Слайд 1ОГЭ по биологии 2020. Выполнение задания №26
Павел Михайлович
Скворцов
Слайд 2Автор
Скворцов Павел Михайлович
кандидат педагогических наук, доцент
зам. декана педагогического факультета по
научной работе
Почётный работник общего образования РФ
Председатель региональной предметной комиссии ГИА-9
по биологии в г. Москве
соавтор пособия по подготовке к итоговой аттестации по биологии «Я сдам ОГЭ! Биология. Типовые задания. Технология решения»
Слайд 3ФИПИ http://www.fipi.ru
Демоверсии, спецификации, кодификаторы
Открытый банк заданий ОГЭ
Слайд 4Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом
1)
число заданий сократилось с 32 до 30,
2) максимальный первичный
балл уменьшился с 46 до 45.
3) Отдельные изменения коснулись следующих позиций:
в части 1 работы включены новые модели заданий в линиях 1 и 20,
в части 2 добавлена новая линия заданий (27), по сути, новая линия заданий 30 (задания 31 и 32 в модели 2019 г. объединились)
Слайд 5Структура экзаменационной работы (модель_2020)
Часть 1 – это 26 заданий, которые
предполагают краткий ответ в виде слова (словосочетания), одной цифры или
последовательности цифр.
Приносит максимум (при безошибочном ответе) 34 балла
Часть 2 – это 4 задания, которые требуют подробного развёрнутого ответа на вопросы.
Приносит 11 баллов при безошибочном ответе
Итого: 45 баллов за безошибочный ответ
Слайд 6Часть 1 варианта работы
Включает три составляющие:
Задание №1 требует записи слова
или словосочетания (стоимость – 1 балл)
Задания №№ 2-19 (со второго
по девятнадцатое) – выбор одного верного ответа из четырёх предложенных (стоимость – 1 балл)
Задания №№20-26 требуют ответа в виде последовательности цифр и оцениваются в два балла и три балла.
Слайд 7Работа с заданием №1
При выполнении данного задания предполагается, что учащийся
записывает слово / словосочетание.
Поскольку задание новое, опыт работы с
ним можно почерпнуть из КИМ ВПР, где заданий, требующих записей и подписей довольно много.
Кроме того, можно использовать задания открытого банка ФИПИ для ГИА-9
Слайд 8Пример задания №1 из демо-варианта
Слайд 9Пример задания из КИМ ВПР 5 класс
Слайд 10Работа с заданиями №№2-19
При выполнении данного вида заданий ученику важно
не только указать верный ответ, но и объяснить самому себе,
почему выбранный ответ является правильным. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что выбранный ответ совпадёт с эталонным. Поэтому при повторении материала курса биологии важно отработать это действие. Объяснение должно быть логичным и непротиворечивым, опираться на имеющиеся знания.
Слайд 11Пример выполнения заданий 2-19
Пример выполнения задания:
Оболочка из клетчатки отсутствует
в клетках
1) животных
2) папоротников
3) голосеменных
4) покрытосеменных
Ответ: 1
Объяснение:
Оболочка из клетчатки – признак клетки растительного организма,
поэтому верный ответ – 1)
Слайд 12Пример выполнения заданий 2-19
Пример выполнения задания:
В задании: Насекомые дышат
при помощи
1) воздушных мешков
2) лёгких
3) трахей
4) лёгочных мешков
Верный ответ: 4
Так ли это?
Ответ: Нет. Органами дыхания
насекомых являются трахеи, поэтому верный ответ – 3)
Слайд 13Примеры новых заданий: возможные примеры задания №20
Слайд 14Задания №№21-26
№№21-22 – выбор 3 (трёх) верных ответов из 6
(шести) предложенных
№23 – установление соответствия
№24 – восстановление последовательности
№25 – восстановление
текста с помощью избыточного числа терминов (4 из 8)
№26 – работа по инструкции для описания биологического объекта.
Слайд 15Что проверяет задание №26
Умение соотносить морфологические признаки организма или его
отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму
Слайд 16Подходы к выполнению задания №26
Задание №26 предлагает дать описание (характеристику)
биологического объекта по предложенной схеме из 5 пунктов
В вариантах КИМ
ОГЭ используются три линии задания № 26:
В качестве биологического объекта используется орган растения – лист
Объектом характеристики являются собака или лошадь
Слайд 17Пункты характеристики объектов 1 линии
А. Тип листа (черешковый или сидячий)
Б.
Жилкование листа (без схемы, т.е. по памяти: параллельное, дуговидное, пальчатое,
перистое)
В. Форма листа (по схеме, исходя из контура листа)
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части (по схеме, исходя из контура листа)
Д. Край листа (по схеме, исходя из рисунка)
Слайд 19А. Тип листа:
1) черешковый
2) сидячий
дополняем рисунком для визуализации
Слайд 20Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
дополняем рисунком для визуализации
Слайд 21Выполнение задания №28 из 1 линии
После этого п. А и
Б выполняются, исходя из имеющихся у выпускника знаний: у подорожника
большого лист черешковый (А1), а жилкование дуговидное (Б2)
Слайд 22Выполнение задания №28 из 1 линии
Пп. В и Г выполняются,
исходя из сделанного самим учащимся контуром листа. Для этого нужно
обвести рисунок по контуру и работать с обведённой фигурой
Слайд 24Выполнение задания №28 из 1 линии
Для контура листа монстеры форма
листа будет соответствовать перисто-рассечённой (В6), а тип листа – яйцевидному
(Г1), если исходить из представленного рисунка
Слайд 26Выполнение задания №28 из 1 линии
Для выполнения п.
