Слайд 1Обследование детей младшего школьного возраста с оптической дисграфией
Разработала:
Салихова Е.О.,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 5» КГО
Слайд 2Актуальность: в последние годы 70 – 80 % детей испытывают
трудности в усвоении программы начальной школы, у 40 % школьников
6 – 7 лет имеются предпосылки оптической дисграфии, следовательно, они заранее могут быть обречены на неуспеваемость по русскому языку.
Слайд 3Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная
с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в
заменах и искажениях букв на письме.
Слайд 4Трудности по математике:
при усвоении смысла понятий и употреблении знаков «больше»,
«меньше»;
при усвоении смысла понятий и употреблении знаков + и -;
в
ходе решения задач, содержащих понятия «на…больше», «на …меньше», с выбором знака + и -;
при вычислениях (например, ребенок вместо 20 пишет 02; постепенно эта ошибка уходит, но проявляется при работе с многозначными числами; соответственно, чем сложнее запись при вычислениях, тем больше возникает трудностей, а письменное умножение и деление, когда очень важно не смещать запись, осваивается с большим трудом).
Слайд 5
Выделяют
литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания
и воспроизведения даже изолированных букв;
вербальную форму оптической дисграфии, когда
изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
Данной проблемой занимались такие учёные, как М. Е. Хватцев, Р.И Лалаева, Садовникова И.Н. и др.
Слайд 6Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
а)
замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов, но
отличающиеся количеством данных элементов л – м, и – ш, ш – щ, ц – щ;
б) замены графически сходных букв – отличающиеся одним дополнительным элементом о – а, б – д, с – х, х – ж;
в) замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в – д, т – ш;
г) зеркальное написание букв с - е , э - е.
Слайд 7Методики, для выявления оптической дисграфии у младших школьников:
1.«Домик» (автор
О.В. Елецкая).
Инструкция: Педагог представляет детям рисунок с изображением дома и
предлагает на отдельном листе бумаги как можно точнее его воспроизвести.
Цель: Выявление умения ориентироваться на
образец, точно его копировать,
оценка степени развития
произвольного внимания,
сформированности
пространственного
восприятия.
Слайд 82.«Графический диктант» (автор Н.Ю. Горбачевская) Цель: Изучение особенностей развития произвольной
сферы ребёнка, а также возможностей перцептивной и моторной организации действий
в пространстве.
Слайд 93.«Пробы Хеда»
Цель: Изучение состояния пространственных представлений.
Предлагается два варианта: наглядный и
речевой.
Слайд 104.Письменные работы (по И.Н. Садовниковой):
Списать слова, написанные рукописным шрифтом: лещ,
жук, снег, бант, мышка, песец, коньки, зебра, дятел, муха, вагон,
майка, осень, вечер, желудь, вагон, индюк.
Записать под диктовку строчные буквы: б, г, е, ж, ц, ы, х, м, ю, в, э, ш, й, т, и. Каждая буква должна быть написана отдельно.
Записать под диктовку прописные буквы: Д, Ф, Ч, У, Ё, Щ, К, В, З, Г, С, Р, Л, Ц, Б.
Слайд 115. Написание слов по картинкам.
Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо
знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы
слова были различной сложности (стечение согласных, сложная слоговая структура, сочетание смешиваемых звуков)
Слайд 126. Написание предложений по картинкам.
Ребенку дают сначала предметные картинки, затем
сюжетные и, наконец, серии картинок. Он должен сначала составить предложения,
а затем написать их.
Слайд 13Таким образом, с помощью представленных методик была выявлена группа детей
имеющих оптическую дисграфию и нуждающихся в логопедической помощи. Необходимо разработать
комплекс коррекционно – развивающих упражнений, предназначенный для устранения оптической дисграфии, и применять их во врем уроков.