Слайд 2Понятия
Экономика
Факторы производства
Блага
Макроэкономика
Микроэкономика
Вопросы экономики
Потребности
Способы производства
Специализация
Производительность труда
Слайд 3Вспомните:
- В чем заключается проблема
ограниченности;
- В чем
разница между свободными и ограниченными благами;
- Что такое факторы производства
и
в чем проблема их ограниченности.
- Что показывает пирамида Маслоу?
Слайд 4Определите, что из ниже перечисленного относится к факторам производства:
Деньги в
сейфе кассира банка
Конвейерная линия
Рабочая сила
Время, затраченное на производство товара
Лиственничный лес
Восточной Сибири
Слайд 5«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и
холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив,
а конь его будет мёртв, а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется»
Русская народная сказка
Слайд 6КОЛОБОК
Понятие производственных ресурсов: ---человеческие ресурсы (труд), природные ресурсы (земля),
капитальные
ресурсы (капитал),
предпринимательская способность (принятие решений и риск).
Слайд 7КОЛОБок
Чтобы испечь героя сказки,
во-первых, пришлось найти того, кто бы
это сделал, кто бы приложил свой труд, использовал свою рабочую
силу (бабка).
Во-вторых, для осуществления производства надо было иметь муку, печь, дом (капитал).
В-третьих, понадобился участок земли для дома, в котором всё происходило.
В-четвёртых, ничего бы не было, если бы дедке не пришла в голову идея испечь колобок (предпринимательские возможности). Дедка позаботился о работнике (нанял бабку), подумал о сырье (предложил поскрести по сусекам), о средствах производства (заранее вложил их в строительство дома с печкой), подумал о сбыте (съесть колобок) и взял на себя весь риск от операции.
Слайд 8 вопрос: Почему бабка произвела только один колобок, а не два,
десять или тысячу?
Слайд 9– Рассмотрим ситуацию
– Здорово, Макс. Ты пойдешь на новый фильм
«Код да Винчи»? Мне не терпится посмотреть.
– Хотел бы, но
не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще позубрить формулы. Иначе я получу пару.
– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь. Без проблем – и тройка обеспечена.
– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция баскетбола. Если не заниматься, то уж лучше сходить на баскетбол.
– А мы пойдем на пятичасовой сеанс и ты успеешь вернуться к 7 часам вечера.
– Хорошо. Только дай я посчитаю, сколько у меня осталось денег до конца недели: пятнадцать, двадцать, семьдесят, двести десять рублей до пятницы. Это и для талонов на питание!
– Ешь булочки с чаем! А я-то думал, ты на самом деле хочешь посмотреть этот фильм.
– Я действительно хочу. Ладно, мой желудок потерпит до четверга. Выходим без четверти шесть?
Слайд 10Настоящие затраты – не рубли, это альтернативные возможности, от которых
мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе. Сотня рублей,
которые Макс израсходует в кино, представляет несколько его любимых блюд, которыми он готов пожертвовать ради фильма.
Слайд 11Поразмыслим об альтернативной стоимости и эффективности принятого Максом решения.
Слайд 12Рассмотрим ещё один пример
В течение 3 дней в одном из
региональных центров России состоится ярмарка по заключению контрактов на производимую
продукцию средним бизнесом. Из одного города на ярмарку выезжают 2 бизнесмена. Но один из них летит самолётом, а другой едет поездом. Кому поездка обойдётся дороже?
Слайд 13Маржинальный анализ– метод нахождения наилучшего уровня вашего выбора, вашей деятельности:
сколько часов посвятить такой-то работе, сколько купить музыкальных дисков и
пр.
Слайд 14Решить задачу
Квалифицированный врач-косметолог, который за один час своей работы зарабатывает
400 рублей, решает постелить паркет в своей квартире. Он обладает
достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный пакетчик. Ему требуется на выполнение работы 50 часов, а паркетчику – 70 часов. Выгодно ли врачу-косметологу нанимать паркетчика, если расценки паркетчика составляют:
200 руб. за один час работы;
300 руб.;
400 руб.;
500 руб.
Слайд 15принцип рационального экономического поведения
Тот, кто принимает решение, выберет любую альтернативу,
в которой предельный выигрыш будет превышать предельные затраты, и отвергнет
любую альтернативу, в которой предельные затраты превышают предельный выигрыш – принцип рационального экономического поведения
Слайд 16Ответить на вопросы:
Что лежит в основе ограниченности благ?
Что входит в
факторы производства?
Какой из факторов, на ваш взгляд, вы считаете основным?
Продолжите
предложения «Альтернативная стоимость – это …»
«Маржинальный анализ – это …»
Легко ли было принимать решения?
Наш урок позволит вам принимать эффективные решения?
Слайд 17Ограниченность ресурсов и факторов производства
Проблема выбора
Совершая свой выбор в условиях
ограниченности экономических благ и факторов производства люди ведут себя РАЦИОНАЛЬНО.
Слайд 18Рациональное поведение предполагает::
Добиться наибольшего результата при имеющихся в распоряжении ресурсах,
т.е. максимизировать результат при данных затратах или минимизировать затраты для
достижения лучшего результата.
Может быть «неправильным» с точки зрения морали.
Предполагает постановку целей.
Руководствоваться теми или иными критериями выбора
Слайд 19Ограниченность в экономике - это недостаточность объема имеющихся ресурсов всех
видов для производства того объема благ, который люди хотели бы
получить.
Слайд 20Последствия ограниченности
1. закрепление экономических ресурсов в собственность
2.проблема выбора (на что
потратить?)
Слайд 21Альтернативные затраты и издержки
Альтернативными затратами товара или услуги могли бы
служить те товары или услуги, от которых приходится отказаться ,
чтобы приобрести товар или услугу, которому(ой) отдано предпочтение. Но определяются альтернативные затраты. НАИЛУЧШИМ ИЗ ОТВЕРГНУТЫХ ВАРИАНТОВ.
Слайд 22Альтернативная затрата-товар или услуга которые отвергаются в пользу другого.
Альтернативная издержка-(цена
выбора) денежное выражение альтернативной затраты.
Слайд 23Задание 1.
Петя Сидоров решил заниматься теннисом. Посещение корта –
дело дорогостоящее, а денежные средства студента Пети ограниченны, поэтому ему
придется отказаться от затрат на удовлетворение других потребностей. Что в этом случае может выступить в качестве альтернативной стоимости: - затраты на посещение театров - затраты на изучение японского языка - затраты на еду и одежду - затраты на занятия верховой ездой.
Ответ. Все, кроме еды и одежды
Слайд 24Задание 2.
Татьяна могла пойти на работу на фабрику и получать
з/пл. 17.000 руб., могла работать секретарем- машинисткой с з/пл. 20.000
руб. Но она пошла учиться в Высшую школу экономики, просчитав все перспективы. Определите альтернативную стоимость выбора Татьяны.
Ответ. 20.000 руб.
Слайд 25Проблема выбора:
что выпускать и сколько выпускать.
- объем производства
-
развитие производства
- политика государства
- рынок
Кривая производственных возможностей
-
это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Слайд 26КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Комбайны
Слайд 28Принципы построения:
Кривая строится в координатах продукт-продукт;
Всегда есть граница максимального использования
ограниченных ресурсов: увеличения выпуска одного продукта сокращает выпуск другого;
Точка вне
КПВ говорит о переиспользовании ресурсов;
Точка внутри КПВ показывает о неэффективном использовании ресурсов;
НТП перемещает границу производственных возможностей, способствует более полному удовлетворению потребностей.
Слайд 29Производственные возможности- возможности общества по производству экономических благ при эффективном
использовании всех имеющихся ресурсов и при данном уровне развития техники
и технологии.
Кривая производственных возможностей- это экономическая модель, показывающая различные комбинации выпуска двух товаров при данном объеме ресурсов и определенном уровне развития техники
Слайд 31Д/З
Глава 1. учебника
Контрольные вопросы и задания стр. 31