Д на рисунке имеется специальная сноска. Её необходимо соотнести с
картинкой. Для листа ивы – это Д3 – пильчатый край
Слайд 27Пункты характеристики объектов 2 линии (собаки)
А. Окрас (по схеме из
4 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 4 позиций)
В. Форма
ушей (по схеме из 6 позиций)
Г. Положение шеи (по схеме из 3 позиций)
Д. Форма хвоста(по схеме из 5-7 позиций)
В ходе выполнения заданий от учащегося требуется работать с рисунками собаки в профиль и морды собаки, а для п.Г использовать линейку
Слайд 28А. Окрас (по схеме из 4 позиций) с дополнительными объяснениями
Слайд 29Выполнение задания №28 из 2 линии
п. А выполняется на основе
рисунка собаки в профиль.
В приведённых случаях окрас собак однотонный и
соответствует ответу А1
Слайд 30Выполнение задания №28 из 2 линии
для п. Б предложенная схема
работает только для позиций 3 и 4, где собаки показаны
в профиль
так, легко определяется, что верхний профиль соответствует Б4
Слайд 31Выполнение задания №28 из 2 линии
Для п.Б позиций 1 и
2 нужны дополнительные сведения, например,
И тогда становится понятным, что второй
рисунок соответствует позиции Б1
Слайд 33Выполнение задания №28 из 2 линии
Для правильного понимания п. В
«Форма ушей» позиции нужно соотнести этот рисунок с одной из
6 позиций. Но есть сложность.
Слайд 35Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Г выполняется на основе
рисунка собаки в профиль.
Слайд 38Выполнение задания №28 из 2 линии
п. Д выполняется на основе
рисунка собаки в профиль.
Для этого форма хвоста сравнивается с одной
из 5-7 позиций.
Для данного случая – Д4 - крючком
Слайд 39Пункты характеристики объектов 3 линии (лошади)
А. Постановка головы (по схеме
из 3 позиций)
Б. Форма головы (по схеме из 6 позиций)
В.
Форма спины (по схеме из 3 позиций)
Г. Расположение запястья передней конечности (по схеме из 3 позиций)
Д. Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку задней поверхности седалищного и пяточного бугров) (по схеме из 5 позиций)
Слайд 40Для успешной работы с этой линией надо вспомнить строение лошади
Слайд 41Выполнение пункта А
Необходимые разъяснения
длина шеи равна или несколько меньше длины
головы, шея от основания к ушам заметно суживается – короткая
шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 42длина шеи равна или несколько меньше длины головы, шея от
основания к ушам заметно суживается – короткая шея
длина шеи больше,
чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо – длинная прямая шея
длина шеи больше, чем длина головы, шея от основания к ушам суживается слабо, имеет хорошо выраженный изгиб – длинная лебединая шея
Слайд 43Выполнение пункта Б
Необходимые разъяснения
Морда - передняя часть головы позвоночных животных,
часть лица ниже глаз (нос, нижняя и верхняя челюсти).
Слайд 44Выполнение пункта Б
Линия переносицы прямая
расстояние от ноздрей до губ значительно
меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – клиновидная голова
расстояние
от ноздрей до губ незначительно меньше, чем расстояние от подбородка до ушей – прямая голова
Линия переносицы имеет изгибы
Перед ноздрями хорошо заметен бугор - горбоносая
Слайд 46Выполнение пункта В
Нужно провести линию от начала шеи до начала
крупа (задней части лошади).
Слайд 48Выполнение пункта Г
Расположение запястья передней конечности (относительно линии, соединяющей середину
локтя с задней частью копыта)
Напомним строение передней конечности лошади
Для выполнения
пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить
Слайд 49Выполнение пункта Д
Постановка задних конечностей (относительно линии, соединяющей крайнюю точку
задней поверхности седалищного и пяточного бугров)
Нужно напомнить, что у лошади
голеностопный сустав (соединяющий кости голени и стопы) именуется «путовым», а также показать, где у лошади расположена пятка
Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить со схемой, подобрав подходящее положение из 5 позиций
Слайд 50Выполнение пункта Д
Нужно напомнить, что у лошади путовым называют сустав,
соединяющий кости плюсны и фаланги пальцев задней конечности, а также
показать, где у лошади расположена пятка
Для выполнения пункта нужно взять линейку, провести линию через две точки и сравнить со схемой, подобрав подходящее положение из пяти позиций. Только точки должны быть выбраны верно!
Пятка
Не пятка
Слайд 52Задание №26
Пояснения по выполнению задания № 26 необходимы, поскольку нынешние
УМК не уделяют должного внимания формированию умения характеризовать незнакомый объект
по известным критериям.
Данное задание оценивается в 3 балла, поэтому его верное выполнение весьма важно для итогового результата выпускника