Разделы презентаций


ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

Содержание

Комплексный подходОбследование заикающихся должно включать:психолого-педагогическое изучение заикающегося; логопедическое изучение заикающегося; анализ результатов медицинского обследования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ С ЗАИКАНИЕМ

Слайд 2Комплексный подход
Обследование заикающихся должно включать:
психолого-педагогическое изучение заикающегося;
логопедическое изучение заикающегося;


анализ результатов медицинского обследования.

Комплексный подходОбследование заикающихся должно включать:психолого-педагогическое изучение заикающегося; логопедическое изучение заикающегося; анализ результатов медицинского обследования.

Слайд 3Специалисты участвующие в обследовании
Невролог - определяет соматическое, неврологическое и психическое

состояние заикающегося. Назначает ЭЭГ и описывает результаты. Назначает медикаментозное лечение.


Психолог – проводит обследование эмоционально-волевой сферы (определяет: наличие тревожности, страхов, сформированность психических процессов). Проводит диагностику семейных отношений.
Логопед - обследует состояние речи заикающегося, особенности его личности, моторику.

Прежде чем логопед приступает к обследованию, он тщательно должен изучить медицинскую и психолого-педагогическую документацию.
Специалисты участвующие в обследованииНевролог - определяет соматическое, неврологическое и психическое состояние заикающегося. Назначает ЭЭГ и описывает результаты.

Слайд 4Логопедическое обследование
Сбор анамнестических данных;
Обследование состояния речи и моторики;
Изучение

личностных особенностей заикающегося.

Заключение обследования – составление характеристики речевого состояния —

так называемого “речевого статуса”
Логопедическое обследованиеСбор анамнестических данных; Обследование состояния речи и моторики; Изучение личностных особенностей заикающегося.Заключение обследования – составление характеристики

Слайд 5Анкетные данные
ФИО обследуемого.
Дата рождения (год, месяц, число).
Домашний адрес, телефон.
Где воспитывается

или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или

специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.
ФИО родителей, их возраст, профессия, место работы.
Состав семьи.
Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися).

Анкетные данныеФИО обследуемого.Дата рождения (год, месяц, число).Домашний адрес, телефон.Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду,

Слайд 6А. Сбор анамнестических сведений
Сведенья о семье (наследственность (нервно-психические заболевания в

семье, ускоренный темп речи/заикание у родственников, эпилепсия) наличие двуязычия, наличие

других детей, психологический климат в семье, полная ли семья;
Течение беременности и родов;
Ранее развитие: психо-моторное развитие ребенка, особенности бодрствования и сна, особенности эмоциональной сферы ребенка, наличие травм ГМ, перенесенные заболевания, процесс адаптации в ДОУ;


А. Сбор анамнестических сведенийСведенья о семье (наследственность (нервно-психические заболевания в семье, ускоренный темп речи/заикание у родственников, эпилепсия)

Слайд 7Речевой онтогенез:
Время появления гуления и лепета;
Время появления первых слов;
Время появления

простой фразы;
Время появления развернутой фразовой речи, какие наблюдались затруднения при

переходе к фразовой речи;
Наличие, выраженность и сроки итераций.

Речевой онтогенез:Время появления гуления и лепета;Время появления первых слов;Время появления простой фразы;Время появления развернутой фразовой речи, какие

Слайд 8Условия воспитания ребенка:
Социальная среда (где ребенок воспитывался — в Доме

ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным

пребыванием, дома с матерью, бабушкой);
Особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении;
Особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме);
Культурно-бытовые условия в семье.

Условия воспитания ребенка: Социальная среда (где ребенок воспитывался — в Доме ребенка, детских яслях или детском саду

Слайд 9Развитие заикания:
Возраст, в котором появилось заикание.
Предполагаемые причины и характер возникновения

заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.).
Наличие периода мутизма.
Как

протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.
В каких условиях облегчается — ухудшается речь.
Изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.).
Отношение ребенка к своему речевому дефекту.
Какие меры принимались для устранения речевого дефекта.
Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося.
Развитие заикания:Возраст, в котором появилось заикание.Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и

Слайд 10Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
Отмечаются ли в

поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).
Есть ли у

ребенка черты боязливости, пугливости.
Уровень развития игровой деятельности ребенка.
Склонность ребенка к определенным играм.
Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.
Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.
Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.
Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).

Для детей дошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная

Слайд 11Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:
Было ли утяжеление

или рецидив заикания при поступлении в школу.
Адаптация в школе.
Как проявляется

заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т.п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитается ребенком.
Успеваемость. Влияет ли речь на успеваемость.
Характер контактов со сверстниками.
Характер взаимоотношений с родителями.
Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

Для детей школьного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу.Адаптация

Слайд 12Для подростков и взрослых заикающихся:
Наличие логофобии и возраст, в котором

она появилась.
Какие меры принимались для коррекции заикания.
Какие приемы использовались в

целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Для подростков и взрослых заикающихся: Наличие логофобии и возраст, в котором она появилась.Какие меры принимались для коррекции

Слайд 13Анализ заключения специалистов
Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов:

психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)
Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского

сада.

