
Признаки, связанные с разделением труда, т.е. видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональным образованием.
3.Признаки, связанные с объемом властных полномочий, в рамках которых формируются разная степень и неодинаковый объем возможностей оказывать влияние на окружающих.
4.Признаки, связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием – та значимость, которая придается людьми конкретным лицам, а также их чину, статусу, должности.
Слайд 50Социокультурные критерии структурной дифференциации
1) этнонациональные;
2) мировоззренческие;
3) религиозно-конфессиональные (православные,
католики, протестанты, мусульмане и др.);
4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным
средним
образованием и др.);
5) духовно-культурные (поклонники народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры, контркультуры);
6) идейно-политические.
Слайд 51Модель социальной структуры
советского общества 30-50-х гг. А. Инкельса
1-й слой
– правящая элита: руководители партии, правительства, высшее военное руководство, высшие
чиновники;
2-й слой – высший слой интеллигенции;
3-й слой – аристократия рабочего класса, которая имеет высокую зарплату, особые условия труда, быта, высокий престиж в обществе;
4-й слой – интеллигенция, управленцы среднего звена, зарплата и доходы которых позволяют поддерживать средний уровень жизни;
5-й слой – мелкие управленцы, служащие, обладающие средним уровнем образования и зарплатой, которая позволяет придерживаться невысоких нормативов среднего уровня жизни;
6-й слой – преуспевающие работники передовых колхозов и совхозов, имеющие льготные условия труда и достаточную заработную плату, которая вместе с доходом с приусадебного участка позволяла сохранять приличный уровень жизни;
7-й слой – средне- и малоквалифицированные работники в городах, у которых условия жизни и уровень материального благосостояния весьма скромны;
8-й слой – средние слои крестьянства, для которых характерны тяжелый физический труд, низкая зарплата, отсутствие комфортного отдыха;
9-й слой –заключенные лагерей.
Слайд 52
1) высший слой - новая элита, в состав которой входят богатые
предприниматели, высшие должностные лица государства и региона;
2) высший средний слой -
средние и мелкие предприниматели, топ-менеджеры, деятели искусства, крупные ученые;
3) средний средний слой - профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, менеджеры крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;
4) низший средний слой - учителя, линейные (рядовые) инженеры, культработники, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т.п.;
5) низший слой - малоквалифицированные рабочие, рядовые крестьяне и служащие, солдаты и др.;
6) паразитические слои — преступники, мошенники, вымогатели, гадалки, проститутки;
7) маргинальные слои — люди, опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп, нищие, беспризорники.
Слайд 53Проблема среднего класса
Основные признаки принадлежности к среднему классу:
наличие собственности в
виде накопленного имущества или существующего как источник дохода;
высокий уровень образования,
что можно характеризовать как интеллектуальную собственность;
доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране;
профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.
Слайд 54Стратификационная система в обществах «открытого» типа
Высший класс
Средний класс
Низший класс
Слайд 55Стратификационная пирамида
в обществах «закрытого» типа
Слайд 56
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места в социальной
структуре общества, перемещение их из одного социального положения в другое,
из одной страты в другую.
Слайд 57*
Классификация мобильности
Территориальная, религиозная,
семейная, политическая и т.д.
Экономическое,
политическое,
профессиональное
Восхождение
Восхождение
Нисхождение
Нисхождение
Слайд 58
Форма мобильности
Межпоколенная
Горизонтальная
Вертикальная
Внутрипоколенная
Групповая
Индивидуальная
Неглавные
Главные
Виды
мобильности
Род мобильности
Сферы действия:
экономическая
политическая
профессиональная
Организованная
Неорганизованная
Принудительная
Добровольная
Слайд 59
Под скоростью мобильности понимается вертикальная социальная дистанция или число страт
– экономических, профессиональных или политических, которые проходит индивид в его
движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.
Слайд 60Каналы вертикальной мобильности
1. Армия.
2. Церковь.
3. Школа.
4. Собственность.
5.
Семья и брак.
Слайд 61
Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи
ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс
мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше.
Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.
Слайд 62*
Как показал на огромном историческом материале П. Сорокин, причинами групповой
мобильности служили следующие факторы:
социальные революции,
иностранные интервенции, нашествия,
межгосударственные войны,
гражданские войны,
военные перевороты,
смена
политических режимов,
замена старой конституции новой.
Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.
Слайд 63Структурная мобильность
Под структурной мобильностью понимают изменение структуры занятого населения вследствие
изменения характера общественного производства.
1900 (в % %) 1980
Изменение структуры деятельности
в США в 1900 - 1980 гг.
Слайд 64
Демографические факторы мобильности
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол,
возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые
мужчины более мобильны, чем женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.
Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых – экономическая, для пожилых – политическая мобильность.
Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших – меньше.