Разделы презентаций


Обучение речевому этикету

Содержание

“Этикет (от французского etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Обучение речевому этикету

Обучение речевому этикету

Слайд 2“Этикет (от французского etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил

поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими,

формы общения, манеры и одежда) ”
“Этикет (от французского etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям

Слайд 3Что такое «речевой этикет»?
Речевой этикет — это система специфических

языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления,

принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
« Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.
«Толковый словарь русского речевого этикета»

Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
«Русский язык. Энциклопедия»
Что такое «речевой этикет»? Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и

Слайд 4Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул

вежливого общения.

Речевой этикет –  это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Слайд 5Речь человека - это визитная карточка, которая свидетельствует об его

уровне образованности, культуре, воспитанности.


Речевой этикет - сознательное, целенаправленное, мастерское использование

языковых выразительных средств в процессе речевого общения и регулирование поведения в зависимости от цели и ситуации общения.


Речь человека - это визитная карточка, которая свидетельствует об его уровне образованности, культуре, воспитанности.Речевой этикет - сознательное,

Слайд 6Правила речевого этикета
Тактичность - это этическая норма, требующая от

говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут

оказаться неприятными для него.

 Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.  

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.   

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Правила речевого этикета Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения

Слайд 7Компоненты речевого этикета (или успех общения) :
Вежливость речи. Внимание,

тактичность, доброжелательность и
приветливость по отношению

к собеседнику.
Точность, понятность, грамотность и уместность речевого
высказывания.
Чистота речи: отсутствие жаргонов, сленгов и слов- паразитов; правильное звукопроизношение и ударение.
Выразительность речи.
Соблюдение субординации по возрасту.
Поддержание внимания слушателя и интереса во время всего
разговора.
Учёт ответной реакции собеседника.
Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное
выслушивание собеседника, а не говорение.
Компоненты речевого этикета  (или успех общения) :  Вежливость речи. Внимание, тактичность, доброжелательность и

Слайд 8Речевые ситуации общения
приветствие
прощание
просьба
благодарность
приглашение(предложение)
извинение
знакомство
соболезнование, сочувствие
комплимент

Речевые ситуации общенияприветствиепрощаниепросьбаблагодарностьприглашение(предложение)извинениезнакомствособолезнование, сочувствиекомплимент

Слайд 9Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора

и литературы.
Пословицы и поговорки
Умный не говорит, а невежда не

дает говорить.

2. Язык один, уха два – один раз скажи, два раза послушай.

3. Вы слушайте, а мы будем молчать.

4. Глухой слушает, как немой речь говорит.

5. Все беды человека от его языка.

6. Корову ловят за рога, людей за язык.

7. Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.

8. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.
9. Лучше недосказать, чем пересказать.

10. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.      
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы. Пословицы и поговоркиУмный не говорит,

Слайд 10И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись,

извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не

была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали

«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь
Насмешишь ты целое царство.»


Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

И царевна к ним сошла,Честь хозяям отдала,В пояс низко поклонилась;Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла, Хоть

Слайд 11на культуру речи ребёнка влияет
Педагогические требования к речи сотрудников
Единые требования

к речи ребенка
Речевое воспитание в семье
Комплексное профилактическое и коррекционно-развиваюшее воздействие
Расширение

речевой практики и активности детей

Коррекционно-развивающая речевая среда

на культуру речи ребёнка влияетПедагогические требования к речи сотрудниковЕдиные требования к речи ребенкаРечевое воспитание в семьеКомплексное профилактическое

Слайд 12Этапы обучения речевому этикету

Этапы обучения речевому этикету

Слайд 13Этапы обучения речевому этикету
Первый этап – автоматизация в речи

знакомых

речевых штампов. Второй этап – обогащение формул речевого этикета. Третий этап – обучение детей проявлению
доброжелательности посредством
интонации,мимики.
Этапы обучения речевому этикету   Первый этап – автоматизация в речи знакомых

Слайд 14Первый этап – автоматизация формул речевого этикета

Многократное восприятие

детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в повседневной жизни.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы проговаривать вслух речевые шаблоны.
В любой коммуникативной ситуации ребёнку необходимо подсказывать (например, как ему, предложить игрушку, или пригласить сверстника для совместной игры).
Взрослым обязательно нужно поощрять попытки ребенка в использовании формул речевого этикета.
Для реализации поставленной задачи можно использовать художественную литературу, просмотр инсценировок, игровые ситуации

Спасибо

Будьте
добры

Очень
рада

Первый этап – автоматизация формул речевого этикета Многократное восприятие детьми формул речевого этикета происходит, прежде всего, в

Слайд 15Второй этап – обогащение формул речевого этикета

На этом этапе для активизации в речи, воспроизведения формул речевого

этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному
проговариванию и расширению формул речевого
этикета в разных ситуациях общения.

Второй этап – обогащение формул речевого этикета     На этом этапе для активизации в

Слайд 16Третий этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики
Этикет

выражается в самых разных сторонах нашего поведения.
Этикетное значение могут

иметь разнообразные движения человека, позы, положения, интонация , мимика, которые использует человек.


Третий этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики Этикет выражается в самых разных сторонах нашего

Слайд 17Принципы речевого этикета:
 
 кому говоришь
что говоришь
 где говоришь
 зачем говоришь
 какие из этого будут

последствия

Думай,
Меньше говори, больше слушай

Принципы речевого этикета:  кому говоришьчто говоришь где говоришь зачем говоришь какие из этого будут последствияДумай,Меньше говори, больше слушай

Слайд 18АКТУАЛЬНА ЛИ СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

АКТУАЛЬНА ЛИ СЕГОДНЯ ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА?

Слайд 19Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон)

в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.
Кроме того, в

связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов — терминов, спрятанных в сленговых словах.
Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не

Слайд 20МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ

МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ

Слайд 21Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность —

критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является

уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием

Слайд 22Тест «Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы

быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует?

Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?

«почти всегда» «в большинстве случаев» «иногда» «редко» «никогда»

Тест   «Умеете ли вы слушать?»1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник

Слайд 23Тест «Умеете ли вы слушать?»
«почти всегда» - 2

балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» - 6 баллов «редко» - 8

баллов «никогда» - 10 баллов   55 баллов — вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»

Поздравляю!
Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы!

Тест   «Умеете ли вы слушать?»«почти всегда» - 2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда»

Слайд 24спасибо за внимание!

спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика