Разделы презентаций


Обучение иностранцев русскому ударению

Содержание

I. Содержание языковой компетенции в области фонетики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обучение иностранцев русскому ударению
I. Содержание языковой компетенции в области фонетики

II.

Особенности русского словесного ударения

III. Ритмические модели многосложных

слов

IV. Тактовое, фразовое и логическое ударение
Обучение иностранцев русскому ударениюI. Содержание языковой компетенции в области фонетикиII.  Особенности русского словесного  ударенияIII.

Слайд 2

I. Содержание языковой компетенции
в области фонетики

I. Содержание языковой компетенции в области фонетики

Слайд 3Звуки - сегментные, или линейные, единицы языка.

Ударение и интонация

- суперсегментные, или надсегментные, единицы.

Звуки - сегментные, или линейные, единицы языка. Ударение и интонация - суперсегментные, или надсегментные, единицы.

Слайд 4Требования к слухопроизносительным навыкам и умениям


1. Аудирование
Учащийся должен уметь распознавать

на слух :
фонемный состав слова;
место ударения в словах ;
тип

ритмической структуры;
место основного и побочного ударения в словах;
коммуникативный тип предложения;
границу синтагматического членения;
место центра и тип ИК в синтагме.

Требования  к слухопроизносительным навыкам и умениям1. АудированиеУчащийся должен уметь распознавать на слух :фонемный состав слова; место

Слайд 5Требования к слухопроизносительным навыкам и умениям

2. Говорение
Учащийся должен уметь:
осуществлять правильное

звуковое, ритмическое и интонационное оформление высказывания на лексико-грамматическом материале, функционирующего

в сферах повседневного общения, социально-культурной и учебно-профессиональной, не допуская фонетических ошибок;

исправлять произносительные ошибки по ходу высказывания.
Требования  к слухопроизносительным навыкам и умениям2. ГоворениеУчащийся должен уметь:осуществлять правильное звуковое, ритмическое и интонационное оформление высказывания

Слайд 6Требования к слухопроизносительным навыкам и умениям

3. Чтение
Учащийся должен уметь:
произносить слитно

распространенные синтагмы;
читать вслух тексты с незнакомым содержанием и незнакомой лексикой

после предварительного чтения про себя со средней скоростью чтения 180 слогов в минуту.
Требования  к слухопроизносительным навыкам и умениям3. ЧтениеУчащийся должен уметь:произносить слитно распространенные синтагмы;читать вслух тексты с незнакомым

Слайд 7Требования к слухопроизносительным навыкам и умениям

4. Письмо
Учащийся должен уметь:
записывать

со слуха незнакомые слова, предложения, тексты, содержащие знакомые и незнакомые

слова.

Требования  к слухопроизносительным навыкам и умениям4. Письмо Учащийся должен уметь:записывать со слуха незнакомые слова, предложения, тексты,

Слайд 8
II. Особенности русского словесного ударения

II.  Особенности русского словесного  ударения

Слайд 9Словесное ударение
Словесное ударение – это выделение одного из слогов в

слове силой звука или другими фонетическими средствами (большей длительностью, тембром).


Признаки словесного ударения:
Ударный слог произносится с большей силой, т.е. это ударение силовое.
Гласные ударного слога произносятся с большей длительностью, чем гласные безударных слогов, т.е. ударение количественное.
Ударные гласные могут отличаться от безударных по своему качеству. Ср. [л’эс] – [л’иса], т.е. ударение качественное.
Словесное ударениеСловесное ударение – это выделение одного из слогов в слове силой звука или другими фонетическими средствами

Слайд 10Словесное ударение
Словесное ударение в русском языке разноместное, или свободное: шляпа,

тепло, холодно.

Ударение может быть:
фиксированным, неподвижным– студент, студента, студенту и т.д.
подвижным

- стол - стола, томич - томичей.

