Слайд 1
СЫКТЫВКАРСКАЯ ЕПАРХИЯ
ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЗОР ШЕСТИТОМНОГО ИЗДАНИЯ ДЕЯНИЙ СВЯЩЕННОГО СОБОРА ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ
ЦЕРКВИ 1917-1918 ГОДОВ
Стыров Максим Михайлович,
священник храма Рождества Христова г. Сыктывкара, к. э. н, ст. научный сотрудник ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН, преподаватель СыктГУ им. Питирима Сорокина
Оксузьян Денис Владимирович,
методист ГОУ ДПО «Центр воспитания и духовного образования»
«Коми республиканского института развития образования»
Сыктывкар, 2016 год.
Слайд 2Вступление
Все те, кому известно утреннее «Молитвенное Правило», кто ежедневно
его прочитывает, или посещает Божественные Литургии, хорошо знакомы с «Символом
Веры», составленным Отцами Церкви на Первом Вселенском Соборе, в Малоазийском городе Никее, в 325 году, расширенном, и дополненном Отцами Церкви на Втором Вселенском Соборе, в 381 году по Рождестве Христовом в городе Константинополе.
В девятом члене этого Никео-Константинопольского «Символа Веры» каждый христианин повторяет клятвенное утверждение, что он, или она верует «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь».
Слайд 3Вступление
Церковь признаётся «единой» потому, что все Поместные Церкви – Иерусалимская,
Антиохийская, Константинопольская или Русская – являются частями единой Вселенской Церкви
и не могут иметь иной главы, кроме Иисуса Христа. Это следует из слов апостола Павла, адресованных жителям Коринфа (1 Кор: 3, 10-11), и написанных по случаю появления в этом городе Древней Греции лжеучителей. Таким образом, все части единой Вселенской Церкви носят в своих сердцах одинаковое исповедание веры, одинаковое общение в молитвах и в Таинствах – единый дух веры и благодати.
Слайд 4Вступление
Церковь свята потому, что освящена Господом Иисусом Христом через Его
Крестные страдания, через Его учение, через Его молитву и через
Таинства, Им установленные. Конечно, в Церкви Христовой могут быть согрешающие. Но они, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой, а нераскаявшиеся грешники, или видимым действием церковной власти, или невидимой Силой Всевидящего Бога, отсекаются от тела Церкви, словно сухие ветви от вечно-плодоносящего дерева.
Слайд 5Вступление
Церковь называется Соборной, Кафолической, или Вселенской потому, что она не
ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в
себе истинно верующих всех мест, времён и народов, желающих спасения своей души.
Церковь Христова именуется Апостольской потому, что она непрерывно и неизменно сохраняет учение Апостолов, и преемство даров Святого Духа, через совершение действия священного рукоположения.
Слайд 6Вступление
Выше власти православных патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, ставших
преемниками Апостолов, стоит Вселенский Собор, который оказывает влияние на всю
Вселенскую Церковь.
Слово «Собор» в переводе со славянского языка имеет значение «собрания» или «съезда».
По степени значимости выделяются: 1. Архиерейский собор – собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви для решения церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев Поместной Церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для избрания патриарха, канонизации новых святых, для решения иных вопросов. 3. Вселенский Собор – собрание представителей Поместных Церквей для решения вероучительных и канонических вопросов.
Все сведения, приведённые нами во «Вступлении», можно найти в словаре-справочнике «Православие от А до Я». – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви. – Издательство «ДАРЪ», 2006. – Стр. 632-633 и 711-715.
Слайд 7«Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов»
В 2017
году Русская Православная Церковь будет вспоминать событие, которое произошло ровно
100 лет назад.
В 1917-1918 годы происходили заседания Поместного Собора Православной Российской Церкви, мысли и труды участников которого «представляют для нас особую духовную и интеллектуальную ценность», - по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращённым к читателям выше названного многотомного научного и культурного издания.
Слайд 8/«Проект» Новоспасского ставропигиального мужского монастыря – URL: http://novospasskiymon.ru/ .
Этот проект
Новоспасского ставропигиального мужского монастыря реализуется с 2011 года по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке страховой компании «Согаз». Концепция издания предусматривает выпуск 30 томов документов.
Слайд 9Фильм о «Проекте» и опубликованные тома издания, имеющиеся в библиотеке
Свято-Стефановского Кафедрального собора.
