Слайд 1Обучение иностранцев русскому ударению
I. Содержание языковой компетенции в области фонетики
II.
Особенности русского словесного ударения
III. Ритмические модели многосложных
слов
IV. Тактовое, фразовое и логическое ударение
Слайд 2
I. Содержание языковой компетенции
в области фонетики
Слайд 3Звуки - сегментные, или линейные, единицы языка.
Ударение и интонация
- суперсегментные, или надсегментные, единицы.
Слайд 4Требования
к слухопроизносительным навыкам и умениям
1. Аудирование
Учащийся должен уметь распознавать
на слух :
фонемный состав слова;
место ударения в словах ;
тип
ритмической структуры;
место основного и побочного ударения в словах;
коммуникативный тип предложения;
границу синтагматического членения;
место центра и тип ИК в синтагме.
Слайд 5Требования
к слухопроизносительным навыкам и умениям
2. Говорение
Учащийся должен уметь:
осуществлять правильное
звуковое, ритмическое и интонационное оформление высказывания на лексико-грамматическом материале, функционирующего
в сферах повседневного общения, социально-культурной и учебно-профессиональной, не допуская фонетических ошибок;
исправлять произносительные ошибки по ходу высказывания.
Слайд 6Требования
к слухопроизносительным навыкам и умениям
3. Чтение
Учащийся должен уметь:
произносить слитно
распространенные синтагмы;
читать вслух тексты с незнакомым содержанием и незнакомой лексикой
после предварительного чтения про себя со средней скоростью чтения 180 слогов в минуту.
Слайд 7Требования
к слухопроизносительным навыкам и умениям
4. Письмо
Учащийся должен уметь:
записывать
со слуха незнакомые слова, предложения, тексты, содержащие знакомые и незнакомые
слова.
Слайд 8
II. Особенности русского словесного ударения
Слайд 9Словесное ударение
Словесное ударение – это выделение одного из слогов в
слове силой звука или другими фонетическими средствами (большей длительностью, тембром).
Признаки словесного ударения:
Ударный слог произносится с большей силой, т.е. это ударение силовое.
Гласные ударного слога произносятся с большей длительностью, чем гласные безударных слогов, т.е. ударение количественное.
Ударные гласные могут отличаться от безударных по своему качеству. Ср. [л’эс] – [л’иса], т.е. ударение качественное.
Слайд 10Словесное ударение
Словесное ударение в русском языке разноместное, или свободное: шляпа,
тепло, холодно.
Ударение может быть:
фиксированным, неподвижным– студент, студента, студенту и т.д.
подвижным
- стол - стола, томич - томичей.
Слово, как правило, имеет одно словесное ударение. Сложные слова наряду с основным могут иметь побочное, второстепенное ударение: нефтепровод, машиностроение.
Слайд 11
II. Ритмические модели
многосложных слов
Слайд 12Ритмические модели
ta-ta : страна, семья
ta-ta: плохо, город, сахар
ta-ta-ta: собака, дорога, китаец
ta-ta-ta: дорого, вежливый, золото
ta-ta-ta: хорошо, голова, карандаш
Особенность ритмики русского слова - неоднородность ударного и безударного слогов по длительности и напряженности артикуляции (в ударных слогах гласные произносятся длительно и напряженно, а в безударных – более кратко и слабо).
Слайд 13Постановочные упражнения
Вычленение ритмического импульса модели.
Показ графического изображения модели
( __ /__ или TAтa или tata).
Наполнение
модели конкретным материалом слов и словосочетаний.
Произнесение модели преподавателем - «тататирование».
Повторное произнесение модели преподавателем в сочетании с ее простукиванием: ударный слог простукивается с большей силой, безударные слоги – слабо и в быстром темпе.
Слайд 14Ощутимые моменты артикуляции:
Напряженность артикуляции
Раствор рта (больший для ударного и меньший
для безударного слогов)
Длительность слога
Слайд 15Упражнение
Слушайте, повторяйте слова, отбивайте рукой ритм. Помните, что гласные звуки
в ударных слогах произносятся с большей силой и долготой, чем
безударные.
__ _ /_ супы, сыры, шкафы, сады, дубы,
труды, глаза, гараж, алмаз, рукав.
_ /_ __ Анна, август, буду, учит, другу,
Пушкин, годы, зубы.
Слайд 16Упражнение
Прочитайте слова. Следите за ритмикой, за редукцией безударных гласных в
разных позициях и за
длительностью ударного слога.
- слова модели ta-ta: окно, билет, семья, студент, зима
- слова модели ta-ta: осень, лето, книга
- слова модели ta-ta-ta: корова, подушка, учебник
- слова модели ta-ta-ta: дерево, волосы, весело
- слова модели ta-ta-ta: молоко, сторона, телефон
Подвижное ударение бывает только у непроизводных слов.
Слайд 17В рамках вводно-фонетического курса усваиваются лишь модели одно-, дву-, и
трехсложных слов.
После включаются модели с большим количеством слогов с
ударением на разных слогах, а также акцентные парадигмы.
Количество изучаемых акцентных парадигм и их лексическое накопление на каждом новом этапе обучения расширяется.
Слайд 18Подвижность ударения
Подвижность русского ударения используется для различения грамматических форм.
Ср.:
две реки и крупные реки
Слайд 19Группы слов, различающихся ударением
с постоянным ударением
А) на флексии,
Б) на суффиксе,
В)
на слоге, предшествующем суффиксу.
со сдвигом ударения
А) с основы на флексию,
Б) с флексии на основу.
Слайд 20 Особой работы требуют аббревиатуры причастия.
В аббревиатурах, состоящих из
согласных, ударение располагается на последнем слоге:
СНГ (эс-эн-гэ),
КНР (ка-эн-эр).
В полных и кратких страдательных причастиях ударение перемещается на один слог вперед по сравнению с инфинитивом (изучить – изученный –изучен).
Слайд 21Смыслоразличительная
функция ударения
Слова с интернациональными корнями
Слайд 22III
Фразовое,
тактовое
и
логическое ударение
Слайд 23Фонетическое членение речи
Фраза - относительно законченное смысловое целое. Отрезок речи,
объединенный интонацией и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Фраза
делится на речевые такты (синтагмы).
Речевой такт – это менее законченное, чем фраза, смысловое целое. Характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны , и они короче межфразовых пауз.
Слайд 24Фонетическое членение речи
Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенной
одним словесным ударением. Безударные слова (чаще это предлоги, союзы, частицы)
примыкают к ударному слову.
Проклитики - безударные слова, примыкающие к началу ударного слова.
Энклитики - безударные слова, примыкающие к концу ударного слова.
Слайд 25Слабоударные слова
Некоторые слова могут иметь ударение боле слабое, чем у
самостоятельных слов – слабое ударение.
Оно обнаруживается в некоторых двусложных
и трехсложных предлогах и союзах.
Слайд 26Типы ударений
Тактовое ударение - выделение одного из слов речевого такта.
Если речевой акт состоит из нескольких фонетических слов, то одно
из слов сопровождается более сильным ударением.
Фразовое ударение – выделение одного из тактов фразы более сильным ударением.
Функция фразового и тактового ударения - фонетическое объединение нескольких слов в речевой такт, а тактов в фразу.
Слайд 27Типы ударений
Логическое ударение - выделение в речевом такте более сильным
ударением какого-либо слова для его особого значения.
Ср.:
Я учусь
на филологическом факультете (а не брат).
Я учусь на филологическом факультете (а не работаю).
Я учусь на филологическом факультете (а не на философском).
Слайд 28Последовательное выделение в самостоятельные синтагмы смысловых частей высказывания:
Фонетика / - это учение / о звуковой стороне языка,//
наука, / изучающая звуки/ и их закономерные чередования,/ ударение,/ интонацию,/ особенности членения звукового потока/ на слоги/ и более крупные отрезки.
Упражнение. Сравните:
Томск находится в Сибири? Томск находится в Сибири или на Урале?
Томск – сибирский город? Томск – сибирский или уральский город?
Слайд 29Упражнение
Прочитайте, выделяя логическим ударением, подчеркнутое слово и правильно интонируя вопросительное
и повествовательное предложения. Прокомментируйте.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.