Слайд 2Опера - это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством
является пение.
Слайд 5ФЛОРЕНЦИЯ
…Все те искусства, которые служат к развитию лучших духовных сил
человека, имеют сродство и связаны между собой как будто некою
общей цепью.
Цицерон
Слайд 6АНТИЧНЫЙ ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ. V-IV ВВ. ДО Н. Э.
САФО И
АЛКЕЙ. ПОЭТЫ VII В. ДО Н.Э. РОСПИСЬ КРАТЕРА.
V В.
ДО Н.Э.
Слайд 7Содержание оперного спектакля раскрывается при помощи музыки, сценического действия, декораций
и танца.
Слайд 9Декорация – это оформление сцены и спектакля, общий вид места
действия.
ХУДОЖНИК А.ВАСНЕЦОВ
ХУДОЖНИК А.РОЛЛЕР
ХУДОЖНИК И.СУМБАТАШВИЛИ
Слайд 10ЭСКИЗЫ КОСТЮМОВ
ХУДОЖНИК К.КОРОВИН
Слайд 11ХУДОЖНИК В.ВАСНЕЦОВ
ХУДОЖНИКИ Ф.ШЛОССМАН И Х.ЛООСЕН
Слайд 12Либретто – это литературный текст оперы. Текст может быть издан
отдельной книжечкой небольшого формата. Она тоже называется «либретто».
Слайд 14Опера может начинаться с пролога (вступительной картины), а заканчиваться эпилогом
(заключительной картиной).
Слайд 15ВОКАЛЬНЫЕ НОМЕРА
Вокальные номера – это законченные эпизоды для вокального исполнения.
Их можно разделить на сольные, ансамблевые и хоровые.
Слайд 16Сольные номера предназначены для
одного исполнителя.
Слайд 17Ария – это основное средство музыкальной характеристики оперного героя.
Итальянское
слово «ария» переводится как «песня», «воздух», «дыхание».
Слайд 18К разновидностям арии относятся: ариозо, ариетта, каватина.
Слайд 19К сольным номерам
относятся песня,
романс и монолог.
Монолог – сольное
музыкальное высказывание персонажа, написанное в свободной форме.
Слайд 20Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях.
Слайд 22Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей.
К ним относятся дуэт, терцет
(или трио), квартет, квинтет и т. д.
Названия ансамблевых номеров –
это латинские и итальянские термины, которые указывают количество певцов в ансамбле.
Слайд 24Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей. Они различаются
по составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков.
Слайд 25ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
Певческие голоса различаются по высоте и характеру звучания –
тембру.
Слайд 26ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА
Сопрано
Меццо-сопрано
Контральто
Слайд 27Роли юношей и мальчиков-подростков часто пишутся для контральто.
Слайд 29ОРКЕСТР
Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева
Слайд 30«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых нет и
не может быть в вокальной мелодии, всегда несколько неопределённой в
отношении драматического смысла: оркестр должен придать музыкальной мысли определённое движение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь».
М.И.Глинка
Слайд 31Лейтмотив – это музыкальная тема, связанная с определённым персонажем, чувством,
явлением или идеей данного произведения.
Слайд 32Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. К
ним относятся увертюра, музыкальный антракт, балетные сцены и музыкальные картины.
Слайд 33Музыкальный антракт – это оркестровое вступление к какому-либо действию оперы.
Музыкальные
картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов
в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене.
Слайд 35Увертюра – оркестровое вступление к опере.
Дирижёр Евгений Светланов
Слайд 37…Относитесь к опере без всякой предвзятости. Опера-искусство демократическое и доступно
каждому, кто хочет им воспользоваться. Познакомьтесь с оперой, быть может,
вы её полюбите, и она обогатит вас духовно. Понять оперу не так уж трудно. Надо только захотеть!
Борис Покровский. «Путешествие в страну ОПЕРА»
Слайд 38Д/з - Сделать краткий конспект ( по презентации) в раб.тетрадь
по музыке. По желанию посмотреть оперу «Садко» Римского-Корсакова.