Слайд 11Сведения о составе
научно-редакционного совета
В октябре 2011 года состоялось первое заседание
редакционного совета, который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла был утверждён в следующем составе:
Епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского монастыря (председатель совета);
Архимандрит Савва (Тутунов), заместитель Управляющего делами Московской Патриархии;
Протоиерей Николай Балашов, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей;
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
Иерей Илия Соловьев, председатель Общества любителей церковной истории (г. Москва);
Иерей Александр Мазырин, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории ПСТГУ;
Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, министр образования и науки Российской Федерации;
Беглов Алексей Львович, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук;
Вислый Александр Иванович, директор Российской национальной библиотеки;
Запальский Глеб Михайлович, заместитель заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова;
Кравецкий Александр Геннадьевич, старший научный сотрудник Института русского языка;
Кривошеева Наталья Александровна, старший научный сотрудник ПСТГУ.
Логинов Андрей Викторович, заместитель руководителя аппарата Правительства Российской Федерации;
Мироненко Сергей Владимирович, научный руководитель Государственного архива Российской Федерации;
Мраморнов Александр Игоревич, секретарь Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря;
Пивовар Ефим Иосифович, президент Российского государственного гуманитарного университета.
Чернявский Сергей Владимирович, директор Российского государственного исторического архива.
Слайд 12Концепция издания
№ 1. Предсоборная работа 1917 г. Документы, регламентировавшие созыв и проведение
Собора. 2012.
№ 2. Протоколы Соборного Совета и приложения к ним. 2013.
№ 3.
Протоколы Собора за три сессии. 2014.
№ 4. Журналы Совещания Епископов. Журналы Судной комиссии при Совещании Епископов. Документы, приложенные к журналам Совещания Епископов и Судной комиссии. 2015.
№ 5. Деяния Собора. 2015.
№ 6. Деяния Собора. 2016.
№ 7. Деяния Собора. 2016.
№ 8. Деяния Собора. 2017.
№ 9. Деяния Собора. 2017.
№ 10. Деяния Собора. Постановления и определения Собора. Послания Собора. 2018.
№ 11. Уставный отдел. Отдел о высшем церковном управлении. Комиссия по вопросу о преобразовании церковных округов. 2017.
№ 12. Отдел об епархиальном управлении. 2016.
№ 13. Отдел о церковном суде. 2016.
№ 14. Отдел о благоустроении прихода. 2016.
№ 15. Отдел о богослужении, проповедничестве и храме. Библейский отдел. 2016.
№ 16. Отдел о правовом положении Церкви в государстве. Комиссия по разработке проекта Соборного постановления по декрету СНК. Комиссия для выработки мероприятий в связи с последними распоряжениями советской власти. Комиссия о гонениях на Православную Церковь. Отдел о правовом и имущественном положении духовенства. 2016.
№ 17. Отдел о церковно-приходских школах. Отдел о преподавании Закона Божия. 2016.
№ 18. Отдел о церковной дисциплине. Подотдел о погребении и поминовении. Подотдел о пастырской практике. Комиссия о мероприятиях к прекращению настроений в церковной жизни (большевизма) в Церкви. 2017.
№ 19. Отдел о монастырях и монашестве. 2016.
№ 20. Отдел о духовных академиях. 2016.
№ 21. Отдел о духовно-учебных заведениях. Подотдел о женских духовных школах. 2018.
№ 22. Отдел о единоверии и старообрядчестве. Отдел о внутренней и внешней миссии. Подотдел об афонской службе. Отдел о соединении инославных церквей. Отдел об устроении Православной Церкви в Закавказье. 2018.
№ 23. Отдел о церковном имуществе и церковном хозяйстве. Подотдел о церковном хозяйстве. Страховой подотдел. Подотдел по епархиальным свечным заводам и пчеловодству. Подотдел о виноделии. Соборное счетоводство. 2018.
№ 24. Хозяйственно-распорядительное Совещание при Соборном Совете Юридическое и Религиозно-Просветительское Совещания при Соборном Совете. 2017.
№ 25. Личный отдел. Редакционный отдел. Издательский отдел. Канцелярия. Заявления членов Собора Священному Собору и Соборному Совету, не вошедшие в другие тома. 2018.
№ 26. Соборная переписка (письма Собору и Собора, не вошедшие в другие тома). 2018.
№ 27. Подготовка к Собору и деятельность Собора в газетно-журнальной публицистике и хронике. 2017.
№ 28. Дополнительный документальный том (пропущенные и вновь обнаруженные документы). 2019.
№ 29. Аннотированная опись соборных документов. 2019.
№ 30. Биографии членов Собора 2018.
№ 31. Реакция на решения Собора в епархиях Российской Православной Церкви, реализация соборных решений и последующая рецепция. 2019.
№ 32. Воспоминания и дневниковые записи о Соборе (антология). 2019.
№ 33. Священный Собор 1917-1918 гг. в историографии (антология). 2020.
№ 34. Сводный указатель ко всем томам. 2020.
Слайд 13Наиболее важные документы
Большой объём рассматриваемого издания понуждает нас обратить внимание
на документы, имеющие отношение к жизни православных христиан любого звания.
-
Документы священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов». Том 1. Кн. 1. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2012. – Четвёртый отдел Предсоборного Совета «О Церковном суде». – С. 476-523; - Пятый. отдел Предсоборного Совета «О благоустроении прихода». – С. 526-599. – Возможно, кого-то могут привлечь и документы, составившие Шестой отдел Предсоборного Совета «По делам веры и богослужения, о единоверии и старообрядчестве», начиная с 602-й страницы.
Документы священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов». Том 1. Кн. 2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2012. – Проект особой главы в приходском уставе «Просвещение населения», начиная с 1080-й страницы.
Документы священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов». Том 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2015. – Об особенностях Патриаршего служения, одобренных Совещанием епископов., начиная с 329-й страницы. – О Христианском церковном браке, начиная с 359-й по 371-ю страницу. – Записка архиепископа Никона (Рождественского) «Об охране догматов веры и церковных преданий», с 423-й по 433-ю страницу.
Документы священного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов». Том 5. Деяния Собора с 1-го по 36-е.. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2015. – Деяние № 19. Обсуждение ситуации в области преподавания Закона Божия в школе, начиная с 289-й страницы. – Деяние № 26. Дискуссия о высоте Патриаршего Служения, начиная с 503-й страницы.
Слайд 14О высоте подвига соборного разума
(вместо заключения)
Святые Отцы, участники шести Вселенских
Соборов, и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, своими
Богом освященными решениями и деяниями старались обличить нечестивых людей в том, что уста этих людей изрыгали хулу на Бога, гнев и клевету на своего ближнего. Все их намерения, гнездящиеся в самом сердце, сводились к тому, чтобы причинить другим вред (Пс. 9: 28).
Случалось и такое, что праведникам, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, встречались друзья, которые советовали покинуть родину, родной дом, родителей, общество, и бежать в горы, может быть, за границу, где нет опасностей, завистников и клеветников. Эти друзья обычно не возлагали надежд на Всемогущего Бога, но малодушно думали, что с переменою места жительства исчезнут и источники всяческих оскорблений и мысленных смущений (Пс. 10: 1).
Находились и льстецы, и клеветники, и стукачи, которые тем и гордились, что искусством похвалы вредили ближним, и презирали Бога, который даровал человеку уста лишь для прославления Своего святого имени (Пс. 11: 5)..
Слайд 15О высоте подвига соборного разума
(вместо заключения)
Участники Поместного Собора
Православной Российской Церкви 1917-1918 годов обличали и наставляли на путь
истины таких людей, которые, раздражённые крайним безумием в своих мыслях, с дикой злобой выговаривали, что Бога, ежесекундно проявляющего заботу о судьбах человеческих, вовсе нет. А если Бога нет, не нужно Ему давать отчёт о своей жизни, - свобода, всё дозволено! (Пс. 13: 1).
Святые Отцы поделились с нами уверенностью: лишь непоколебимое упование на Бога, вера в Его постоянное пребывание с нами, утверждает в нас не только спокойствие, но и делает нас радостными и надёжными людьми.
Какое бы длительное время не торжествовали люди нечестивые, как долго бы они не веселились, они никогда в полной мере не наслаждаются истинною радостью, не могут похвалиться твёрдым спокойствием мыслей, потому что беспрестанно испытывают душевное беспокойство и мятеж (Пс. 15: 9).
Почитайте о том, чем мы с Вами поделились, в первой части «Толковой Псалтири» архиепископа Иринея Лионского, имеющейся в библиотеке Свято-Стефановского Кафедрального собора.
Толкование на псалмы, составляющие вторую кафизму.
Именно эта кафизма прочитывается на Вечернем Богослужении в Праздник воспоминания Отцов всех Вселенских и Поместных Соборов.
Слайд 16О высоте подвига соборного разума
(вместо заключения)
Высота подвига соборного разума Отцов
всех Вселенских и Поместных Соборов понуждает нас «поминать наставников, которые
проповедовали слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр.: 13, 7-8). Или, по слову блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского, «как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на конец их жительства, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте их вере. Ибо от веры – чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении». – АПОСТОЛ с толкованием блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. – Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2011. – С. 1201.