Слайд 1
«Организация оптимальной двигательной активности
как важное условие развития физических
качеств дошкольника»
Слайд 2Что такое двигательная активность?
Двигательная активность – естественная потребность детей в
движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояние
его здоровья. Она должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма.
Слайд 3 Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности организма ребенка не
реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по
физической культуре.
Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.
Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе.
Слайд 4Значимость двигательной активности
Слайд 5Недостаток двигательной активности ведет к :
Слайд 6 От недостаточного использования жизненной энергии ( из-за ограничения активных движений)
в теле ребенка накапливается излишнее напряжение:
является источником сравнительно быстрой
усталости;
движения его теряют естественность, становятся угловатыми;
порождает проблемы другого рода: на занятиях физкультурой, которые обязательны в детском саду, а потом и в школе, такой ребенок может быть не успешным – это видят и сверстники, и сам ребенок это ощущает очень болезненно.
Слайд 7Показатели двигательной активности дошкольника
3-4 года -11000 – 12500 движений,
из
них на занятиях по ФК 850-1370 движений
4-5 лет – 11000
- 13000 движений,
из них на занятиях по ФК 1100 -1700 движений,
5-6 лет – 13000 – 14500 движений,
из них на занятиях по ФК 1800 -2000 движений,
6-7 лет – 13000 -15500 движений,
из них на занятиях по ФК 2000 -2400 движений
Слайд 8 Для успешной реализации задач по физическому развитию в ДОУ созданы
условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детей в двигательной активности:
оборудованный спортивный зал,
в котором два раза в неделю проводятся занятия по физической культуре
Слайд 9Спортивная площадка на территории детского сада, где 1 раз в
неделю проводится физкультурное занятие;
Слайд 10В группах созданы «Спортивные уголки», где имеется инвентарь и оборудование
для физической активности детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики и
т.д.)
Слайд 11Дошкольник «активный деятель - но и деятельность его выражается, прежде
всего, в движениях». По своей двигательной активности дети очень разные.
Даже при обычном наблюдении можно выделить детей средней, большой и малой подвижности.
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из - за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с трудом засыпают, спят неспокойно.
Слайд 12Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной
подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или
чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, движения их уверенные, чёткие, целенаправленные.
Слайд 13Наиболее уязвим организм детей малой подвижности.
Их характеризует общая вялость,
пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим
найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующих интенсивных движений. Они робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с движениями. Малая подвижность – фактор риска для ребёнка. Она объясняется его нездоровьем, отсутствием условий для движений, отрицательным психологическим климатом, слабыми двигательными умениями или тем, что ребёнок уже приучен к малоподвижному образу жизни, что особенно тревожно.
Слайд 14Приёмы руководства двигательной активностью детей.
Руководство двигательной активностью детей большой подвижности
направляется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование
интенсивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности.
Слайд 15При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности достаточно создать необходимые
условия, т.е. предоставить место для движений, время, игрушки - двигатели,
физкультурное оборудование и пособия. Физиологи советуют смелее полагаться на «саморегуляцию», которые у них проявляется достаточно ярко.
Слайд 16У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в
подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений,
особенно интенсивных(бег, прыжки – разные их способы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня. Следует позаботиться о том, чтобы она была для детей интересной, непринуждённой. Не нужно бояться, что дети утомятся. Полезно вспомнить здесь наставления физиологов: дети не устают, если часто меняют движения, их темп, амплитуду, место выполнения. В этом случае происходит естественный отдых (активный отдых). Разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребёнка, а наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление.
Слайд 17Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников,
необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей
принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями, оздоровительный бег на воздухе; гимнастика после дневного сна; двигательная разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей;
Слайд 18Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической
культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития
оптимальной двигательной активности детей.
Слайд 19Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она
даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная
деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности.
Слайд 20Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является
прогулка.
Слайд 21Знаете ли вы:
что ребенку надо больше двигаться в
среду и четверг;
больше всего ребёнок нуждается в движении с
10 до 12 ч и с 15-17ч. дня;
в весенне - летний период двигательная активность ребёнка возрастает;
лишение ребёнка движения может вызвать заикание и нервный срыв;
любая привычка вырабатывается в течение 21 дня (например, делать зарядку).
«Кинезиология» - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения
Слайд 22Движение - это жизнь!
Спасибо
за внимание!