Слайд 1Наука и ее социокультурный статус
1. Понятие науки и ее основные
функции.
2. Специфика и структура научного познания.
3. Формы научного знания.
4. Методы
научного познания.
Слайд 2Понятие науки
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью
постижение истины и открытие объективных законов.
В качестве самостоятельной формы духовной культуры общества наука выделяется в 17 в.
Слайд 3Понятие науки
В настоящее время в философии и методологии науки закрепилось
представление о науке как о явлении общественной жизни, специфика которого
подчеркивается указанием на его основные аспекты:
наука как специфическая деятельность;
наука как система знания;
наука как социальный институт;
наука как производительная сила;
наука как форма общественного сознания.
Слайд 4Наука как специфическая деятельность
это система познавательных действий, направленных на производство
и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной
реальности и самом познании.
Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
Объект научной деятельности – совокупность особых сконструированных идеализированных объектов, которые не даны в повседневном опыте.
Субъект научной деятельности – совокупность людей, обладающих особой профессиональной подготовкой; для этого создается особая система подготовки, которая предполагает освоение субъектом большого массива знаний, умений, навыков и методов.
Слайд 5Структура научной деятельности
Классификация наук:
По предмету и методу познания:
1) естественные –
науки о природе;
2) гуманитарные – науки об обществе и человеке;
3)
технические – науки об искусственных объектах.
По «удаленности от практики»:
-фундаментальные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов);
-прикладные (исследования, ориентированные на приращение предметного знания, используемого непосредственно для решения практических задач).
Слайд 6Наука как система знаний
Совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной,
социальной и духовной реальности.
Структура научного знания также организована прежде всего
по дисциплинарному принципу, т.е., за счет выделения отдельных научных дисциплин в зависимости от объекта и субъекта исследования.
Слайд 7Наука как социальный институт
Сообщество занятых научной деятельностью людей, организованное в
системе научных учреждений, объединенных определенными принципами и нормами профессиональной коммуникации,
а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.
В настоящее время в структуре науки как социального института выделяют три сектора:
1)академический (преобладают фундаментальные исследования);
2)вузовский (фундаментальные + прикладные);
3)отраслевой (преобладают прикладные исследования).
Слайд 8Наука как производительная сила
В настоящее время наука является важнейшей составляющей
производительных сил общества и фактором их развития на пути разработки
и использования новых технологий, предметов труда и продуктов предметно-практической деятельности.
Технологии на основе науки, в настоящее время обеспечивают производство свыше 90% общественного продукта.
Слайд 9Наука как форма общественного сознания
Наука выступает отражением реальности в рационально
упорядоченных и систематизированных формах знания.
Ведущее значение в этом плане
имеют фундаментальные науки, где периодически возникают и решаются мировоззренческие вопросы.
Слайд 10Основные социальные функции науки
- культурно-мировоззренческая (наука оказывает важнейшее влияние на
формирование мировоззрения и ценностно-культурных ориентаций общества; она во многом определяет
характер предметных представлений о мире и месте в нем человека);
- функция непосредственной производительной силы (использование науки для функционирования производства и управления им);
- функция социальной силы (использование науки для регулирования процессов социального развития (социально-экономические программы));
- образовательная (воспроизводство научного знания в системах образования и трансляции социального опыта).
Слайд 11Специфика научного познания
1) Субъектом научного познания может стать не каждый
человек, а тот кто прошел особую специализированную подготовку необходимую для
исследовательской деятельности.
2) Научное познание специально ориентировано на открытие законов и явления, неизвестных до сих пор. Полученные при этом знания – обоснованы, системно-организованы, выражены при помощи искусственного языка.
3) В научном познании используется специализированный язык - по сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.
Слайд 12Специфика научного познания
4) Научное познание предполагает использование специализированного инструментария: специальные
материальные средства (реактивы, экспериментальные установки, контрольные приборы и т.д.), средства
обработки информации и связи, транспортные средства, энергетические установки и т.д.
5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).
6) Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является – объективная истина.
7) Научное познание направленно на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.
Слайд 13Структура научного познания
Три основных уровня:
Эмпирический
Теоретический
Метатеоретический
Слайд 14Специфика эмпирического познания
Эмпирическое исследование направлено в своей основе на изучение
явлений и связей между ними.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).
Слайд 15Специфика теоретического познания
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей
объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда
законов, которым подчиняется данный объект.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов, в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).
Слайд 16Специфика метатеоретического познания
Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается
не только взаимосвязью между метатеоретических оснований науки (научная картина мира,
идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.
Функции метатеоретических оснований науки:
- определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;
- систематизация имеющихся научных знаний;
- обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.
Слайд 17Формы эмпирического знания
Данные наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов,
их свойства, типы отношений с другими объектами в соответствии с
характером общей направленности научного исследования, его целей и задач.
Эмпирический факт – форма научного знания, предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:
- нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;
- необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания.
Слайд 18Формы теоретического знания
Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является
противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.
Гипотеза –
форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.
Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.
Слайд 19Формы метатеоретического знания
Научная картина мира – форма научного знания, выражающая
особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза
знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки.
Идеалы и нормы научного исследования. Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.
Философские основания науки. Включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления о всеобщих предпосылках и общей направленности познавательных процессов.
Слайд 20Понятие метода научного познания
Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций
и средств практического и теоретического освоения действительности.
Научному методу свойственны
следующие признаки:
1) ясность или общедоступность;
2) отсутствие стихийности в применении;
3) направленность или способность обеспечивать достижение цели;
4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;
5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;
6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
Слайд 21Методы научного познания
Выделяют следующие группы методов научного познания:
1) философские методы
(задают наиболее общие регулятивы исследования – диалектический, метафизический и др.);
2)
общенаучные методы (характерны для целого ряда отраслей научного знания; они мало зависят от специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования);
3) частнонаучные методы (применяются в рамках отдельных специальных научных дисциплин; отличительной особенностью этих методов является их зависимость от характера объекта исследования и специфики решаемых задач).
Слайд 22Общенаучные методы
В структуре общенаучных методов выделяют:
1) общелогические, применяемые в любом
акте познания и на любом уровне.;
2) методы эмпирического исследования, применяемые
на эмпирическом уровне исследования;
3) методы теоретического исследования, применяемые на теоретическом уровне исследования.
Слайд 23Общелогические методы
Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (признаки,
свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения.
Синтез – соединение ранее
выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков, свойств и отношений изучаемого объекта при одновременном выделении для рассмотрения тех из них, которые интересуют исследователя.
Обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Индукция – метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция – метод исследования, посредством которого из общих посылок следует заключение частного характера.
Аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Слайд 24Методы эмпирического познания
Наблюдение –целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого мы
получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание
– фиксация средствами естественного или искусственного языка данных наблюдения. В ходе описания проводится измерение и сравнение явлений.
Сравнение – метод, выявляющий сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом.
Эксперимент – метод исследования, при помощи которого определенный объект изучается в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент применяется либо для создания ситуации, позволяющей исследовать объект в чистом виде, либо для проверки уже существующих гипотез и теорий, либо для формулировки новых гипотез и теоретических представлений.
Слайд 25Методы теоретического познания
Идеализация – метод исследования, состоящий в мысленном конструировании
представления об объекте путем исключения условий, необходимых для его реального
существования.
Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание.
Мысленный эксперимент – метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которых невозможна. Данный метод формируется на основе идеализации и моделирования.
Формализация – метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Слайд 26Методы теоретического познания
Аксиоматический метод – способ построении научной теории, при
котором за ее основу принимаются некоторые положения, не требующие специального
доказательства (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.
Гипотетико-дедуктивный метод – способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых затем путем дедуктивного развертывания выводится система частных гипотез, подлежащая опытной проверке.
Метод исторического и логического анализа. Исторический анализ требует описания фактической истории объекта во всем разнообразии его существования. Логический анализ – это мысленная реконструкция истории объекта, очищенная от всего случайного, несущественного и сосредоточенная на выявлении сущности.