Анализ заключения специалистов Анализируются состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога)Анализируются данные, представленные воспитателем,

Слайд 14В. Объективное обследование
Состояние общей моторики и тонких движений пальцев

рук, мимической и артикуляционной моторики
Статическая координация;
Динамическая координация;
Одновременность движений;
Состояние мелкой моторики;
Мимические

движения;
Артикуляционная моторика.

В. Объективное обследование Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторикиСтатическая координация;Динамическая координация;Одновременность

Слайд 15Обследование речевой функции

Строение органов артикуляции и их подвижность, звукопроизношение, ЛГСР;
Особенности

речевого поведения (контактность, речевая активность, характер реакции на изменение обстановки

(динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения).
Темп речи, голос, дыхание;
Выраженность заикания в различных видах речи: в сопряженной речи; в отраженной речи; в шепотной речи; в автоматизированных рядах; при чтении стихов; при чтении прозы; в вопросно-ответной речи; в рассказе по заданной теме; при пересказе прочитанного; в спонтанной речи.
Чтобы увидеть истинную картину З, обследование ребенка следует начать со СПОНТАННОЙ РЕЧИ.
Обследование речевой функцииСтроение органов артикуляции и их подвижность, звукопроизношение, ЛГСР;Особенности речевого поведения (контактность, речевая активность, характер реакции

Слайд 16Тип речевых судорог;
Локализация судорог;
Наличие трудных звуков (звукофобия);
Наличие эмоционально значимых речевых

ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).
Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки

слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).
Наличие насильственных содружественных движений и их характер.
Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)

Тип речевых судорог;Локализация судорог;Наличие трудных звуков (звукофобия);Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).Наличие речевых уловок:

Слайд 17Факторы, усиливающие заикание: волнение, утомление, беседы с незнакомыми, шум, самоконтроль

и пр. (для взрослых — алкоголизация);
Факторы, улучшающие речь: шум, самоконтроль,

переключение внимания, сочетание речи с движением;
Реакция на помощь собеседника;
Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное;
Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.;
Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность;
Влияние эмоционального состояния на проявление заикания;
Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.

Факторы, усиливающие заикание: волнение, утомление, беседы с незнакомыми, шум, самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация);Факторы, улучшающие

Слайд 18Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка
Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний;
Характер трудовой

и игровой деятельности;
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы;
Характерологические особенности ребенка;
Состояние

психических функций (восприятие, внимание, память, мышление).
Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенкаХарактеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний;Характер трудовой и игровой деятельности;Особенности развития личности и эмоционально-волевой

Слайд 19Заключение
наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);
особенности

речевого и моторного онтогенеза;
значение психогении в возникновении заикания;
возраст появления заикания;
тяжесть

заикания;
тип и локализация судорог;
зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;
наличие страха речи;
течение заикания;
наличие других дефектов речи.
Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.

Заключение наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);особенности речевого и моторного онтогенеза;значение психогении в возникновении

Слайд 20Пример 1 Ф.И.0. 2 года 8 мес.
Заикание началось остро, после

испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного

развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.
Пример 1 Ф.И.0. 2 года 8 мес.Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на

Слайд 21Пример 2 Ф.И.0,4 года 1 мес.
В соответствии с медицинской документацией

у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС. Заикание появилось

постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхательно-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.

Пример 2 Ф.И.0,4 года 1 мес. В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического

Слайд 22Заключение (Волкова)
форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная),
вид судорог (дыхательный, голосовой,

артикуляторный, смешанный),
степень заикания (легкая, средняя, тяжелая),
темп речи (замедленный,

ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии),
сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи,
состояние моторной функции,
наличие и выраженность психических симптомов заикания.
Заключение (Волкова)форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая),

Слайд 23Пример
Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности, общительность

не устойчивая, подражательность полная, моторно напряжен, сопутствующие движения (притоптывает). Эмболофразии

«а вот», судороги в речи замечает, но не переживает об их наличии; эмоциональные реакции повышены и неустойчивы. Стертая псевдобульбарная дизартрия: призубный сигматизм звуков Ж и Ш, велярный ротацизм. Недоразвитие сложных форм фонематического анализа.
Пример Заикание тонической формы, судороги дыхательно-голосовые средней степени выраженности, общительность не устойчивая, подражательность полная, моторно напряжен, сопутствующие

Слайд 24Речевой диагноз
Невротическая форма заикания, дислалия.
ОНР 3, неврозоподобная форма заикания, стертая

дизартрия.

Речевой диагнозНевротическая форма заикания, дислалия.ОНР 3, неврозоподобная форма заикания, стертая дизартрия.

Слайд 25Прогноз преодоления заикания
Чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее

общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и

чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее.
Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические.
Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года .
Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.
Прогноз преодоления заикания Чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика