Слайд 1Обзор русской литературы 20-х гг ХХ века.
Слайд 2
Общественно-политические события, повлиявшие на развитие литературы :
Октябрьская революция;
гражданская война;
I мировая
война;
НЭП;
политика военного коммунизма.
Слайд 3Особенности литературы
20-х гг ХХ века.
Революция и гражданская война разделили
литературный процесс после 1917 года на 3 направления:
Эмигрантская литература
«Потаенная» литература
Советская литература.
Слайд 4Эмигрантская литература
Эмигрировали писатели. не желавшие подчиниться большевистской диктатуре.
И. Бунин,
Е.Замятин. А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.
Оказавшись на
чужбине, не забыли язык и культуру, создали в изгнании литературу диаспоры, русского рассеяния.
Слайд 5«Потаенная» литература
Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально
не хотели публиковать свои произведения.
Это были произведения, написанные в
стол
А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Ахматова «Реквием»
Слайд 6Советская литература
создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к
читателю.
Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное
давление политического пресса.
Слайд 7Борьба двух противоположных тенденций
Стремление власти привести литературу к художественному единообразию.
Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г.
.
2)
тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Слайд 8Литературные направления 20-х гг ХХ века.
I. Реализм.
Реализм пытался адаптироваться
к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям.
Социалистический реализм.
II. Модернизм
рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы»)
фантастический гротеск (Булгаков М. «РОкковые яйца»)
развивает сатиру (Зощенко М.).
Слайд 9Литературные направления :
РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
А.Фадеев А. Серафимович
Н. Островский
М.Булгаков И. Бабель А. Куприн М.Горький
Слайд 111.РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
1925-1932 гг.
Печатный
орган – журнал «На посту», «На литературном посту»
Представители
А. Фадеев «Как закалялась сталь», Д. Фурманов «Чапаев»,А. Серафимович «Железный поток».
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма.
Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин – были «классовыми врагами»,
Слайд 122. ЛЕФ - левый фронт искусств
1922-1929 гг.
Печатный орган
– журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – Маяковский В., Б.
Пастернак, О. Брик.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Слайд 133.Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская страна»
Представители –
С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое
выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
Слайд 144. «Перевал»
литературное объединение
Кон.1923-нач. 1924 – 1932 гг
Печатный орган –
журнал «Красная новь».
Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин,
М. Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
Слайд 154. ОБЕРИУ – объединение реального искусства
литературно – театральная группа.
1927-1928 гг.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
Идеи: в
основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Слайд 16Серапионовы братья
Оформилась в 1921 году Сохранили традиции модернистской литературы
Искусство
объяснимо само по себе, без классовых оснований.
Михаил Зощенко «Аристократка»
Вениамин Каверин «Два капитана»
Слайд 175. Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В. Инбер, В.
Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом
– многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
Слайд 186. «Серапионовы братья»
литературная группа.
1921 г.
представители – К. Федин, В.
Каверин, М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция),
поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
Слайд 197. ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
русская литературоведческая школа.
1914-1925
гг.
Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Слайд 20Расцвет русской драматургии
М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»;
Н. Эрдман
— «Мандат», «Самоубийца»;
Е. Замятин — «Блоха»;
В. Маяковский —
«Клоп»
Слайд 21
Главная тема в литературе - изображение революции и гражданской войны:
Военные
события романтизированы:
А.Фадеев «Разгром»
Д.Фурманов «Чапаев»
А.Серафимович «Железный поток»
Н.Островский «Как закалялась сталь»
Военные события
показаны как ужасное событие:
М.Булгаков «Бег», «Дни Турбиных»
И.Бабель «Конармия»
И.Бунин «Окаянные дни»
М.Горький «Несвоевременные мысли»
Слайд 22М. Зощенко. Рассказы
А. Платонов «Город Градов»
М. Булгаков «Собачье сердце»,
«Рокковые яйца».
Е. Замятин «Мы»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»,
«Золотой теленок»
А. Грин «Алые паруса» и «Бегущая по волнам»
Тема сатирического изображения действительности:
Слайд 231929 год
Все изменилось.
Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова,
А. Платонова, Б. Пильняка.
С этого года было резко нарушено
относительное равновесие сил.
В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.