Слово, как правило, имеет одно словесное ударение. Сложные слова наряду с основным могут иметь побочное, второстепенное ударение: нефтепровод, машиностроение.
Словесное ударениеСловесное ударение в русском языке разноместное, или свободное: шляпа, тепло, холодно.Ударение может быть:фиксированным, неподвижным– студент, студента,

Слайд 11

II. Ритмические модели
многосложных слов

II. Ритмические модели многосложных слов

Слайд 12Ритмические модели

ta-ta : страна, семья

ta-ta: плохо, город, сахар
ta-ta-ta: собака, дорога, китаец
ta-ta-ta: дорого, вежливый, золото
ta-ta-ta: хорошо, голова, карандаш
Особенность ритмики русского слова - неоднородность ударного и безударного слогов по длительности и напряженности артикуляции (в ударных слогах гласные произносятся длительно и напряженно, а в безударных – более кратко и слабо).
Ритмические модели             ta-ta : страна,

Слайд 13Постановочные упражнения
Вычленение ритмического импульса модели.
Показ графического изображения модели

( __ /__ или TAтa или tata).
Наполнение

модели конкретным материалом слов и словосочетаний.
Произнесение модели преподавателем - «тататирование».
Повторное произнесение модели преподавателем в сочетании с ее простукиванием: ударный слог простукивается с большей силой, безударные слоги – слабо и в быстром темпе.
Постановочные упражненияВычленение ритмического импульса модели. Показ графического изображения модели    ( __ /__ или TAтa

Слайд 14Ощутимые моменты артикуляции:
Напряженность артикуляции

Раствор рта (больший для ударного и меньший

для безударного слогов)

Длительность слога

Ощутимые моменты артикуляции:Напряженность артикуляцииРаствор рта (больший для ударного и меньший для безударного слогов)Длительность слога

Слайд 15Упражнение
Слушайте, повторяйте слова, отбивайте рукой ритм. Помните, что гласные звуки

в ударных слогах произносятся с большей силой и долготой, чем

безударные.
__ _ /_ супы, сыры, шкафы, сады, дубы,
труды, глаза, гараж, алмаз, рукав.
_ /_ __ Анна, август, буду, учит, другу,
Пушкин, годы, зубы.
УпражнениеСлушайте, повторяйте слова, отбивайте рукой ритм. Помните, что гласные звуки в ударных слогах произносятся с большей силой

Слайд 16Упражнение
Прочитайте слова. Следите за ритмикой, за редукцией безударных гласных в

разных позициях и за

длительностью ударного слога.

- слова модели ta-ta: окно, билет, семья, студент, зима
- слова модели ta-ta: осень, лето, книга
- слова модели ta-ta-ta: корова, подушка, учебник
- слова модели ta-ta-ta: дерево, волосы, весело
- слова модели ta-ta-ta: молоко, сторона, телефон

Подвижное ударение бывает только у непроизводных слов.
УпражнениеПрочитайте слова. Следите за ритмикой, за редукцией безударных гласных в разных позициях и за

Слайд 17В рамках вводно-фонетического курса усваиваются лишь модели одно-, дву-, и

трехсложных слов.
После включаются модели с большим количеством слогов с

ударением на разных слогах, а также акцентные парадигмы.
Количество изучаемых акцентных парадигм и их лексическое накопление на каждом новом этапе обучения расширяется.
В рамках вводно-фонетического курса усваиваются лишь модели одно-, дву-, и трехсложных слов. После включаются модели с большим

Слайд 18Подвижность ударения
Подвижность русского ударения используется для различения грамматических форм.
Ср.:

две реки и крупные реки

Подвижность ударенияПодвижность русского ударения используется для различения грамматических форм.  Ср.: две реки  и крупные реки

Слайд 19Группы слов, различающихся ударением
с постоянным ударением
А) на флексии,
Б) на суффиксе,
В)

на слоге, предшествующем суффиксу.
со сдвигом ударения
А) с основы на флексию,


Б) с флексии на основу.
Группы слов, различающихся ударениемс постоянным ударениемА) на флексии,Б) на суффиксе,В) на слоге, предшествующем суффиксу.со сдвигом ударенияА) с

Слайд 20 Особой работы требуют аббревиатуры причастия.
В аббревиатурах, состоящих из

согласных, ударение располагается на последнем слоге:
СНГ (эс-эн-гэ),

КНР (ка-эн-эр).
В полных и кратких страдательных причастиях ударение перемещается на один слог вперед по сравнению с инфинитивом (изучить – изученный –изучен).
Особой работы требуют аббревиатуры причастия.В аббревиатурах, состоящих из согласных, ударение располагается на последнем слоге:

Слайд 21Смыслоразличительная функция ударения

Слова с интернациональными корнями

Смыслоразличительная функция ударенияСлова с интернациональными корнями

Слайд 22III
Фразовое,
тактовое
и
логическое ударение

III Фразовое, тактовое и логическое ударение

Слайд 23Фонетическое членение речи
Фраза - относительно законченное смысловое целое. Отрезок речи,

объединенный интонацией и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Фраза

делится на речевые такты (синтагмы).

Речевой такт – это менее законченное, чем фраза, смысловое целое. Характеризуется особой интонацией и тактовым ударением, но паузы между тактами не обязательны , и они короче межфразовых пауз.
Фонетическое членение речиФраза - относительно законченное смысловое целое. Отрезок речи, объединенный интонацией и заключенный между двумя достаточно

Слайд 24Фонетическое членение речи
Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенной

одним словесным ударением. Безударные слова (чаще это предлоги, союзы, частицы)

примыкают к ударному слову.
Проклитики - безударные слова, примыкающие к началу ударного слова.
Энклитики - безударные слова, примыкающие к концу ударного слова.
Фонетическое членение речиФонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенной одним словесным ударением. Безударные слова (чаще это

Слайд 25Слабоударные слова
Некоторые слова могут иметь ударение боле слабое, чем у

самостоятельных слов – слабое ударение.
Оно обнаруживается в некоторых двусложных

и трехсложных предлогах и союзах.
Слабоударные словаНекоторые слова могут иметь ударение боле слабое, чем у самостоятельных слов – слабое ударение. Оно обнаруживается

Слайд 26Типы ударений
Тактовое ударение - выделение одного из слов речевого такта.

Если речевой акт состоит из нескольких фонетических слов, то одно

из слов сопровождается более сильным ударением.
Фразовое ударение – выделение одного из тактов фразы более сильным ударением.
Функция фразового и тактового ударения - фонетическое объединение нескольких слов в речевой такт, а тактов в фразу.
Типы ударенийТактовое ударение - выделение одного из слов речевого такта. Если речевой акт состоит из нескольких фонетических

Слайд 27Типы ударений
Логическое ударение - выделение в речевом такте более сильным

ударением какого-либо слова для его особого значения.
Ср.:
Я учусь

на филологическом факультете (а не брат).
Я учусь на филологическом факультете (а не работаю).
Я учусь на филологическом факультете (а не на философском).
Типы ударенийЛогическое ударение - выделение в речевом такте более сильным ударением какого-либо слова для его особого значения.

Слайд 28Последовательное выделение в самостоятельные синтагмы смысловых частей высказывания:

Фонетика / - это учение / о звуковой стороне языка,//

наука, / изучающая звуки/ и их закономерные чередования,/ ударение,/ интонацию,/ особенности членения звукового потока/ на слоги/ и более крупные отрезки.

Упражнение. Сравните:
Томск находится в Сибири? Томск находится в Сибири или на Урале?
Томск – сибирский город? Томск – сибирский или уральский город?
Последовательное выделение в самостоятельные синтагмы смысловых частей высказывания:   Фонетика / - это учение / о

Слайд 29Упражнение
Прочитайте, выделяя логическим ударением, подчеркнутое слово и правильно интонируя вопросительное

и повествовательное предложения. Прокомментируйте.
Белые бараны били в барабаны?

Белые бараны били в барабаны.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.
Белые бараны били в барабаны?
Белые бараны били в барабаны.
УпражнениеПрочитайте, выделяя логическим ударением, подчеркнутое слово и правильно интонируя вопросительное и повествовательное предложения. Прокомментируйте.Белые бараны били в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика