Разделы презентаций


Обзорные лекции по дисциплине Государственная и муниципальная служба

Содержание

Правовые основы государственной и муниципальной службыКонституция Российской Федерации;Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»;Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» другие федеральные

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Обзорные лекции по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» 09.06.2016
Осейчук

Владимир Иванович,
профессор кафедры государственного и муниципального управления,
Института государства

и права ТюмГУ, доктор юридических наук
Обзорные лекции  по дисциплине «Государственная и муниципальная служба» 09.06.2016 Осейчук Владимир Иванович, профессор кафедры

Слайд 2Правовые основы государственной и муниципальной службы
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон «О

системе государственной службы Российской Федерации»;
Федеральный закон «О государственной гражданской службе

Российской Федерации»;
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
другие федеральные законы;
указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
нормативные правовые акты государственных и муниципальных органов.
При этом следует обратить внимание на то, что «современное право буквально на наших глазах превращается из источника надежд на правду и справедливость в инструмент обслуживания коммерческих интересов, потребностей экономической элиты, сильных финансовых и промышленных олигархий». - Мальцев Г. В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. М., 2005. С. 126.



Правовые основы государственной и муниципальной службыКонституция Российской Федерации;Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»;Федеральный закон «О

Слайд 3Законодательное определение понятия «государственная служба»

В статье 1 Федерального закона «О

системе государственной службы Российской Федерации» под государственной службой понимается профессиональная

служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Законодательное определение  понятия «государственная служба»		В статье 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» под

Слайд 4Значение слов «государственная служба»
Когда говорится «государственная служба», то за этими

двумя словами, как правило, подразумевается следующее значение:
Государственная – значит, связанная

с государством в целом, его народом, Конституцией, законами, государственной политикой, а не просто с тем или иным государственным органом или его руководителем. Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина - с государством. Государственная служба вполне обоснованно многими специалистами рассматривается как элемент механизма государственного управления.
Служба – особые отношения долга, верности, духовной общности вокруг важных общественных ценностей, а не меркантильные соображения выгоды, пользы, удовлетворения личностных амбиций. В. Даль рассматривал понятие «служба» не просто как вид работы или деятельности, а более широко. Он связывал службу с такими понятиями и ценностями, как жизнь для других, быть полезным обществу, готовность к делу и др.
Ни на что не годится тот, кто годится только для себя - Вольтер.


Значение слов  «государственная служба»		Когда говорится «государственная служба», то за этими двумя словами, как правило, подразумевается следующее

Слайд 5Что необходимо помнить государственному и муниципальному служащему?
Признание, соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.

2 Конституции России).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием(ст. 18 Конституции России).
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности (абзац 2 пункта 1 статьи 18 ФЗ о государственной гражданской службе…);

Что необходимо помнить государственному и муниципальному служащему?Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —

Слайд 6Что требуется от государственных и муниципальных служащих?
Профессиональные знания.
Деловые качества, как

способность организовать дело на уровне стандартов организации в XXI в.


Высокие морально-нравственные качества.

Что требуется от  государственных и муниципальных служащих?Профессиональные знания.Деловые качества, как способность организовать дело на уровне стандартов

Слайд 7Какая государственный аппарат нужен народу России?
«В государственном аппарате должны быть

сосредоточены и активно развиваться элитные интеллектуальные, (деловые) и нравственные силы

народа
…в общекультурных, профессиональных и личностных качествах каждого представителя персонала государственного аппарата следует, прежде всего, искать талант (интеллект), совесть и преданность стране (нравственность). Нужно соединение первого и второго (и третьего), ибо пройдохи, преступники тоже порой талантливы, но направляют свой потенциал на злые цели. На выявление таких качеств необходимо вести квалификационные экзамены, аттестации, формы обучения и повышения квалификации, все карьерные процедуры.
Для государственного основными ценностями являются целостность и безопасность страны, демократия и право, свобода и развитие всех. Следование данным ценностям необходимо положить в основу и модель управления персоналом государственного аппарата. А уже под это «подгонять» соответствующие положения, нормы и стандарты государственной службы. Последняя нужна не сама по себе (ради еще одного государственного института), а для модернизации государственного аппарата, обновления его персонала и, шире, как источник для развития общества и каждого человека» - Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика М. 2008. 268-269


Какая государственный аппарат нужен народу России?«В государственном аппарате должны быть сосредоточены и активно развиваться элитные интеллектуальные, (деловые)

Слайд 8Нужна чистка государственного аппарата!
без очищения самого государственного аппарата, без восстановления

достоинства всего государственного и уважения к нему, без возрождения понимания

государства как важнейшей общественной ценности, обеспечивающей историческую жизнь многонационального народа, нельзя создать государственную службу, притягательную для лучших и пытливых умов. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика М. 2008. 267


Нужна чистка государственного аппарата!без очищения самого государственного аппарата, без восстановления достоинства всего государственного и уважения к нему,

Слайд 9Где осуществляется государственная служба?
Государственная служба осуществляется, прежде всего, в аппаратах

органов представительной, исполнительной и судебной власти.
Кроме того, она может

осуществляться и в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели, задачи и функции и отнесенных законодательством Российской Федерации и ее субъектов к государственной службе.


Где осуществляется государственная служба? Государственная служба осуществляется, прежде всего, в аппаратах органов представительной, исполнительной и судебной власти.

Слайд 10Место, предназначение и сущность государственной службы
Государственная служба представляет собой необходимый

и важный элемент структуры государства.
Она выполняет связующую роль между

государством и обществом.
Ее основное предназначение – профессионально выполнять и компетентно обеспечивать реализацию целей, задач и функций государственного управления по организации и регулированию общественных отношений.
В реализации целей, задач и функций государства по руководству обществом состоит функциональное назначение государственной бюрократии.
Суть государственной службы состоит в служении Отечеству и народу.


Место, предназначение и сущность государственной службыГосударственная служба представляет собой необходимый и важный элемент структуры государства. Она выполняет

Слайд 11Государственная служба как система
Государственная служба представляет собой сложную систему.

Система (systema – составленное из частей; соединение) – это некоторая

целостность, состоящая из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, каждый из которых служит единству целого.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Государственная служба как система 		Государственная служба представляет собой сложную систему. Система (systema – составленное из частей; соединение)

Слайд 12Иные элементы государственной службы как системы
1) концепции и идеология государственной

службы;
2) нормативные правовые акты о государственной службе;
3) субъекты управления государственной

службой – это специально созданные органы, должностные лица, которые воздействуют на государственную службу в целях обеспечения ее функционирования и развития, реализации ею целей и функций государства;
4) основные принципы построения и функционирования системы государственной службы;
5) система форм, методов, процедур, определяющих технологии реализации компетенции государственных органов и исполнения в них государственных должностей;
6) ресурсы управления государственной службой (кадровые, финансовые, технические, информационные, организационные и др.).

Иные элементы  государственной службы как системы1) концепции и идеология государственной службы;2) нормативные правовые акты о государственной

Слайд 13Виды должностей государственной службы
В статье 8 Федерального закона «О

системе государственной службы Российской Федерации» определено, что должности государственной службы

учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Должности государственной службы подразделяются на:
1) должности федеральной государственной гражданской службы;
2) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
3) воинские должности;
4) должности правоохранительной службы.
В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.


Виды должностей государственной службы В статье 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определено, что

Слайд 14Категории должностей гражданской службы
руководители - должности руководителей и заместителей руководителей

государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение),

должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.- статья 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»


Категории должностей гражданской службыруководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее

Слайд 15Группы должностей гражданской службы
высшие должности гражданской службы;
главные должности гражданской службы;
ведущие

должности гражданской службы;
старшие должности гражданской службы;
младшие должности гражданской службы.


Группы должностей гражданской службывысшие должности гражданской службы;главные должности гражданской службы;ведущие должности гражданской службы;старшие должности гражданской службы;младшие должности

Слайд 16Принципы построения и функционирования системы государственной службы
1) федерализм, обеспечивающий единство

системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и

полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
2)законность;
3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
4) равный доступ граждан к государственной службе;
5)единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
7)открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
8)профессионализм и компетентность государственных служащих;
9)защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. - Статья 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»



Принципы построения и функционирования системы государственной службы1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения

Слайд 17Два способа замещения должностей государственной гражданской службы
1) замещение претендентом должности

гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности по результатам

конкурса
2) назначение претендента на должность без проведения конкурса в случаях, установленных статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Два способа  замещения должностей государственной гражданской службы1) замещение претендентом должности гражданской службы или замещение гражданским служащим

Слайд 18Значение конкурса
Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное

право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе,

а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.
Иногда можно услышать, что в народе нет желающих идти на государственную службу. Однако, согласно опросу Института социологии РАН, 25% респондентов готовы прийти на государственную службу.

Значение конкурсаКонкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ

Слайд 19О внеконкурсной процедуре отбора руководящих кадров на государственной гражданской службе

России
Российское законодательство о гражданской службе ставит группу публичных служащих, которая

организует работу всего института публичной службы, отвечает за готовящиеся государственные решения, ту группу, от действий которой зависит эффективность или неэффективность работы органов государственной власти, - вне конкурсных процедур, вне общественного влияния. Этот подход идет вразрез с современной практикой стран-лидеров.
В эту же логику вписывается создание так называемой «президентской тысячи», т. е. кадрового резерва на основе рекомендаций ныне действующих руководителей. Он создавался при полном отсутствии законодательных процедур, подменяет конкурсную процедуру и «еще больше способствует произвольным решениям в политике назначений и отставок».

О внеконкурсной процедуре отбора руководящих кадров на государственной гражданской службе РоссииРоссийское законодательство о гражданской службе ставит группу

Слайд 20Основные этапы прохождения государственной гражданской службы
1. Назначение на должность государственной

гражданской службы;
2. Прохождение испытательного срока государственным гражданским служащим;
3. Сдача

квалификационного экзамена государственным гражданским служащим;
4. Присвоение классного чина государственному гражданскому служащему;
5. Аттестация государственных гражданских служащих;
6. Ротация государственных гражданских служащих;
7. Переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих;
8. Прекращение государственной гражданской службы.

Основные этапы  прохождения государственной гражданской службы1. Назначение на должность государственной гражданской службы;2. Прохождение испытательного срока государственным

Слайд 21О контроле за деятельностью государственных служащих
Как справедливо подчеркивал А. Токвиль,

«на земле нет такой власти, как бы уважаема она ни

была и каким бы священным правом не обладала, которой можно было бы позволить действовать без всякого контроля».
В условиях социальной бесконтрольности государственная бюрократия становится самостоятельной статусной силой. Социальная бесконтрольность государственной службы неизбежно порождает бюрократизм и коррупцию.


О контроле  за деятельностью государственных служащихКак справедливо подчеркивал А. Токвиль, «на земле нет такой власти, как

Слайд 22Институты контроля и надзора за государственной службой
Генеральный прокурор Российской Федерации

и подчиненные ему прокуроры
Административные суды
Уполномоченный по правам человека
Парламент
Счетная

палата
Общественная палата
Оппозиционные партии
Общественные организации и движения
Средства массовой информации
Народный контроль
Институты контроля и надзора  за государственной службойГенеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры Административные судыУполномоченный

Слайд 23Федеральные органы специальной компетенции по управления государственной службой
Комиссия при Президенте

Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления
Управление Президента Российской

Федерации по вопросам государственной службы
Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам
Департамент управления делами Аппарата Правительства Российской Федерации
Департамент государственной службы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Следует учитывать, что название органов периодически меняется.

Федеральные органы специальной компетенции по управления государственной службойКомиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления

Слайд 24Органы управления государственной службой странах-лидерах
Японии — Департамент по делам персонала

при Кабинете Министров, Управление координации и контроля;
США - Служба

управления персоналом при Президенте;
Франции - Генеральная дирекция гражданской службы и административных реформ;
Китае - Министерство кадров;
Великобритании - Комиссия гражданской службы.

Органы  управления государственной службой  странах-лидерахЯпонии — Департамент по делам персонала при Кабинете Министров, Управление координации

Слайд 25Основные этапы реформирования государственной службы Российской Федерации
1992 -1993 гг.
1995-1997 гг.


2001-2008 гг.
2009-2013гг.
Проект Указа Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Развитие

государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)» и Плане мероприятий по развитию государственной службы Российской Федерации (2015-2018 годы)


Основные этапы  реформирования государственной службы Российской Федерации1992 -1993 гг. 1995-1997 гг. 2001-2008 гг.2009-2013гг.Проект Указа Президента Российской

Слайд 26О смысле реформы государственной службы
«смысл реформы есть совокупность логических (продуманных,

спрограммированных, критически выверенных) нормативных и практических действий по переводу определенных

процессов, явлений и отношений из одного качества (состояния) в другое.
…реформирование предполагает сохранение («удержание») в преобразуемом процессе, явлении, отношении его конструктивных, созидательных начал и одновременно замену устаревшего, неработающего более прогрессивным, новым.
…реформа имеет смысл, если только приносит позитивные исторические результаты» (Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. с. 181-182).

О смысле реформы государственной службы«смысл реформы есть совокупность логических (продуманных, спрограммированных, критически выверенных) нормативных и практических действий

Слайд 27Основные цели предыдущего этапа реформирования системы государственной службы
Указ Президента России

№ 261 от 10 марта 2009 года «О федеральной программе

«Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» следующим образом определяет цель Программы:
1) создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой,
2) формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Основные цели предыдущего этапа реформирования системы государственной службыУказ Президента России № 261 от 10 марта 2009 года

Слайд 28Направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации на

предыдущем этапе
Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 №

261 О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013годы)» установил, что основными направлениями реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации являются:
формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;
внедрение на государственной службе Российской Федерации эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации на предыдущем этапеУказ Президента Российской Федерации от 10

Слайд 29Некоторые позитивные результаты реформирования государственной службы
Сформирована государственная гражданская служба как

вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и

государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.
Принятие в 2003 году Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Некоторые позитивные результаты  реформирования государственной службыСформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной

Слайд 31Основные трактовки бюрократии
концепция М. Вебера
концепция В. Вильсона
марксистско-ленинская концепция
имперская

(«азиатская»)
современная («реалистическая»)

Основные трактовки бюрократииконцепция М. Вебера концепция В. Вильсона марксистско-ленинская концепцияимперская («азиатская»)современная («реалистическая»)

Слайд 32Общая оценка ситуации с коррупцией в государственном аппарате
«сегодняшний госаппарат

является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на

позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие» (Из выступления В. В. Путина на заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. - Российская газета. 2008. 9 февраля
В международном рейтинге коррупции 2014 году Россия заняла 136 место, поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном.






Общая оценка ситуации  с коррупцией в государственном аппарате «сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной

Слайд 33Нормативно-правовые основы противодействия коррупции
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.

N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Федеральный закон Российской Федерации от

17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов «
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»
Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов»
Др.
Нормативно-правовые основы противодействия коррупцииФедеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Федеральный закон

Слайд 34Противника надо знать в лицо. Основные виды коррупции
Бытовая (о ней

говорят наиболее часто. Речь в первую очередь идет о подношениях

в сфере медицины, образования и т.п.)
Бюджетная (бывший президент России Д. А. Медведев отмечал, что ежегодно в ходе государственных и муниципальных закупок воруется около 1 трлн. руб. Дел почти нет.)
Банковская (проблема почти не обсуждается. Книга и лекция профессора В. Катасонова «Диктатура банкократии»)
Политическая (самая опасная. Проблема находится на периферии общественного сознания. Охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и связана с правом принятия решений, имеющих высокую цену – выборы, кадровые назначения, законы, госзаказы, изменения форм собственности и т.п.).
Противника надо знать в лицо.  Основные виды коррупцииБытовая (о ней говорят наиболее часто. Речь в первую

Слайд 35Противодействие коррупции
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и

физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (Ст. 1 ФЗ «О противодействии коррупции»)

Противодействие коррупции	деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского

Слайд 36Принципы противодействия коррупции
признание, обеспечение и защита основных прав и свобод

человека и гражданина;
законность;
публичность и открытость деятельности государственных органов и органов

местного самоуправления;
неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (Ст. 3 ФЗ «О противодействии коррупции»)

Принципы противодействия коррупциипризнание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;законность;публичность и открытость деятельности государственных

Слайд 37Статистика судимостей за коррупционные преступления
По данным Председателя Верховного суда России

В. Лебедева, в 2008 г. в результате рассмотрения судами дел

о коррупции свободы лишились всего лишь 25% обвиняемых во взяточничестве, а 65% были приговорены к условному наказанию (Коммерсантъ. 28. 01.2009).
Интерес представляет статистика судимостей за коррупционные преступления в 2013 г., приведенная в докладе Председателя Верховного Суда РФ. За взятки в сумме до 10 тыс. руб., осуждены 77% лиц, от 10 до 50 тыс. руб. — 13,8% лиц, а свыше 1 млн руб. — менее 1% лиц. Наибольшее число осужденных за получение взятки — это государственные и муниципальные служащие. Их доля составляет 50%. Доля работников сферы здравоохранения и социального обеспечения — 29% от общего числа осужденных, работников сферы образования — 10,5%, службы исполнения наказаний — 6,3%. - См.: Председатели верховных судов республик, краевых, областных, окружных (флотских) военных и равных им судов подвели итоги работы за 2013 год // Судья. 2014. № 3. С. 5.
На заседании Совета по противодействию коррупции В. В. Путин обратил внимание на то, что в первом полугодии 2013 г. из 692 чел. осужденных за коррупцию в места лишения свободы были отправлены только 8 чел. (А. Колисниченко Что нашли у чиновников // Аргументы и факты. 2013. № 45)


Статистика судимостей за коррупционные преступленияПо данным Председателя Верховного суда России В. Лебедева, в 2008 г. в результате

Слайд 38Зарубежный пример эффективного противодействия коррупции

Анализ зарубежного опыта противодействия коррупции показывает,

что наличие политической воли высших органов государственной власти и использование

системного подхода позволяют существенного ограничивать коррупцию в государственном аппарате.
Например, в 1970-е годы в Гонконге, по экспертным оценкам, коррупцией было заражено 90% государственного аппарата, в 2000 г. – только 6%, а в 2012 г – уже менее 3%.



Зарубежный пример эффективного противодействия коррупцииАнализ зарубежного опыта противодействия коррупции показывает, что наличие политической воли высших органов государственной

Слайд 39Шкала уголовного наказания в Китае в зависимости от суммы взятки
1)

от 1 тыс. до 5 тыс. юаней – штраф от

1тыс. до 10 тыс. юаней либо тюремное заключение на срок полгода;
2) от 5 тыс. до 50 тыс. юаней – тюремное заключение на срок от полгода до 5 лет;
3) от 50 тыс. до 100 тыс. юаней – тюремное заключение на срок от 5 до 10 лет;
4) 100 до 200 тыс. юаней – тюремное заключение на срок от 10 лет до пожизненного лишения свободы, конфискация имущества;
5) от 200 тыс. до 500 тыс. юаней – пожизненное лишение свободы либо смертная казнь, конфискация имущества;
6) от 500 тыс. юаней – смертная казнь с конфискацией имущества. - Трощинский П. В. Эволюция правовой системы Китайской Народной Республики в последние годы // Право и политика. 2015. № 5.С. 645.



Шкала уголовного наказания в Китае  в зависимости от суммы взятки1) от 1 тыс. до 5 тыс.

Слайд 40Возможно ли победить коррупцию?
Победить коррупцию законами и правилами, даже самыми

изощренными, невозможно.
Самое действенное средство борьбы с коррупцией – вдохновляющие цели,

новые ценности и новые смыслы.
Но «сегодня у человечества нет иных целей и ценностей, кроме денег. Произошла окончательная монетизация человеческого достоинства».
Победить коррупцию в рамках капитализма и всепроникающего рынка практически невозможно. Ибо «именно эта система довела денежный фетишизм до последних пределов» – Воеводина Т. Мебель с номерками, или Коррупция как высшая стадия капитализма // Литературная газета. 2015. № 12.


Возможно ли победить коррупцию?Победить коррупцию законами и правилами, даже самыми изощренными, невозможно.Самое действенное средство борьбы с коррупцией

Слайд 41Некоторые инициативы общественности по повышению эффективности антикоррупционной политики
чиновник, уличенный

в коррупции по суду, должен лишаться собственности сам и его

ближайшие родственники, на которых он, как правило, ее оформил, получать пожизненный запрет занимать государственную должность, как и пожизненное вето заниматься бизнесом, и одномоментно получать запрет на выезд за рубеж.
необходимо принять комплекс мер по защите заявителей о фактах коррупции, распространив его как на физических, так и на юридических лиц.
требуется ужесточить ответственность за сокрытие информации о коррупционных правонарушениях и за отсутствие соответствующего реагирования на сообщения граждан и предпринимателей.
Некоторые инициативы общественности по повышению эффективности антикоррупционной политики чиновник, уличенный в коррупции по суду, должен лишаться собственности

Слайд 42О некоторых новых приоритетах государственного управления в России
Надо широко внедрять

лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. Критерий заимствования — доказанная эффективность,

которая будет выражаться для каждого гражданина России в комфорте и удобстве получения госуслуг, в снижении финансовых и временных затрат. На этой основе может быть обеспечена гармонизация стандартов обслуживания с международными нормами.
Мы будем развивать конкуренцию государственных администраторов — губернаторов, мэров, функционеров — на всех уровнях и во всех случаях, когда это целесообразно. Для этого — наладим мониторинг, выявление и широкое внедрение лучших практик госуправления. И для собственных решений на федеральном уровне, и для сведения избирателей — на региональном и городском ( Путин В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 февраля).
О некоторых новых приоритетах государственного управления в РоссииНадо широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы госинститутов стран-лидеров. Критерий

Слайд 43Идеологическая основа государственной службы США
Идеологической основой функционирования государственной службы США

является «система заслуг».
Она означает, что любое действие в отношении

кадров – будь то прием на работу, продвижение по службе, увольнение, понижение в должности и т.п. – должно быть связано только со способностями данного служащего и качеством его работы.
Проводить кадровые действия на основе взятки, знакомства или другого основания, за исключением заслуг самого работника, запрещено.


Идеологическая основа  государственной службы СШАИдеологической основой функционирования государственной службы США является «система заслуг». Она означает, что

Слайд 44Конкурсный отбор государственных служащих США
В 1883 году Конгресс США принял

закон о государственной службе, известный также как закон Пендлонта, сохраняющий

свое значение и сейчас. Он ввел новые принципы формирования корпуса государственных служащих, получившие наименование «системы заслуг».
Первоначально закон Пендлонта охватил менее 11% государственных служащих. Постепенно сфера его действия расширялась: в 1890 г. на “систему заслуг” были переведены уже 20% служащих США, в 1900 – 42%, 1910 – 58%, 1920 – 77%, 1940 – 69%, 1950 – 83%, 1971 –84%.
Интересно, что при утверждении министра обороны в администрации Клинтона конгресс затребовал на него 500 отзывов.


Конкурсный отбор  государственных служащих СШАВ 1883 году Конгресс США принял закон о государственной службе, известный также

Слайд 45Служба высших руководителей США
Принятый в 1978 г. Конгрессом закон учредил

Службу высших руководителей, члены которой могли более свободно перемещаться по

служебной лестнице, одновременно получая и более высокие оклады.
Согласно законодательству США, общая численность высшего звена государственной службы не должна превышать 10777 человек. Причем число некарьерных служащих (заявки на утверждение этих должностей подаются ведомствами в Службу управления персоналом ежегодно) не должно превышать 10 процентов от общей численности высшего руководящего состава. Интересно отметить, что общая численность высших чиновников, не имеющих до вступления в должность 5-летнего непрерывного стажа государственной службы, не может превышать 30 процентов.
Представители Службы высших руководителей заняты на ключевых постах в 75 ведомствах. Прием на должности Службы высших руководителей основан на принципах конкуренции и открытости. Чтобы занять соответствующий государственный пост, необходимо пройти конкурсные экзамены и победить в открытой конкурсной борьбе с другими кандидатами. Помимо конкурса существует альтернативный путь поступления – через участие в специальной обучающей программе.
Указом президента США для высших руководителей установлены шесть категорий должностных окладов – от 102, 3 тыс. долл. (первая категория) до 118, 4 тыс. долл. (шестая категория) в год.
Государственным служащим высшего руководящего состава может быть предоставлен раз в 10 лет так называемый «академический» отпуск для проведения научных исследований или повышения квалификации сроком до 11 месяцев с сохранением должностного оклада.
В отношении служащих высшего руководящего состава применяется следующая система премирования. Размер единовременного премирования не должен превышать 30 процентов от суммы должностного оклада. Одновременно может поощряться не более 50 процентов служащих высшего руководящего состава.


Служба высших руководителей СШАПринятый в 1978 г. Конгрессом закон учредил Службу высших руководителей, члены которой могли более

Слайд 46Служба управления персоналом при Президенте США
Должна обеспечивать централизованное руководство кадровой

политикой, координировать кадровую политику отдельных ведомств.
Директор Службы и его

первый заместитель назначаются президентом по рекомендации и с согласия сената сроком на 4 года. Директор одновременно является помощником президента по кадровой политике.
Из общей численности Службы более 8 тыс. человек, более половины сотрудников заняты в службах на местах.
В числе основных структурных блоков Службы являются следующие подразделения: 1) комплектования личного состава для гражданской службы, 2) по развитию человеческих ресурсов, 3) по кадровым системам в ведомствах и надзору, 4) по вопросам пенсий и страхованию, 6) расследований. В Службу передан также консультативный комитет по установлению базовых ставок окладов федеральным служащим.
Служба централизовано занимается отбором граждан для аппарата президента и конгресса, министерств и других государственных учреждений, имеет 24 представительства в 13 штатах.
Кроме того, Служба обеспечивает президента информацией по стратегическим вопросам, связанным с состоянием человеческих ресурсов и кадрового потенциала США. Она организует научные исследования и на их основе разрабатывает общегосударственную кадровую политику, ее стратегию и тактику, осуществляет научно-методическую поддержку министерств и ведомств, связанную с реализацией этой политики применительно к их задачам.

Служба управления персоналом  при Президенте СШАДолжна обеспечивать централизованное руководство кадровой политикой, координировать кадровую политику отдельных ведомств.

Слайд 47Совет по защите системы заслуг
Призван следить за соблюдением в кадровой

политике принципов системы заслуг, недопущением запрещенной кадровой политики.
Совет состоит

из трех членов, назначаемых по рекомендации и с согласия сената, и территориально разветвленного аппарата.
В совет входит представитель оппозиционной партии.
Члены совета назначаются на семь лет и не могут быть смещены в течение это времени. Они не могут быть также назначены на новый срок.
Совет состоит из служб генерального советника, анализа и ревизий, специальных решений, административного судьи, апелляций, информации, управляющего директора, секретаря и местных отделений.
Совет принимает решения по жалобам служащих. И в случае нарушений выносит решения об отмене неправомерных действий, а также о дисциплинарных действиях в отношении виновных служащих или учреждений.
Решения Совета обязательны к исполнению всеми органами исполнительной власти и государственными служащими.
Совет ежегодно докладывает президенту и Конгрессу о необходимых мерах по устранению запрещенной кадровой практике.


Совет по защите системы заслугПризван следить за соблюдением в кадровой политике принципов системы заслуг, недопущением запрещенной кадровой

Слайд 48Почетные звания государственных служащих США
Почетное звание «заслуженный» или «выдающийся»

присваивается государственным служащим США на один год в следующем порядке.


Ежегодно ведомства передают в Службу управления персоналом списки лиц, рекомендованных к присвоению почетных званий.
Присваивает их по представлению Службы управления персоналом Президент США.
Законодательство особо оговаривает запрет на присвоение почетных званий чаще, чем один раз в 4 года.
Общая численность «заслуженных государственных служащих» не должна превышать 5 процентов, а “выдающихся”- 1 процента от общего числа служащих высшего руководящего состава государственной службы США.
“Заслуженный государственный служащий” единовременно премируется в размере 10 тыс., а «выдающийся» – 25 тыс. долл.


