Слайд 1Обучение письму леворукого ребенка. Практические рекомендации для учителей и родителей.
Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе.
Слайд 2Кто такие левши и чем они отличаются от леворуких?
Левшами мы
называем людей, у которых доминирует правое полушарие мозга. Изначально они
были «задуманы» так, что левая рука, левая нога у них ведущие, а также левый глаз и левое ухо. А леворукие – это люди, которые хотя и родились правшами, но по каким-то причинам стали активнее пользоваться левой рукой. Леворукие – это дети с доминирующим левым полушарием, но активизации правой половины тела у них не произошло.
Слайд 3Количество левшей в мире составляет от 1 до 30% в
популяции.
Слайд 4С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности
преодолевать?
Им тяжело даются сравнения «больше – меньше», если речь идет
об отвлеченных понятиях. Более того, поскольку они испытывают пространственные трудности, то могут поставить знак равенства между цифрами 13 и 31.
Правополушарным детям трудно работать по образцу – это хорошо видно на уроках труда и рисования.
На уроках физкультуры им трудно даются движения, в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой они не могут освоить асинхронные движения правой и левой половины тела.
Слайд 5В чем правополушарный ребенок успешен?
У этих детей хорошее чувство ритма.
На уроках физкультуры они успешны, когда надо чувствовать действия партнера.
Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход, допустим, при иллюстрировании текста.
Слайд 6Приемы работы с левшами. Задания и упражнения, направленные на развитие
мыслительных операций, произвольного внимания
Выделение лишнего понятия из логической цепочки.
Игры в
слова.
Найти различия на картинках.
Найти на листе буквы, которые написаны неправильно (зеркально, с лишними элементами или отсутствием положенных элементов).
Дорисовать половинку предмета (яблока, гриба, морковки, машины).
Слайд 7Обучение письму. Посадка, положение тетради, способ держания ручки.
Посадка при
письме леворукого ребенка стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое,
а левое плечо. Положение тетради при этом может быть различным. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.
Слайд 8Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при
обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при
письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка
Слайд 9Требования к освещению рабочего места
При письме, рисовании, чтении свет должен
падать с правой стороны. В то же время ориентация парт
в классе, положение доски те позволяют посадить леворукого ребенка так, чтобы свет падал справа (иначе он сидел бы лицом к классу, спиной к доске), поэтому хорошо бы посадить его у окна, слева за партой. Там больше освещение, а кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Но дома необходимо поставить лампу справа.
Слайд 10Трудности в письме
У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких,
отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное
начертание букв (оптические ошибки: п—т, л—м, н—к, х—ж и др.), искажение их конфигурации, искажение соотношения частей, зеркальное письмо. Леворуких детей отличает более медленный темп письма.
Слайд 11Упражнения
копирование различных фигур и их сочетаний, воспроизведение их по памяти,
различение фигур среди других
Слайд 12Последовательность обучения:
сначала учитель объясняет, как выполняются действия, из каких элементов
буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение,
где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на доске;
на следующем этапе не следует еще давать ребенку самостоятельно выполнять действие, сначала попросите его “поруководить” вашими движениями: “Начинай здесь, веди сюда, поворачивай...”;
самостоятельное выполнение действия должно идти под контролем и при подсказке учителя, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно;
на выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент — анализ сделанного.
Слайд 14Рекомендации для учителей и родителей
1. Ненавязчиво развивать правую руку, не
снижая при этом активности левой.
2. Ребёнка-левшу нужно более внимательно готовить
к школе, при этом не следует учить его прописным буквам – только печатным, главное помочь ему преодолеть особенности зеркального восприятия букв.
3. Если у левши возникли проблемы с освоением чтения, то «рисуйте» буквы и слова в воздухе, на руке, на столе.
4. При поступлении в школу необходимо поставить педагога в известность и попросить учесть эту особенность ребёнка.
5. Обратить внимание на то, как обустроено рабочее место ребёнка.
6. В нерабочей части комнаты организовать всё, что необходимо для его творчества и фантазии.
Слайд 15Кинезиологические упражнения для адаптации леворукого ребенка к школе
1. Положите на
стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу
или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
2.Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих.
3.Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочередно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони.
4. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца.
5. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол.
6. Горизонтальная восьмерка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединенными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмерку. Повторите в другую сторону, положив голову на левое плечо.
Слайд 16Литература и интернет-ресурсы
Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для
психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007. С. 250.
Гоглев С.
«Какой рукой вращается колесо прогресса» // Школьный психолог №5 2008
Николаева Е. «Леворукий ребенок: обучение и воспитание» // Школьный психолог №5 2008
Безруких М. М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001
http://fat-al.chat.ru/levscha/13.htm - школьные трудности леворуких детей
http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200702206 Левшество и леворукость. Проблемы адаптации. Особенности обучения
http://www.levshei.net/15metod.html Методические рекомендации по обучению левшей