Почетные звания  государственных служащих США Почетное звание «заслуженный» или «выдающийся» присваивается государственным служащим США на один

Слайд 49Повышение внимания к производительности и качеству работы государственной бюрократии США
В

1988 г. правительство США создало федеральный институт по качеству для

повышения производительности и качества работы государственной бюрократии. Власти поддержали программу Гарвардского университета «Инновации в государственных органах и местной власти».
В 1992 году в США была проведена “общенациональная проверка результатов деятельности”, на основе которой в 1993 году был принят Закон “О показателях и результатах деятельности органов государственной власти” и проведена очередная реформа государственной службы.
Повышение внимания к производительности и качеству работы государственной бюрократии СШАВ 1988 г. правительство США создало федеральный институт

Слайд 50Итоги реформирования государственной службы США при президенте Б. Клинтоне
В результате

работы Комиссии вице-президента А. Гора годовая экономия бюджета составила 112

млрд. долл.
Федеральная государственная служба была сокращена на 300 тыс. человек, т.е. на 15,5%, упав к ноябрю 1997 г. ниже отметки в 2 млн. впервые со времен президентства Дж. Кеннеди.
Причем все сокращение персонала были проведены на добровольной основе. Каждый уходящий со службы получал 25 тыс. долл. в дополнение к стандартному пакету привилегий для отставников.


Итоги  реформирования государственной службы США при президенте Б. КлинтонеВ результате работы Комиссии вице-президента А. Гора годовая

Слайд 51Повышение внимания к кадровой политике
В соответствии с Законом о главных

уполномоченных по кадрам, принятым в 2002 г., в 24 федеральных

органах исполнительной власти были созданы должности главных уполномоченных по кадрам.
Они отвечают за разработку и внедрение кадровой политики в своем ведомстве.
Главные уполномоченные по кадрам входят в состав Совета по кадрам, который возглавляет директор Службы управления персоналом.

Повышение внимания к кадровой политикеВ соответствии с Законом о главных уполномоченных по кадрам, принятым в 2002 г.,

Слайд 52Структура стратегического плана каждого федерального ведомства США на период не

менее 5 лет, который обновляется и пересматривается не реже одного

раза в три года

Предназначение, основные функции и мероприятия
Общие цели и задачи
Методы, оперативные процессы, персонал, технологии, финансовые, информационные и другие ресурсы
Соотношение целей эффективности с общими целями и задачами
Ключевые факторы, не входящие в компетенцию данного органа и способные затруднять реализацию обеих целей
Система оценки программ и график будущих оценок

Структура стратегического плана  каждого федерального ведомства США  на период не менее 5 лет, который обновляется

Слайд 53Законодательное определение структуры ежегодных планов исполнения федеральных ведомств США
Для

всех программ и планов их реализации определена единая терминология: ведомство;

оценка эффективности; измерение результата; цель исполнения (запланированный уровень); показатель исполнения; программное мероприятие; оценка программы
Доклады об исполнении программы должны представляться президенту и конгрессу США не позднее 31 марта каждого последующего года
Указана структура отчета
Законодательное определение структуры ежегодных планов исполнения федеральных ведомств США Для всех программ и планов их реализации определена

Слайд 54Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон

«О муниципальной службе в Российской Федерации»
другие федеральные законы
иные

нормативные правовые акты Российской Федерации
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О муниципальной службе в Российской Федерации" ).


Правовые основы муниципальной службы в Российской ФедерацииКонституция Российской ФедерацииФедеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» другие

Слайд 55Должности муниципальной службы
Должность муниципальной службы - должность в органе местного

самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии

с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Должности муниципальной службыДолжность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые

Слайд 56Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации
Реестр должностей

муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований

должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет

Слайд 57Классификация должностей муниципальной службы
группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности

муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5)

младшие должности муниципальной службы.
Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.


Классификация  должностей муниципальной службыгруппы:1) высшие должности муниципальной службы;2) главные должности муниципальной службы;3) ведущие должности муниципальной службы;4)

Слайд 58Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается

посредством
1) единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и

должностям государственной гражданской службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;
3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;
6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца. - Статья 5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Как указывает М. В. Баглай, «местное самоуправление, хотя …и не входит в систему органов государственной власти, по своей природе является частью государственной власти». - Баглай В. М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1999. с. 136.


Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством1) единства основных квалификационных требований к должностям

Слайд 59Финиш


Спасибо за внимание!

ФинишСпасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика